Маргарита человек разумный часть 942
Таинственные животные в Чукотке
Анкы-келе
Анкы-келе - в мифологии Чукотки дух-хозяин моря
Анки-Киеле - вариант русского написания имени Анкы-келе. В мифологии Чукотки Анкы-келе является духом-хозяином моря. Учитывая, что чукча Онно никак не певица Мадонна, добыть более подробную информацию о нем - задача трудновыполнимая. Но трудно не значит невозможно. Интересующий нас рисунок хранится в государственном музее истории религии в Петербурге. Именно там можно получить более подробную информацию о его происхождении.
Итак, рисунки Онно мир увидел благодаря стараниям исследователя чукотской культуры Игоря Петровича Лаврова. Он познакомился с Онно в 1940 году на Культбазе в поселке Лаврентия, где преподавал рисунок в изостудии Дома народов Севера. Лавров попросил Онно создать целую серию карандашных работ на тему образов чукотской мифологии, а в 1947 году опубликовал их в журнале «Советская этнография» (Советская этнография №2, И.П.Лавров. Рисунки Онно «К мифологии чукчей»). Надо сказать, Онно был хорошо знаком с этой тематикой, поскольку в юности он готовился стать шаманом и прошел обучение у старого опытного шамана по имени Анкауге.
Рисунок Анкы-келе был первой карандашной работой Онно (еще до освоения карандашной графики он славился как отличный резчик по кости). По свидетельствам И.П.Лаврова, для жителей приморских поселков изображение оказалось очень убедительным и они без труда узнавали в нарисованном существе Хозяина моря. Вокруг него плавают киты и другие морские звери, а над водой нарисован шаман, готовящийся отправиться в подводный мир для встречи с Анкы-келе. Считается, что Хозяин моря изображен на рисунке в виде огромного камня, поросшего водорослями. Однако, вероятнее всего, Онно имел ввиду нечто иное, нежели валун и водоросли. Чтобы понять о чем речь обратимся к работам еще одного именитого исследователя культуры и истории народов Чукотки Владимира Германовича Богораза.
В своей книге «Чукчи», том 2 «Религия», глава первая «Религиозные представления/владетели или хозяева (619: Т.2, с.8) Богораз приводит следующее описание Анкы-келе: «...с рыбьим телом и огромной косматой головой».
Тут же упоминается другой рисунок, не вошедший в книгу, который изображает большого морского духа с длинными волосами «на голове и на заду». Кроме того, в той же книге в главе «Охранители у приморских чукч/Семейные охранители» мы встречаем изображение фигурок морского духа с характерными ластообразными конечностями и его собаки. Таким образом складывается довольно четкий образ Хозяина моря, имеющего рыбье тело (либо тело какого-то морского зверя), почти человеческие руки и большую лохматую голову. Посредником между простыми людьми и Хозяином моря призван выступать шаман. (Богораз, В.Г. «Чукчи»).
Снежный человек в Чукотке
Чукчи называют «диких волосатых людей» тэреке и считают их людоедами. Известный советский писатель Юрий Рытхеу, чукча по национальности, в беседе с А.И.Бурцевой, рассказал ей, что эти существа хорошо известны на Чукотке, но местные жители из суеверных соображений неохотно рассказывают о них. Считается, что это принесёт несчастье.
Познакомимся с некоторыми рассказами очевидцев:
И.Санков, житель посёлка Кенда Хабаровского края, рассказал о своей встрече с волосатым человекоподобным существом в районе озера Соболёк. Это произошло 31 августа 1965 года. Сонков и ещё двое мальчишек половили рыбу и, возвращаясь, домой заблудились. Они остановились у перекрёстка дорог, чтобы дождаться кого-нибудь из взрослых. Неожиданно вдалеке показался человек, которого они сначала приняли за чукчу. Когда же этот «человек» приблизился, ребят удивило, почему он летом ходит в шкурах. Но «человек» вдруг встал на четвереньки и стал что-то ловить в траве. Ребята притаились и стали наблюдать за ним.
Теперь они ясно видели, что на нём не оленья шкура, а его собственная шерсть бурого цвета. Через некоторое время «чукча» выпрямился и на двух ногах пошёл дальше. Через два года, примерно на том же месте, Сонков с отцом обнаружили следы босых человеческих ног. Чукчи босиком никогда не ходят.
«Дикого человека» в тех местах называют «кэле» или «пикилян».
А вот, что рассказал известный московский киноактёр В.Чеботарёв, выросший на Чукотке, в посёлке Гветинот: В 1970 году он с двумя приятелями возвращался с охоты. Идя вдоль линии электропередач они заметили под одной из опор, как им показалось, бочку из-под горючего (таких бочек по всему побережью Чукотки и вдоль автомобильных трасс разбросано великое множество). Охота была неудачной, и ребята решили для развлечения пострелять по этой бочке. Не успел первый из них нажать курок, как «бочка» зашевелилась и, выпрямившись, превратилась в огромного волосатого человека.
Рост его, по словам Чеботарёва, достигал двух третей столба (при стандартной высоте столба 6 метров получается, что рост этого существа был не меньше трёх метров). «Дикий человек» большими шагами двинулся в сторону реки и скрылся в прибрежных кустах. Инженер О.В.Шаров в своём письме рассказал о встрече с «диким человеком» в 1989 году в Иультинском районе Чукотки, на реке Амгуэме, где он работал в экспедиции. Все члены экспедиции уехали за продуктами. На база остались только он и его жена. Несколько дней они жили вдвоём, проводя необходимые наблюдения и записывая показания приборов. 20 октября он, выполнив наблюдения на склоне сопки, в полутора километрах от базы, возвращался домой.
Шёл мокрый снег с дождём, видимость была отвратительная. Спускаясь по склону, он увидел впереди себя какую-то тёмную движущуюся массу. Решив, что это может быть медведь, он остановился. В это время «масса» медленно выпрямилась, и перед ним во весь свой огромный рост встало обезьяноподобное существо с могучими мускулистыми руками, которые у него свисали почти до колен.
Встреча продолжалась всего несколько секунд, так как, увидев человека, странное существо, не торопясь, повернулось к нему спиной и скрылось в сетке дождя. Тем не менее, Шаров кое-что успел рассмотреть: мощное тело этого существа было покрыто довольно длинной светло-серой шерстью. Рост его был не меньше 220 – 230 сантиметров, но возможно и больше, так как Шаров находился выше его по склону и наблюдал его сверху. Кроме того, оно сильно сутулилось. Особенно запомнилось Шарову лицо – оно было почти полностью обволошено, как и все тело, глубоко посаженные глаза.
Волос не было только под глазами. В целом лицо напоминало обезьянье. Позже Шарову местный краевед из посёлка Гветинот рассказывал, что охотники зимой видели подобное существо, и тоже на Амгуэме, но в верховьях. Оба случая произошли в 1989 году. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Из кустов вышло существо ростом 2,5 метра...
Между прочим, были несколько случаев наблюдения снежного человека и на территории Чукотского автономного округа. Так, самый последний из них относится к середине 80-х годов прошлого столетия, когда киевские геологи, работавшие в экспедиции в Шмидтовском районе, несколько дней подряд наблюдали странное обезьяноподобное существо.
Последнее не выказывало никаких признаков агрессии и как будто тоже с нескрываемым интересом рассматривало людей. Но когда кто-то из сотрудников геологической партии пытался приблизиться к находившемуся на отдалении незнакомцу, тот немедленно давал «задний ход» и убегал. А вот что рассказал «КС» ныне житель в Москвы Владимир Куперский, который родился и вырос в Анадыре:
- Сам я не был свидетелем этого случая, поэтому передаю все по памяти, так, как поведал мне покойный ныне отец, трудившийся раньше в одной из строительных организаций. В 1977 году его бригада работала в селе Марково. И вот в один из теплых летних дней он вместе с друзьями отправился на рыбалку, благо, был выходной. Сам он говорил, что все были абсолютно трезвыми - чтобы усмешек соответствующих не возникало...
Так вот, когда они готовили снасти, один из приятелей отца обратил внимание остальных на странное шевеление кустарника на противоположном берегу реки. А был редкий безветренный день, поэтому все удивились. Но еще больше изумились, когда из кустов на берег вышло какое-то странное, обросшее шерстью существо ростом метра два с половиной, одновременно похожее на человека, но в то же время, не имеющее с ним ничего общего. Отец вспоминал, что, несмотря на расстояние всего в каких-то 40 метров, отделявшее их от монстра, никто особо не испугался - у мужиков были с собой охотничьи ружья. Но поначалу двинуться от удивления не могли - все вытаращили глаза на пришельца.
А тот, как бы особо не обращая внимания на людей, спокойно напился из реки и также стал разглядывать всю честную компанию. Когда примерно через минуту оцепенение прошло, один из мужиков бросился в палатку, где у него лежал фотоаппарат. Но существо словно бы почуяло неладное и неторопливо, с чувством собственного достоинства удалилось в густой кустарник на противоположном берегу. Как рассказывал отец, они, посовещавшись, решили после этого случая перенести место рыбалки километров на пять выше по течению. Как-то не по себе было...
Этот рассказ только подтверждает большую нелюбовь йети к фото- и видеосъемкам собственной персоны. За всю современную историю исследования этого феномена известно всего несколько случаев, когда людям удавалось сфотографировать чудище. Но каждый раз снимки эти, как назло, оказывались просто отвратительного качества. Был, правда, знаменитый случай, когда двум американцам удалось в 1967 году заснять йети на кинокамеру, но пару лет назад при тщательном компьютерном изучении пленки в лабораториях Голливуда эксперты выяснили, что эта сенсационная съемка - фальшивка, блеф, и роль снежного человека сыграл актер, на которого нацепили заранее изготовленный костюм.
Между прочим, до самой своей смерти один из авторов фильма утверждал, что кадры - истинные, а другой вынужден был признаться в обмане только под напором неопровержимых доказательств, полученных голливудскими экспертами в области спецэффектов. Зачем все это было нужно янки? Да они просто продавали кассеты с «уникальными» кадрами за немалую цену всем желающим...
Свидетельство о публикации №121060901653