Маргарита человек разумный часть 936
Черный пес – привратник смерти
Все мы привыкли к образу собаки как доброго и преданного существа, настоящего друга человека. Однако не всегда пес воспринимался столь безобидно. Издревле во многих народах из сказания в сказание переходил зловещий образ черного пса, неизменно связанный со смертью. Мифы о черном псе распространялись на очень широкой территории: от Нового Света до Сибири и Карелии – и повсюду люди воспринимали собаку как существо, соединяющее наш мир с другим, потусторонним. Связь этого знакомого и привычного всем домашнего животного со страной мертвых намного значительнее и разнообразнее, чем можно себе представить. Какую же роль играет пес в жизни после смерти?
Пес открывает путь в загробный мир
Во многих преданиях собака помогает человеку достичь мира мертвых или облегчает существование в этом мире. В Ригведе, одной из священных индийских книг, два пса бога Ямы отыскивали души умерших и доставляли их в мир мертвых. В чувашских поверьях покойники приезжают на место поминания верхом на носу собаки. Дальневосточные племена верили, что пес защищал душу охотника на ее пути в мир иной, а у ацтеков собака помогала пройти в страну теней только своему прижизненному хозяину.
Для умершего путь в загробный мир обычно прегражден каким-то препятствием – чаще всего это река. У древних греков тень человека должна была преодолеть воды холодного Стикса, огненных Ахерона и Флегетона, ледяного озера Коцит и, наконец, смыть память о земной жизни водами Леты. Во многих поверьях реки царства смерти еще более ужасны: они выглядят как потоки крови, слез, гноя или пота мертвых. Собака в этом случае оказывает душе огромную услугу, переправляя через реку на тот свет. В основном, пес перевозит умершего на большой лодке, гребя веслами, подобно человеку, однако, например, некоторые индейские племена считают, что собака осушает воды кровавых рек, чтобы помочь хозяину пройти по высохшему дну. Так душа преодолевает первые испытания на пути к загробной жизни.
Любите ли вы собак?
Любопытно, что такая помощь после смерти непосредственно связана с тем, какой образ жизни вел человек и главное – как он относился к собакам. Очень важным условием «пропуска» в мир иной являлась доброта и любовь к этим животным, дружба с ними. Особенно сильным было это верование у народов, в которых к собакам нередко относились жестоко или безразлично.
Человек, при жизни обижавший этих животных, должен был прихватить для них угощение, иначе ему не помогут. Народы Чукотки верят, что, умирая, человек сначала проходит через собачий мир, и, если он при жизни плохо обращался с собаками, они набрасываются на него и жестоко кусают. Подобные предания встречаются у многих племен и соответственно побуждают людей выделять собаку из прочих домашних животных, особо относиться к ней, заботиться и уважать это существо.
Если человек кормил собак одними костями или бил их, то после смерти эти животные так же станут обходиться со своими хозяевами. Некоторые предпочитали выращивать собак именно потому, чтобы пес помог своему хозяину пройти все трудности на пути в мир иной. Люди, жестокие к псам при жизни, умерев, навсегда остаются в промежуточном положении между земным миром и загробным.
Черный пес – сторож царства теней
Нередко пес считается хозяином подземного мира, как, к примеру, древнеегипетский Анубис – бог с головой черного пса или шакала, согласно поверьям, подготавливающий тело к погребению, а после смерти человека взвешивающий его душу и направляющий на суд к Озирису. Собака выполняла роль неизменного сторожа мира мертвых, строго отбирающего для загробной жизни только хороших, достойных людей. Злых и жестоких пес отказывается пропускать и даже проглатывает или мучит.
Впрочем, существовали и способы задобрить нелицеприятных привратников. Умершим в могилу или в карманы и рукава одежды нередко клали еду. Считалось, что таким образом душа его, встретив собаку на пути в мир иной, может кинуть ей угощение и этой хитростью победить страшного зверя. Некоторые индейцы верили, что помочь в этом случае может только оружие, поэтому хоронили вместе с человеком лук и стрелы, чтобы он сумел отбиться от пса.
Все псы попадают в рай
Существует также и верование о рае для собак, который выглядит как селение в загробном мире, куда ведет особая, предназначенная только для этих животных, тропа. Душа человека если может свернуть туда, то только по ошибке. Такое поверье встречалось у северных народов, а также, как ни странно, у некоторых индейских племен. В представлениях чукчей умерший прежде всего проходит через собачий мир. Собаки бросаются на него и кусают, если он при жизни плохо обращался с ними.
В индейском племени гуронов считается, что души людей идут на тот свет по Млечному Пути. По соседней же тропе, также обозначенной звездами и называемой «тропою собак», идут души собак. В племенах Монтаньи человека, пришедшего в селение собак, ждет испытание: если при жизни он кормил собак одними костями, то и там ему придется грызть кости как возмездие за подобное обращение с животными. (Екатерина Глазкова, специально для «АН»).
Не водитесь с русалками
Всем известно, что в реках и озерах, в морях и лесных чащах живут русалки.
А вот в каких реках и морях? Разумеется, в сказочных! Но только ли сказка предоставляет экологическую нишу русалкам и другим таинственным существам, оставляющим следы на неведомых дорожках загадочного Лукоморья? И только ли откровенные сказочники - Гофман и Вельтман, Андерсен и Погорельский, братья Гримм и два Алексея - Толстые - давали новую жизнь образам, которым заказан вход в «серьезную» литературу? А как отнестись к образам русалок у Пушкина, Лермонтова, Гоголя?
Что касается Гоголя, то классик не только обладал неподражаемым украинским юмором, но и отличался глубоким мистицизмом. Для него русалки были, пожалуй, столь же реальны, как разбирающиеся в карме «экстрасенсы» Солоха и Пацюк. Пушкин - великий скептик и насмешник. Ирония у него соседствует с драмой, веселая насмешка искрится в мистических образах. Но может быть, его ирония - «защитный экран»? И в наше время не так уж просто образованному человеку с серьезным видом толковать об НЛО или полтергейсте… Лермонтов тоже скептик, тоже ироничен, но его ирония и скепсис мрачны до инфернальности, а вот образы русалок выписаны безо всякой иронии.
И вот что еще интересно: леший у всех авторов - один и тот же мохнатый лесовик, с руками и ногами, не очень умный, но шибко шумный… Гномы у разных народов тоже не слишком различаются. А вот русалки - очень разные. Причем различия принципиальные. От головы до пояса они везде примерно одинаковы, а вот нижняя часть тела…
Пушкинские русалки человекоподобны. Одна на ветвях сидит, а ведь чтобы взобраться на дерево, нужны, кроме рук, еще и ноги. Другая, бывшая в земной жизни обманутой невестой, сохранила в русалочьем бытии все человеческие признаки, сменив только среду обитания. Таковы же русалки Гоголя. А вот у Лермонтова же «царская дочь» - совсем иная. Это уже химера, получеловек-полурыба, «чудо морское с зеленым хвостом». Оба эти образа есть и в мифологии. А русалочка у Андерсена их объединяет: с помощью морской ведьмы она трансформируется - вместо рыбьего хвоста у нее появляются человеческие ноги.
Конечно, в наше время, человек, читавший работы А. Сандерсона, Б. Эйвельманса, Б. Поршнева, И. Акимушкина, с немалой долей недоверия относится к академическому определению «мифического»… Ну что мифического остается от китайских драконов, если мы узнаем из серьезной литературы, что в императорском зверинце еще в XVI веке содержалось несколько особей? И есть подробное описание внешнего вида этих рептилий, перечислены наиболее массовые заходы их в устья рек и имена опытных ловцов; сохранились отчеты смотрителей зверинца о расходах на покупку рыбы для кормления этих «мифических» существ… Мифическими оказываются только крылья у драконов, но не они сами…
Вполне серьезно относились к мифам и отцы-инквизиторы. Изгоняя из сознания и обихода людей пережитки язычества, ученые из среды инквизиторов отнюдь не всех обитателей античных мифов объявляли существами нереальными. Я. Шпренгер и Г. Инститорис, авторы знаменитого «Молота ведьм», образованнейшие люди своего времени, нисколько не сомневались в реальном существовании фавнов, сатиров, наяд, нимф. Другое дело, что, выступая против античных культов, инквизиторы отказывали фавнам и нимфам в божественности; более того, не считали их даже представителями животного мира. Демоны, нечистые, бесы - вот кто они, эти самые фавны и нимфы! Да, реальные, но демонические существа…
В тех же странах, где не было инквизиции или других проявлений религиозного экстремизма, народные представления об этих загадочных существах сохранились до более поздних времен. Особенно примечательна в этом плане книга Д. Баянова «Леший по прозвищу Обезьяна». Это интереснейшее исследование, проведенное ученым - лингвистом и фольклористом, последователем Б.Поршнева, на основе сопоставления фольклорного и демонологического материала.
Казахские и башкирские пастухи, сибирские охотники и рыболовы (как аборигены, так и русские), чувашские и мордовские крестьяне рассказывают о том, что страшноватые, похожие на человека обитатели лесов, степей и водоемов, как и люди, рождаются, взрослеют и стареют; подобно людям, они нуждаются в пище, питье, ночлеге, общении с противоположным полом; в конце концов, они смертны… Какая уж тут мистика?!
Разумеется, читателю ясно, что речь идет о реликтовых существах - «снежных людях» современной журналистики, всех этих леших, водяных, домовых. Логика подталкивает к выводу, что нимфы, наяды, русалки, пери, вирьавы, богинки, берегини, полудницы - все они суть не кто иные, как матери, жены, сестры и дочери косматых «джентльменов». Но как в таком случае объяснить трансформацию страшных, косматых кикимор, лешачих, «растреп» и «нечес» в обольстительных нимф, наяд, пери, русалок Пушкина, Гоголя, Андерсена? Неужели чудище, преследовавшее молодого Тургенева, могло кому-то показаться «речной дивой»? Конечно, нет, но ведь и эта безобразная кикимора была когда-то молодой…
Д. Баянов в своей книге приводит свидетельства того, что молодые русалки могут быть привлекательными даже для «гомо сапиенс» (любовь зла!..). Они прилагают к этому известные усилия - в отличие от своих мужчин: расчесывают длинные волосы гребнями, которые похищают в деревенских банях. В разделе «О брачном союзе человека с дочерью лешего» приводятся данные из фольклора XIX - XX веков. «В лесу ар-сурри забегает вперед человека, нагло смеется, показывает… зовет его к себе» (Чувашия). И чем дальше по месту и времени подобные рассказы от поэта или сказочника, тем сильнее действует его воображение, превращая косматую бесстыдницу в обворожительную нимфу.
Но не только фольклор… Вот криптозоолог М. Быкова (альманах «Древо тайн», 1993) приводит рассказ участницы сравнительно недавнего события. 1952 год, Западная Сибирь. На купающегося в лесном озере парня «покушалась» некая «водяная девушка». «Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами… на меня глянули ее большие синие глаза… девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнула и, вскочив, рванула его за волосы из воды. Заметила при этом, как зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду». Старик, предостерегавший молодых лесозаготовителей от купания в этом озере (без объяснения причин), много лет спустя рассказал, что в далекой молодости здесь же был захвачен русалкой и еле спасся.
Свидетельство о публикации №121060801395