Маргарита человек разумный часть 919

Маргарита человек разумный часть 919

Очень чтимый среди балкарцов старец Тапа Хазиевич Шаваев, около 100 лет (сел. Былым, ныне Угольное) дал очень любопытные сведения о приручении и прикармливании «алмасты» балкарцами в прошлом. «Раньше их было много и они часто жили у людей. В нашем селении, например, была одна семья, Ахматовы. У них постоянно жил алмасты в доме…
В Каменомосте (по нашему, Кармакабак) тоже жил алмасты в одном доме. Я часто ночевал в том доме. Каждый раз, когда семья садилась за обед или ужин, во двор выносили паек алмасты. Один раз забыли оставить, и когда вернулись вечером, оказалось, что он все перерыл в доме в поисках своего пайка: перешвырял всю посуду, все кастрюли, ложки, миски… Раньше можно было найти алмасты. Теперь очень трудно. Сараи, в которых он жил, сгорели, а люди (приручавшие его) все умерли. Зимой они живут в пещере или в том доме, с которым познакомились. Но только люди, у которых алмасты живет, редко когда говорят об этом…».
Наконец, вот еще одна из записей 1962 г. Вернее, это соединение двух независимых друг от друга записей, относящихся к одному и тому же случаю. Главный механик Сармаковского маслосырзавода М. Темботов рассказал, что года 2 – 3 назад ночной сторож одной из летних ферм Умар Урчуков сообщил ему о следующем происшествии. Поздно вечером сторож, сидел в коше у огня. В кош зашел огромного роста алмасты - мужчина, покрытый волосами, который открыл бидон с молоком и долго пил, а, напившись, бросил бидон, не обращая внимания на льющееся молоко, и направился в дальний угол коша, где и находился всю ночь. Утром его уже не было.
М. Темботов попросил сторожа на случай, вторичного прихода алмасты выкладывать у входа сырую глину для получения отпечатка следа. Действительно, сторож через несколько дней сообщил, что отпечаток получен, однако, по приезде М. Темботова, оказалось, что след затоптан скотиной, ночевавшей в коше. Через несколько дней сторож сообщил по телефону, что у него украли тюк шерсти. Отправившись по следу, сторож пришел в пещеру, где на разбросанной шерсти спал его ночной гость. Сторож испугался и убежал. М. Темботов немедленно приехал, и они вдвоем пошли к пещере. В ней была обнаружена шерсть, служившая кому-то постелью. Эту шерсть, говорит М. Темботов, мы со сторожем отнесли к нему в кош (Из записей 1962г. группы под руководством Ж.И. Кофман. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Все эти весьма обильные сообщения, поступающие из Кабардино-Балкарии, если принять их за несомненные, характеризуют эту область как занимающую особое положение на Кавказе не только по количеству наблюдений, но и по двум ясно выступающим особенностям. Во-первых, здесь много сведений о детенышах, что давало бы основание рассматривать именно данную часть Большого Кавказа как очаг размножения кавказского «снежного человека» в наши дни. Во-вторых, здесь многочисленны упоминания о приручении или полу-приручении этих существ, об их подкармливании, об использовании ими посадок культурных растений и пустующих строений, словом, об определенных элементах какого-то своеобразного син-антропизма. (Борис Федорович Поршнев).               

Вайнахская мифология
Вайнахская мифология - боги, богини, обожествлённые понятия, объекты мироустройства, духи и чудовища мифологии древних вайнахских племён и народностей, а также различные фольклорные персонажи современных вайнахов (бацбийцев, ингушей и чеченцев). Список составлен на основе статей чеченского профессора А. У. Мальсагова и ингушского профессора А. Х. Танкиева, размещённых в 1980 г. в двухтомнике «Мифы народов мира» издательства «Советская энциклопедия» а также в 1990 г. в «Мифологическом словаре».
Согласно космогоническим представлениям вайнахов, Вселенная состояла из семи небес и семи земель. В центре Вселенной находится Земля - «Солнечный мир» (маьлха дуьне). Над Землей расположено семь небес, а под Землей - семь подземных миров. Солнечный мир - это мир живых. Средневековые вайнахи верили, что днем солнце освещает мир живых, а ночью посещает подземный мир мертвых. Но, появляясь в подземном мире, солнце отворачивается от него лицом, поэтому в мире мертвых всегда холодно и сумрачно.
Считалось, что после смерти человека его душа - «са» - перемещается в загробный мир, где, материализовавшись, должна продолжить привычный образ жизни. Поэтому вплоть до принятия ислама вайнахи сопровождали покойников оружием, заупокойной пищей в сосудах, клали в могилы украшения и амулеты - обереги.
В течение веков нахи много раз меняли обрядность, но в средневековье она устойчиво характеризовалась захоронением в вытянутом положении в каменных ящиках (горная зона) и катакомбным типом захоронения в подземных камерах, соединенных с поверхностью наклонным коридором (дромос), на равнине.
Миф и верования в тот исторический период зачастую переплетались. Так, происхождение небесных светил - солнца, луны, звезд связывалось с пребыванием на небе языческих богов. Считалось, что Млечный путь возник благодаря богине молнии Села Сата, созвездие Большая Медведица образовалось в результате «переселения» на небо семи сыновей богини вьюги Дарцананилг.
В подземном мире, по представлению нахов того времени, господствовал бог Эштар. В небе находилось светило живых - солнце (малх). Луна (бутт) считалась светилом мира мертвых. Нахи знали о летнем и зимнем равноденствии, имели свой календарь земледельческих работ, отраженный в петроглифах, в частности, в солярных знаках. Культ солнца у нахов был весьма древним, а в эпоху средневековья, в связи с развитием земледелия, его значение возросло. С культом солнца было связано и почитание огня, что нашло отражение в архаической лексике.
Из животного мира нахи особо почитали черепаху и ежа. Черепаха считалась прародительницей растительного и животного мира, а еж выступал в роли культурного героя человечества: он научил людей выращивать злаки, приручать диких животных. Согласно представлениям народной мифологии, волк (борз) символизировал смелость, отвагу и решительность. Считалось, что только волк из всех зверей является героем, богатырем (турпал). Почитались также благородный олень (сэй) и ряд птиц.
Согласно утверждениям Я. З. Ахмадова: «В нахской мифологии, как и в греческой, существовало представление о золотом веке - период «мировой благодати» (дуьненан беркат). Это то время, по нахским мифам, когда всего было вдоволь: в лесах было много дичи, в реках - рыбы, трава была густой и высокой как деревья, а земля настолько жирной, что если сжать в руках горсть, то капало масло. Не было ни войн, ни хитрости и обмана. Все было огромного роста: и люди, и растения, и животные. С возрастанием в обществе подлости и обмана, с падением честности и справедливости в отношениях людей, мир и все сущее стало мельчать и дошло до настоящих размеров».
Средневековые нахи сохраняли в своих представлениях древние магические и тотемистические воззрения. Так, в отдельных преданиях некая птица обеспечивала человеку обильные урожаи, покровительница змея давала благополучие и защиту домашним животным. Более того, популярны были представления о людях рожденных от зверей и домашних животных - «медвежий сын», «коровий сын», что отражало пережиточные представления о них как покровителях данного рода-племени.
Культ животных, в том числе и коня, навеянного кочевыми ираноязычными племенами Предкавказья, нашел широкое отражение в наборе украшений средневековых нахов и погребальном инвентаре. Изогнутые рога (символ плодородия и мужской силы), скульптурные, рельефные и чеканные изображения оленей, лошадей, кошачьих хищников, змей и птиц очень часты на металлических изделиях средневековых нахов.
Накануне распространения монотеистических мировых религий в нахском народном сознании уже сложилось представление о едином боге, создателе всего сущего - Дала / Диела. Именно он, по их верованиям, создал землю, солнце, звезды, человека, растительный и животный мир, определил, каким должен быть миропорядок. На верховном боге Дала как бы заканчивается длительное развитие языческого пантеона нахов и упорядочиваются их космогонические представления (о создании Вселенной, Земли и человека).
Дала стоит во главе Вселенной, ему подвластны все остальные боги, доступ к нему имеет только заступница людей богиня плодородия Тушоли. От нее зависит плодородие земли, скота, обилие и деторождение. Культ Тушоли, имеющий аналогии в странах древней Передней Азии, был распространен почти на всем Большом Кавказе. Существовали святилища и скульптурные изображения (из дерева и металла), посвященные ей. Птица удод, посвященная Тушоли, считалась священной; ее так и называли «Тушоли котам» (курица Тушоли).


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →