Краткий трактат о памяти
Личное мнение – рассуждение,
на основе знаний и наблюдения
Память. Порассуждаем.
Толчком к размышлению на данную тему стало стихотворение Льва Дроздова -Лада - "Память". Сначала - как отзыв на него. Но получилась - коротенькая информационная, "научная" статья "филолого-психологического" характера.
И так - память. Что ж это такое?
"ПАМЯТЬ" - даже в самом этом слове - каждый звук есть - элемент праязыка. Того, самого первого, стоящего у истоков истории эволюции нашего языка. Того самого праязыка,в котором человек суть вещей ( событий, состояний, действий и т.д.)обозначал каким - либо звуком.
И звук мог быть полисемантичен ( многозначим).
Исходя из этого - перед нами, с т. з. современных понятий - СЛОВО.
С т. з. же того - праязыка - ПРЕДЛОЖЕНИЕ, которое можно перевести на "наш" язык примерно так:
П - пытливо ( любознательно)наблюдать - А - пространство ( всё, что имеется вокруг в нём, на нём и в нас самих) и все -М- вместе -М- молча - Ять (имети) - иметь.
П - пытливо
А - пространство (округа, мироздание)
М - вместе, молча, мысленно (однокоренные, где основной корень есть звук - М - мысль, молча, мнить, мнение, мечтать, маяться, мудр -и т.д.)
Ять - иметь
Молча иметь. Всё наблюдаемое в пространстве не только глазами, но и слухом, обонянием, осязанием - вкупе, всё это молча иметь в себе (Яти, ять, мати, сохранившееся в укр. яз - мати: май на увази! У тебе це ма? Ти маешь це? Ни. Немае. Або - Да. Маю. У мене це е.)
Между прочим: вот как раз в этом примере есть подтверждение, что праязык (первый, самый первый способ общения - речь) наш состоял из отдельных звуков, которыми люди ( общающиеся на определённой местности) что-то обозначали, как вот тут - Е. Элемент миллионнолетнего тому назад языка - звук - Е - до наших дней сохранился в украинском языке, сохраняя и свое исконное смысловое значение - е? Е! (есть? имеется? есть!).
Этот звук - слово, корень смысла. От него и в современном языке производные: - есть, т. е. - это какая-то СУТЬ - ИМЕЕТСЯ.
Естество, еда, день, неделя, днесь, речь и т. д. – слова, где основной смысловой корень есть звук - Е.
Да, первичная память, в период, когда человеческое общение было в основном при помощи жестов, мимики, начертаний, узелков - состояла из ОБРАЗОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Представлений, полученных за счёт в основном - зрения, ощущения, обоняния, осязания.
Современные учёные эту способность человека в тот период - образно мыслить и образно хранить сведения, информацию об окружающем мире и своих внутренних ощущениях, состояний, на которых зиждились рефлексы, импульсы, поведение человека - называют ПЕРВОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ.
Элементы её не исчезли из возможностей человека, сохраняются до сих пор и используются. Но с развитием речи - реже. Зачем ждать, пока товарищ обернётся и увидит, как вы машете рукой, приглашая его подойти к вам, когда теперь можно крикнуть:
-Эй! Толик! Подойди ко мне, да быстрее!
С развитием речи, когда человек уже осилил не только общение при помощи отдельных звуков, но и при помощи их сочетаний, типа: на, дай, под и т. д., которые мы называем - слогом.
И даже более - при помощи сочетаний слогов в слова, слов - в целые тексты ( для нас - предложения) - и уже фиксировал в своём мозгу эти звуковые единицы (малые и большие) - мы говорим уже о его ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.
То есть, когда Человек, научился, получил достаточный опыт, ЗНАНИЯ, общаться при помощи звуковых единиц (простых и сложных), который мы и называем - РЕЧЬЮ, или - орудием общения - "языком".
Звуки, слова, словосочетания, предложения стали преимущественными СИГНАЛАМИ ОБЩЕНИЯ.
УДОБНЫМИ. Тем более - сейчас, в век развитых технологий.
Зачем, например, разводить костёр, чтоб кому-то на расстоянии дать СИГНАЛ бедствия или иной какой- либо условности, когда можно набрать номер мобильного и сказать что надо!
И ваш звуковой СИГНАЛ услышат на том конце эфира, и память выдаст "на гора" нужные образы, которые заставят выполнить необходимые действия, т.е. сработает какой-то выработанный уже рефлекс на звуковой сигнал.
Да, память - это как бы и простой способ сохранения информации в мозгу человека ли, собаки, ворона ли и т. д.
Но и - самый сложный по своей технологии.
Ведь в голове нашей, в мозгу, нет же диктофона или записывающего аппарата из металла. Но таков АППАРАТ, и очень универсальный, всё таки - есть в нашем мозгу, и заложен он самой природой ли, Творцом ли, с самого нашего зачатия.
И работает универсально.
Вот именно - с невозможностью научным миром во всех тонкостях изучить этот процесс работы - этот процесс, называемый ПАМЯТЬЮ, и остаётся пока - сложным.
Свидетельство о публикации №121060904223
Лидия Толченникова 04.10.2022 10:30 Заявить о нарушении
Гладнева Ольга Антоновна 11.10.2022 01:15 Заявить о нарушении