Конкурс - Метаморфозы жанра. Июнь 2021
Лето - время впечатлений. Так или иначе, но мы стремимся их получить, уехав куда-нибудь подальше. А значит, нас ожидает не только уединение, но и общение. Поделиться своими историями многие любят. А любят ли их слушать? А если эти истории изложены в стихах? На этот вопрос существуют два противоположных мнения, или две категории творческих людей. Одни считают, что если не о чем сказать, то лучше вообще не писать, потому что всё равно получится бред и пустые фантазии - такие люди ценят наличие сюжета в стихах. А вот другие считают, наоборот, сюжетные стихи - это не поэзия! Давайте разбираться, кто из них прав. Вы уже поняли, жанр месяца будет полной противоположностью суггестивной лирики, которой мы посвятили месяц май.
Итак, ИЮНЬ-21 объявляется месяцем жанра:
НАРРАТИВНАЯ ПОЭЗИЯ - РАССКАЗ В СТИХАХ
НАРРАТИВ — слово, вошедшее в моду в эпоху постмодерна. Чаще всего им заменяют понятия «повествование» или «сюжет». Оно произошло от латинского narrare — «язык повествования». Философы постмодерна позаимствовали термин из историографии, где он появился при разработке концепции так называемой «нарративной истории», рассматривающей исторические события в контексте рассказа об этих событиях. Особенность нарративной истории — в том, что она не пытается объективно оценивать произошедшее: событие становится неразрывно связано с интерпретацией.
"Нарратив" отражает современный подход к изучению рассказа как способа обработки реальности. Рассказывая по-своему, мы меняем мир под себя, и это - мощный психологический инструмент, используемый в искусстве, рекламе и политике.
В литературе нарратив — это последовательность изложения фактов и событий в произведении. Но не стоит путать его с сюжетом: нарратив — это не фабула сама по себе, а структура, на которой основана фабула, как способ изложения истории. Один и тот же сюжет можно передать с помощью разных нарративов. Например, история про Алису в Стране чудес может подаваться и как сказочный сон в детской книжке — абсурдный, но не несущий негативного заряда, и как перемежающийся с реальностью продолжительный бред сумасшедшей девочки в легендарной компьютерной игре American McGee’s Alice, где та же вымышленная вселенная полна жестокости и насилия, а Алиса вынуждена сражаться с Красной королевой, захватившей власть (то есть, история путешествия по вымышленной стране становится историей преодоления психической травмы).
Итак, если НАРРАТИВ - это способ изложения сюжета, то нарративная поэзия должна строиться по определённым принципам и должна иметь свою структуру изложения СЮЖЕТА.
Любой читатель поэзии знает, что в некоторых стихотворениях рассказывается какая-то история, а в других ничего подобного не происходит. Стихи первого типа называют нарративными (от лат. narratio — ‘рассказ’), а второго — лирическими. Оба этих типа поэзии существуют с древнейших времен: всегда были стихи, которые рассказывают историю, чаще всего долго и обстоятельно (как поэмы Гомера), а были короткие стихи, которые сосредотачивались на чувствах и ощущениях поэта. Лирических стихов в любой литературе существенно больше, чем нарративных, — как правило, они короче и пишутся чаще. Однако в более ранние эпохи в центре внимания читателей оказываются по большей части именно нарративные произведения («Божественная комедия» Данте, пушкинский «Евгений Онегин»).
В нарративных стихах внимание читателя сосредоточено на том, о чем рассказывает автор, в лирических — на том, как он рассказывает, на самой его речи. Поэтому для лирических стихов особенно важно понятие субъекта — того, кто говорит с нами с помощью поэтического текста и чьими глазами мы видим то, что в этом тексте изображено. Именно особенности субъекта создают неповторимый мир лирического стихотворения — хотя какая-то история может быть рассказана и в нем (элемент нарративности часто присутствует в лирике Николая Некрасова, Александра Блока, Евгения Рейна и многих других русских поэтов).
В нарративной поэзии субъект превращается в рассказчика (или нарратора): иногда такой рассказчик только излагает какую-либо историю (как, например, в балладах Василия Жуковского), и мы почти не замечаем его присутствия, иногда делится собственными впечатлениями от излагаемых событий и даже беседует с читателем. Так поступает Пушкин в «Евгении Онегине», когда описывает своего героя:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Грань между рассказчиком и субъектом может быть тонкой: например, тогда, когда взгляд рассказчика на происходящее столь же важен, как то, что он рассказывает, он сближается или даже совпадает с субъектом.
Нарративная поэзия может напоминать сюжетную прозу — в ней также присутствуют разворачивающийся сюжет, персонажи, вступающие друг с другом в какие-то отношения, и т. п. Самое известное нарративное поэтическое произведение в русской поэзии, «Евгений Онегин» Пушкина, недаром носит подзаголовок «роман в стихах», подчеркивающий, что текст развивается по законам прозы. Как в повести или романе, автор нарративного стихотворения может по-разному поступать с излагаемым сюжетом: двигаться от одного события к другому последовательно или, напротив, «рывками», позволяя читателю самому додумывать то, что остается недосказанным.
К нарративной поэзии можно отнести и балладу, как подвид, и сказку, и басню. Однако, в рамках данного конкурса мы обращаем внимание не на сюжеты с вымышленными или фантастическими персонажами, а ИСТОРИИ , происходящие с реальными людьми. И поэтому всё наше внимание на подвид нарративной поэзии РАССКАЗ В СТИХАХ.
Все ли стихи, в которых присутствует сюжет, можно назвать НАРРАТИВНЫМИ?
Представьте себя режиссером. Вы можете взять данное стихотворение за основу сценария и снять эпизод, сцену, короткометражку или даже сериал, чтобы были очевидными смысл и мораль?
Да?
Значит, перед вами кристальный образец нарративной поэзии.
В нарративной поэзии часто используются техники, напоминающие техники монтажа в кино: фрагменты, относящиеся к разным сюжетным линиям, свободно стыкуются друг с другом, изложение сюжета прерывается описаниями пейзажа или характеристиками действующих лиц и т. д.
В нарративном произведении всегда есть КОНКРЕТНЫЕ, а не абстрактные герои. Даже если это Он и Она, а не Маша и Петя, но определенные, а не просто мужчина и женщина.
И они не только любят или ненавидят друг друга - они делают что-то конкретное. Смеются, ссорятся, молчат, гуляют, дерутся, целуются, бегут, поют, вышивают, варят суп или летают на дельтаплане...
Стихотворение в жанре НАРРАТИВНАЯ ПОЭЗИЯ, как и любая история, должна иметь трехактную структуру: завязка СЮЖЕТА, кульминация, развязка... Как бы это ни было закамуфлировано, но это должно быть.
Иными словами, НАРРАТИВ можно не только рассказать, но и ПОКАЗАТЬ.
Ну, а теперь переходим к самому важному: НУЖНА ЛИ ВООБЩЕ ЭТА НАРРАТИВНАЯ ПОЭЗИЯ, и рассказ в стихах, как таковой? Как её называют - РИФМОВАННАЯ ПРОЗА..
Как у Маяковского, помните:
...если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
А к рассказам в стихах обращаются всё больше и больше. И вот, что важно... выделим аргументы ЗА:
1) Нарратив – это лишь МЕТОД раскрытия темы. Т.е. сюжет, повествование в чистом виде – не самоцель. Цель всегда стоит над, рядом, в. В хорошей нарративной поэзии она есть. Если ее нет, но есть сюжет в голом виде, то это уже не поэзия и вообще не искусство)) Это просто байка. Разговор на скамейке.
Поэтические ценности для нарративной поэзии такие же, как для хорошей поэзии вообще.
2) Пространные нарративные стихотворные произведения могут включать в себя лирические фрагменты, которые обладают определенной самостоятельностью. Нарративное стихотворение в целом лучше поддается разделению на части или фрагменты, в то время как лирическое при любом разбиении утрачивает свою целостность.
3)Нарративные стихи проще для восприятия, чем проза. Если рассказывать историю в стихах, то можно и сохранить элемент выразительности (за счёт интонации и образности, присущей стихотворным текстам), и увлечь слушателей своей историей. а ЗНАЧИТ, ДОСТИЧЬ СЕРДЦА, ЦЕЛИ, ради которой вообще эта история рассказывалась. Поэтому скальды и барды рассказывали в тавернах не просто истории, а истории зарифмованные. Потому что зарифмованную историю проще воспринимать на слух, чем прозаическую.
4)Нарративные стихи хорошо подходят для декламации
Однако, следует и учесть следующие ловушки, или слабые места НАРРАТИНОЙ ПОЭЗИИ, которые надо избегать, чтобы не было проблемы:
1. Рассказать историю, это чаще всего, дело долгое. Соответственно, стихотворение становится очень большим, и имеет в себе откровенно слабые строфы (которые нужны для завязки сюжета или объяснения некоторых деталей персонажей или сюжета, опять же). Не становится ли стих от этого откровенно слабым в поэтическом смысле? Наводняя текст объёмными подробностями мы теряем слушателя или читателя.
2. Если же пытаться рассказать историю в короткой форме (до 6 строф), то можно ли уместить действительно небанальную(!) историю и поэтичность в таком малом объёме? Это требует предельной концентрации и работы над словом.
3. Часто история происходит в определённом городе. И тогда автор начинает описывать декорации этого города, а здесь есть опасность шаблонов.
Но есть одно мощное средство, которое не даст потерять читателя и оправдает любое отсутствие символики и изящных тропов - это :
ТРОГАТЕЛЬНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ.
И чтобы убедиться в мощном средстве воздействия, приведём удачное в этом отношении стихотворение Светланы Копыловой:
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света
Один постоянно в окошко глядел
Другой лишь на краску дверную
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком – иную
С готовностью первый больной рассказал
Что видно ему из окошка.
Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые как зверушки
Сидят на причале там 2 рыбака
И с внуком гуляет старушка
И так каждый день - то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая, усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
«Ах! если б он видел- сказала сестра –
Всю жизнь он слепым оставался…»
«Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал.
-«Да он вас утешить старался…»
______
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности НАРРАТИВНОЙ ПОЭЗИИ (Рассказ в стихах)
• цельный, продуманный и законченный сюжет
• трёхчастная структура: завязка СЮЖЕТА, кульминация, развязка...
• наличие прямой речи (диалоги действующих лиц),
• конкретные, а не абстрактные действующие лица, пусть даже и без имён. Он и Она, но в конкретной жизненный ситуации и в определённом месте. Желательно без расхождения с реальной историей
• история излагается автором от 3 лица или, если даже от 1 лица, то все равно от лица ЛГ, которого читатель совершенно точно не будет отождествлять с автором
• продуманная композиция, законченность темы: автор четко знает, что он хочет сказать
• завораживающее действие на читателя через увлекательный сюжет, отсутствие громоздких описаний, без которых можно обойтись
• возможность не только рассказать, но всегда и показать. К примеру, сюжет рассказа может лечь в основу сценария к короткометражному фильму
• без особых выводов легко узнаётся отношение самого рассказчика на происходящее. Таким образом, происходит попытка изменить мир под себя с его стороны, воздействие на восприятие слушателя или читателя, с желанием приобрести единомышленника, а не оттолкнуть от себя, вызывая внутренний протест против авторской точки зрения
• возможны включения в текст элементов лирического стихотворения. Требования к поэзии, как таковой, никто не отменял! Включает различные средства выразительности, но более скромные, чем в лирических жанрах
По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
==============================
Предлагаем всем увлечь нашего читателя своим рассказом в жанре НАРРАТИВНОЙ ПОЭЗИИ. Если вам есть чем поделиться, а у всех свой жизненный опыт, то мы будем рады оценить ваши старания!
Но постараемся сделать это так, чтобы наш читатель не заскучал, и с другой стороны, всё-таки понял, а к чему это автор решил рассказать нам именно эту историю...
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ИЮНЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБЫМ РАЗДЕЛАМ по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к НАРРАТИВНОЙ ПОЭЗИИ - РАССКАЗУ В СТИХАХ, при всей свободе по отношению к форме и тематической направленности.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения НАРРАТИВНОЙ ПОЭЗИИ - РАССКАЗ В СТИХАХ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в ИЮНЕ 2021 года. Будем внимательны!
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 июля будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Иллюстрация: Итальянский художник Эжен де Блаас (1843-1932)
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №121060700405