Маргарита человек разумный часть 945
О таинственном звере «весе» рассказывает тобольский краевед П.Городцов в очерке «Поездка в Салымский край», изданном в 1911 году. Оказывается, колымские ханты были знакомы со странным зверем «весь». Этот «монстр» был покрыт густой, длинной шерстью и имел рога. Иногда «веси» затевали между собой такую возню, что лед на озере ломался со страшным грохотом.
Вот еще одно очень интересное свидетельство. Во время знаменитого похода Ермака в Сибирь в дремучей тайге его воины видели огромных волосатых слонов. До сих пор специалисты теряются в догадках: кого встретили дружинники? Ведь настоящих слонов в то время на Руси уже знали. Они содержались не только в царском зверинце, но и при дворах некоторых воевод. Теперь обратимся к еще одному пласту информации - к легендам, сохранившимся у местных жителей. Обские угры, сибирские татары были уверены в существовании северного исполина и подробно описывали его П.Городцову именно так, как говорится в цитате, помещенной в начале статьи.
Встречали этого «вымершего» великана и в ХХ веке. Западная Сибирь. Мелкое озеро Леуша. После празднования Троицына дня возвращались в деревянных лодках парни и девушки, играла гармошка. И вдруг в 300 метрах от них из воды поднимается огромная волосатая туша. Кто-то из мужиков закричал: «Мамонт!» Лодки сбились в кучу, и люди со страхом наблюдали, как появившаяся над водой трехметровая туша несколько мгновений качалась на волнах. Потом волосатое тело нырнуло и исчезло в пучине.
Таких свидетельств много. Например, известный исследователь исчезнувших животных Майя Быкова рассказывала о летчике, видевшем мамонта в Якутии в 40-е годы. Причем последний также погрузился в воду и уплыл прочь по озерной глади.
Не только в Сибири можно встретить мамонта. В 1899 году в американском журнале «Мак Клюрс Мэгэзин» была напечатана заметка о встрече с мамонтом на Аляске. Когда ее автор Х.Тьюкман путешествовал в 1890 году по рекам Сент-Майкл и Юкон, он долго прожил в одном небольшом индейском племени и услышал там много интересных рассказов от старого индейца Джо. Однажды Джо увидел в книге картинку слона. Он пришел в возбуждение и сказал, что встречал это животное на реке Поркъюпайн. Здесь в горах находилась страна, которую индейцы называли Ти-Кай-Коя (след дьявола).
Джо и его сын отправились настрелять бобров. После долгого пути по горам они вышли в обширную, поросшую деревьями долину с большим озером посредине. За два дня индейцы сделали плот и перебрались через длинное, как река, озеро. Вот там-то Джо и увидел огромное животное, напоминавшее слона: «Он лил на себя воду из своего длинного носа, а перед его головой торчало два зуба длиной в десять ружей каждый, загнутые и сверкающие на солнце белизной. Его шерсть была черной и сверкающей и висела по бокам точно пучки сорной травы на ветвях после половодья... Но вот оно легло в воду, и побежавшие через тростник волны достигли наших подмышек, такой был всплеск».
И все же где могли спрятаться такие громадные животные? Попытаемся разобраться. Климат в Сибири изменился. В хвойной тайге пищи не найдешь. Другое дело - по долинам рек или около озер. Правда, богатые заливные луга сменяются здесь непроходимыми болотами, и удобнее всего к ним подобраться по воде. А что мешает это сделать мамонту? Почему бы ему не перейти на земноводный образ жизни? Плавать он должен уметь, и неплохо. Здесь мы можем опираться не только на легенды, но и на научные факты. Как известно, ближайшими родственниками мамонтов являются слоны. И вот совсем недавно выяснилось, что эти великаны - прекрасные пловцы. Они не только любят купаться на мелководье, но и заплывают на несколько десятков километров в море!
Но если слоны не только любят купаться, но и делают многокилометровые заплывы в море, то почему бы не уметь это и мамонтам? Ведь они - ближайшие родичи слонов. А кто их дальние родственники? Как вы думаете? Знаменитые морские сирены - животные, превращенные в мифах в сладкоголосых женщин-русалок. Они произошли от наземных хоботных животных и сохранили общие со слонами признаки: грудные молочные железы, смену коренных зубов в течение всей жизни и бивнеподобные резцы.
Оказывается, не только у сирен есть слоновьи признаки. Слоны тоже сохранили некоторые свойства, характерные для морских животных. Совсем недавно биологи обнаружили, что они способны издавать инфразвуки на частоте ниже порога чувствительности человеческого уха и воспринимать эти звуки. Причем органом слуха у слонов служат вибрирующие лобные кости. Такими способностями обладают лишь морские животные, например киты. Для сухопутных животных это уникальное свойство. Вероятно, кроме этого свойства слоны и их родичи мамонты сохранили и другие качества, облегчающие их переход на водное существование.
И еще один довод в пользу существования мамонта на Севере. Это описание таинственных животных, обитаю щих в холодных озерах Сибири. Первым увидел странное животное, обитающее в якутском озере Лабынкыр, геолог Виктор Твердохлебов. 30 июля 1953 года ему повезло так, как не везло ни одному из исследователей непознанного вот уже почти полвека. Находясь на плато, возвышавшемся на поверхности озера, Виктор наблюдал «нечто», едва поднимавшееся над поверхностью воды. От темно-серой туши животного, тяжелыми бросками плывущего к берегу, треугольником расходились большие волны. (Михаил Таранов, кандидат геолого-минералогических наук).
Чучуна
Предания о «снежном человеке» обычно описывают два вида этого существа: бигфута и йети.
Но в горах Якутии и южнее до Сихотэ-Алиня ходят легенды про третий, уникальный вид - чучуну. От других «реликтовых гоминид» чучуну отличают длинные, развевающиеся на бегу волосы. Стройный, среднего роста и атлетического сложения, среди прочих «снежных людей» он выделяется цивилизованностью. Чучуна покрыт шерстью и боится огня, однако носит грубые одежды из шкур и охотится, применяя оружие - камни, костяные ножи, а иногда и луки. И если бигфуты и йети всегда молчаливые одиночки, то чучуны обычно появляются вдвоём или втроём, переговариваясь с помощью пронзительного свиста.
Казалось бы, при таком обилии сведений, установить местонахождение чучуна, а тем более, найти его следы, оружие или, на худой конец, останки не составит для исследователей труда. Но не тут-то было! За все время поисков не удалось найти абсолютно никаких следов снежного человека. Смущало ученых и отсутствие какого-либо потомства чучуна.
В свете всего этого в научной среде сложилось мнение, что чучуна - это чудом спасшиеся с отколовшихся льдин охотники и рыболовы с берегов Чукотки. По местным традициям, они не могли возвратиться в свои жилища, так как их уже считали мертвыми. Жизнь в пещерах ожидала и тех, кто преступал законы людского племени: убийц, грабителей, насильников - все они подвергались изгнанию со стойбищ.
Лишенные всего, попавшие в незнакомые места, изгнанники быстро дичали. Голод вынуждал их добывать пропитание охотой, а нередко - воровством и даже грабежами. В организме человека, попавшего в экстремальные северные условия (при температуре зимой до-50°С) происходили кардинальные изменения. Он обрастал шерстью, одновременно неимоверно увеличивалась его физическая сила. Лишенный общения с себе подобными, он постепенно забывал человеческую речь. Ученые отмечали и то обстоятельство, что с началом механизации рыбной ловли при социализме, совершенствовании морского промысла на Чукотке, легенды и предания о чучуна стали забываться.
В 1929 году в газете «Автономная Якутия» была напечатана статья «Чучуна». Содержание статьи сводилось к тому, что еще со времен царизма на Севере живет никому не ведомый дикий народ. Авторы утверждали, что чучуна - реальное существо. Приводились свидетельства очевидцев, воочию видевших снежного человека. Указывалось, что излюбленное место обитания чучуна - Бутантайский наслег Верхоянского улуса.
До революции здесь ежегодно видели чучуна. По свидетельствам очевидцев, чучуна - высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, вооружен луком со стрелами. Отмечался случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшими камнями.На чучуна пробовали охотиться. Двух или трех в разное время удалось убить из берданки. Трупы закопали, и охотники упорно скрывали это от властей, боясь преследования за убийство.
Естественно, мимо внимания ученых не могли пройти подобного рода факты. В первые годы советской власти изучением материалов о чучуна занимался профессор-геолог Петр Людовикович Драверт. Он написал статью «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов», которую напечатал в 1933 году журнал «Будущая Сибирь».
Передвигаются в одиночку или мелкими группами, придерживаясь малонаселенных или пустынных мест. Умеют разжигать огонь. Они нападают на охотников-одиночек, но только тогда, когда чувствуют недоброе к себе отношение. Кроме того, было несколько случаев, когда мулены отбирали у охотников одежду и оружие. Сейчас эти загадочные существа почти вымерли. Статья заканчивалась призывом взять чучуна под охрану советских законов, тем самым спасая для науки древнейший сохранившийся народ Северной Азии.
Драверту возражал известный якутский ученый-этнограф Г.В. Ксенофонтов. Опираясь на тот же фактический материал (легенды, свидетельства и опросы местных жителей), что и его оппонент, Ксенофонтов пришел к выводу, что чучуна существует лишь в устном народном творчестве как мифологизированный персонаж. «Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания.
А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатанги до Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов. Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены», - утверждал Ксенофонтов.
Норвежские саги упоминают об утбурдах - нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются ещё и рэккены, не имеющие аналогов в тёплой Скандинавии. («Комсомольская правда»).
Свидетельство о публикации №121060901668