Маргарита человек разумный часть 922
Духов день
Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей Семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развивание венков, в Сибири в Духов день «вечером, сняв убранство, берёзку топили в Ангаре». С Духовым днём связаны поверья и обряды вокруг русалок, а весь период с понедельника на Троицкой неделе до понедельника следующей недели назывался «Русальной неделей», «Гряной» и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.
Русалки - это души утопленниц или детей, умерших некрещёными. Полагали, что русалки «до Духова дня живут в водах; на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком «релИ-релИ!» или «гутыньки-гутеньки!»
Остерегаются купаться на Духов и Троицын день»; уверены, что на гряной неделе «опасно одному ехать чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить». Есть и средство избавиться от русалок во время нападения: «нужно начертить на земле крест, который обвести крутом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся».
Любопытную историю про встречу с русалкой услышал один из собирателей в Читинской области уже в наше время: «Две бабки с гостей шли. Одна тёть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясёт и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они, и бежать. В чужой дом заскочили и - к окну. А девка волосы свои чешет и смеётся. Тётка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила.
А утром тётя Шура за водой пошла и его домой притащила. И каждую ночь ей та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тётка Шура старичку одному рассказала. А он ей: «Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст». Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала».
За русалкиным заговеньем начинался Петровский пост, затем шли сами Петровки - сенокос с его работой и молодёжными гуляньями и, наконец, Иван Купала - большой праздник, завершающий весенне-летние обряды, знаменующий день летнего солнцестояния и подготовку к самой важной страде - уборке урожая.
Русалки
Нет народа, в котором не бытовали бы рассказы о водяных прелестницах. У русалок много общих черт, но немало и отличий.
Восточнославянские русалки по преимуществу – женщины-утопленницы или просватанные девушки, не дожившие до своей свадьбы, хотя, по поверьям, среди них могут попадаться некрещеные дети и проклятые люди. Западноевропейские русалки – это существа-наследники древнегреческих тритонов и сирен. Античные наяды, нереиды и нимфы перешли к немцам никсами, к прибалтам – гуделками и ундинами. В шотландской мифологии есть существа, называемые шелками – человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками. Французские же русалки почему-то обладают змеиными хвостами.
Деревянные или каменные статуи русалок в средние века можно было увидеть почти во всех соборах Европы: на них водяные девы изображались не только с рыбьим хвостом, но также с крыльями на талии и с птичьими лапами. По наблюдениям исследователей мифов, в северных холодных водах свои жертвы стерегут уродливые косматые женщины с громадным ртом. Но чем ближе к югу, тем русалки красивее, в них вполне можно влюбиться: чаще всего водяную деву застают греющейся на солнце или расчесывающей гребнем свои волосы, они великолепно поют и иногда играют на арфе. Но нрав у них крутой: моряков русалки завлекают своими пением и музыкой или же запахом своего тела, а потом…съедают. Затянув человека под воду, русалка может защекотать его до смерти или разодрать своими острыми зубами.
Но есть и другие мифы. В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» популяризировала историю, в которой русалка ищет душу в любви со смертным.
Ряд специалистов полагают, что корни легенд о русалках восходят к вавилонским божествам. Как ни странно, основателем русалочьего рода был мужчина – вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму и, наконец, принял наиболее удобный для себя вид – с торсом мужчины и рыбьим хвостом. А первой русалкой, следуя этому сказанию, была сирийская богиня Луны и рыболовства Атаргате.
В скандинавских странах считалось, что предками людей были тюлени, и поэтому любой мужчина вполне может взять в жены русалку, предварительно украв и спрятав ее вторую кожу. В Шотландии до сих пор можно услышать рассказ о мужчине, полюбившем морскую нимфу. Их семейная жизнь складывалась счастливо до того момента, пока старший сын не нашел и не показал матери ее «тюленью» кожу. После этого мать надела ее и бросилась в море, – с этого дня ее никто больше не видел. Предлагаем вашему вниманию письмо читателя о встречах с русалками в Кабанском районе Бурятии
- С детства я слышал от стариков суеверия о том, что русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно. Говорили, что во время русальной недели русалок можно увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и кладбищах, - начинаетсвой рассказ Николай Агапов.
- Я не верил, пока не нашел свои рыбацкие сети запутанными и рваными. Дедушка объяснил, что это русалки так балуются. Мой дедушка был приезжим, из Читинской области. И любил рассказывать «былички» тех мест. Каково же было мое удивление, когда я студентом в Новосибирске купил книгу этнографа Валерия Зиновьева. В ней обнаружил рассказы своего деда.
«Здесь луг большой, и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди. На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит ни жив, ни мертв.
Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: какая такая русалка! И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они - в деревню. Заскочили в клуб (там раньше был храм) - она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может. И вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы и совсем пропала с глаз...», - написал Зиновьев со слов забайкальских гуранов.
В 1980 году в той же Читинской области довелось встретить русалку одной из деревенских женщин. Вечером, когда хозяйка управилась по дому, решила она сходить к реке ноги помыть. Глянула на воду, а оттуда русалка выплывает. Испугалась женщина и поскорее домой убежала. Бабушка ее на пороге встретила и стала спрашивать, отчего она такая испуганная. Но женщина не стала рассказывать о русалке на ночь глядя, а поведала о том, что увидела на следующее утро. Бабушка, выслушав рассказ, ничуть не удивилась, а вспомнила, что русалку многие издавна на той речке видели. С той поры женщина та на речку вечером перестала ходить.
Русалка чешет волосы на камне. Запись одного из этнографов 1977 года, сделанная в той же Читинской области, свидетельствует о том, что русалки облюбовали эти края. Воспоминания одного из деревенских жителей о своем детстве тесно переплетаются с воспоминаниями о русалках. Как-то сидели ребятишки вечером на бережку речки и увидели на противоположном берегу девушку, которая подходила к воде и пела. Потом она нырнула в реку и поплыла к ближайшему камню.
Села на него и стала свои длинные волосы расчесывать. Как завороженные дети смотрели на русалку, а когда подбежали к ней, она в воду нырнула, оставив на камне гребень. Одна девочка Шура Попова этот гребень и подобрала. А дома мать ее отругала и велела гребень на место обратно отнести, чтобы русалка за ним к ним в дом не явилась. Дети и отнесли гребень к тому камню. А через день гребня не стало. Вернулась видимо за ним русалка. А Шура Попова долго возле этого камня ходить одна боялась.
Тащили на дно. В один из приездов на родину предков я позвал друзей купаться на Селенгу. Девушек с нами не было. Чисто мужской компанией мы выпили немало спиртного, благо купание в реке заставляло быстро трезветь. Начало темнеть, и мы услышали девичий смех и всплески будто на том берегу Селенги или на одном из ее островков.
Как реагируют одинокие мужчины на манящий женский смех и песни? Как самый трезвый и лучший пловец, я кинулся в воду с желанием пригласить девушек к нашему костру. Пьяному море по колено, и я не рассчитал свои силы и течение реки. Отплыл от берега так далеко, что не видел друзей. Но и девушек, чей смех и песни слышал совсем недавно, не обнаружил. Совсем стемнело, когда я стал плыть обратно. И вдруг с ужасом почувствовал, что стягивает ноги. К этому прибавилось жуткое ощущение того, что кто-то тянет меня за ноги на дно! От страха я начал бить ногами и сопротивляться. Но становилось только хуже, меня начинали тащить на дно сильнее. Иногда я оказывался под водой. Когда удавалось выныривать, я кричал изо всех сил друзьям на берегу. Но никто не слышал меня из-за громкой музыки…
Я уже думал, что погибну. К счастью, мой друг заметил наконец-то, что я странно плыву: то резко ныряю, долго не всплывая, то пытаюсь кричать. Друзья подплыли ко мне на лодке и вытащили. Трясло меня долго. Не от холода, а от ужаса. Не помогла и выпитая водка. А пьяные друзья не верили и смеялись надо мной, когда я чертил крест на земле перед палаткой. Вокруг нее я нарисовал круг, как герой фильма ужасов «Вий». Только после этого обиженный смехом друзей я уснул. Ночью в темноте я не заметил синяков на ногах. Только утром друзья ахнули: на ногах синяки - отпечатки от огромных рук. Уже в городе знакомый врач скептически отметил, что мой случай можно объяснить галлюцинацией от нехватки кислорода.
- Ты тонул, выныривал, еще и выпил хорошо перед этим, курил. Типичное голодание мозга. Вот и померещилось всякое, - посмеялся надо мной врач.
Но я больше поверил в мистику, когда узнал, что купался с друзьями в канун Троицына дня. Оказалось, это самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, хлопают в ладоши и громко кричат: «Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!». В эту пору русалки чаще всего нападают на людей.
Свидетельство о публикации №121060701236