Ищу мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме

05/06/2021//14ч.09м.

Вчера пред отправлением ко сну решила повыбирать что можно посмотреть из фильмов. Настроение было пониженным, накопившаяся усталость...В таком состоянии всегда кажется, что всё напрасно, все труды тщетны и всё надо бросить и бежать.
Даже не можешь в уме сформулировать - что хотелось бы посмотреть, почитать, всё кажется не тем, не резонирующим обмякшему, словно поникшие лепесты цветов, - душевному тонусу.
Нередко в таком смятенном душевном раздрае "тонкий план" сам посылает нужное. Заметила давно.

Кликнула на советские фильмы-самая популярная ныне народная стихийная психотерапия, в чем тысячи признаний в комментариях. Зарубежное кино для нашего человека сейчас не обладает таким целительским потенциалом. Иными словами, перекидывание монады, по Лейбницу:то стремились к зарубежным фильмам и презирали свои отечественные, а наевшись им, вернулись к "родному кино" и по-настоящему оценили и удивились, как мало ценили раньше, а это ТАКОЕ КИНО!
Расхожая теперь острота:"С каждым годом советские актеры играют всё лучше и лучше".

Конечно, среди этих тысяч фильмов, которых  мы  не знаем и сотой части, много явно устаревшего, наивного, плакатного. Но все ж, советский кинематограф - особый мир, целая вселенная. И не оставит никого равнодушным.

Бесчётное прокручивние десятка не лучших советских фильмов, преимущественно комедий, их все перечислят наизусть, -  это некая политика по утаиванию, может быть, неисчислимых духовных богатств.

На днях смотрели "Балладу о солдате" Г. Чухрая, и это незабываемо.
Но это ТВ вблизи даты 9 мая, после неё еще, как остаточный хвост кометы, прокручивают по Первому каналу фильмы о войне. Я увидела и подсела и не смогли оторваться до конца досмотрев.

А так телевизор я, как и очень многие ныне, почти не смотрю.
В ю тьюбе же нелегко выбрать, трудность выбора, чтобы не захлестнул этот поток - определённая. Нужно беречь нервную систему, она не задумана на усваивание такого колоссального объема информации в режиме нон-стоп.

Нужно составлять списки что хотелось бы посмотреть/почитать/послушать.
Не всё будет осуществлено, и списки по ходу будут изменяться, но это хоть какой-то ориентир. Плановая экономика не лишена смысла, отнюдь.

Так, вспомнив, намедни, что давно хотела посмотреть к примеру х/ф "Чудотворная" , еще с 2015г, когда написала эссе о х/ф "Тучи над Борском" - включила его.
 А уже под фильмом из комментов узнала, что:"в тему, гениальный фильм "Ищу твою судьбу"(1974). Ну если такая оценка...И я включила этот фильм - и ...
 
Если мне сейчас нужно будет назвать десять самый ярких кино-впечатлений, то включу этот фильм, о котором никогда не слышала. И то же:в комментариях:почему прячут от народы эти сокровища?!
О х/ф "Чудотворная" мне хотелось бы написать отдельное эссе, в дополнение к "Тучам над Борском".

 И о - х/ф "Ищи мою судьбу".
"Редкий и глубокий фильм" - общее рефренное впечатление.
В небольшой город в СССР, начало 70-х,  приехал молодой человек, поначалу таинственный незнакомец, весьма умело удерживается в первые минут 10 интрига:кто этот утонченно-вежливый, интеллигентный мужчина с печальным взглядом и тихим голосом, идущий по городу, принимающий участие в ленинском субботнике, помогающем  донести сумки. Шарфик поверх пальто как некий тонкий нюанс:не артист ли, гадают.
Интрига разрешается когда он надевает некий аксессуар-принадлежность православного священника...Когнитивный диссонанс сильный даже сейчас, а в пору выхода фильма на большие экраны, вероятно "на грани фола". Дальше не стану спойлерить. Но есть в фильме и сложная многовекторная любовная интрига, и душевные метания героя между верой и неверием, любовью к воинствующей атеистке Надежде и дружбе с её сестрой-верующей, с Любовью. И роскошные философские беседы с преподавателем истории о религии, вере. И конфликт Любы с преподователями техникума на предмет её воцерковления. Молодой священник производит сразу неизгладимое влияние не только на старушек - церковь начинает посещать молодежь...

 И публичные проповеди в церкви и участие в дискуссии в библиотеке, постоянным читателем которой  о.Александр состоит, беря, например, второй том Гельвеция. А Надежде:"возьмите вот это, пожалуйста. Ну что же, вы. я же не Псалтырь вам предлагаю, а это Бэр". И цитирование Энгельса в стихийной дискуссии в библиотеке, ге его обступила толпа заинтересованных читателей, заваливших вопросами:а, а. ?? Отражающих духовный голод советской интеллигенции, уже не удовлетворяющейся выступлением официального представителя "на атеистическую тему". Конфликт с старшим священником.

Если "Тучи над Борском" и "Чудотворная" это агитки антирелигиозной пропаганды, талантливые, но откровенные агитки, то "Ищу мою судьбу"(созданный почти тем же творческим коллективом, но уже в 70-е, когда начала меняться атмосфера в обществе)- это философская кинокартина. и уже в этом качестве редкость. Часто ли мы видели в титрах кинокартин - консультанта - доктор философских наук?
В комментариях кто-то сравнил с фильмами Тарковского. Пожалуй. Но, в отличие от фильмов А.Тарковского, с их особой киноэстетикой, требующих все же подготовленного зрителя, "Ищу мою судьбу" с неослабевающим интересом посмотрит любой зритель. Яркий необычный сюжет, сразу привлекающий внимание и удерживаемая до конца сюжетная интрига, великолепный актерский состав, цветная пленка, уже только входящая в ту пору в распространение, но пока наравне с ч/б пленкой, которое в те же годы снимали "17 мгновений весны", "Доживем до понедельника" и др.

 Но параллель с Тарковским, безусловно, напрашивается. Зритель, неохочий сейчас  до философских споров, и психологических рефлексий героев может нетерпеливо пропустить "нудные" сцены таковых, их не так много в общем метраже пленки. Не так много - как у того же Тарковского или Антониони. Но тот же зритель непременно вернется к фильму позже, когда его настигнет пора переосмыслений и вопросов о мироздании и человеке в нем.

В образе отца Александра, кем его называют наряду со светским именем Александра Григорьевича, то в обычном костюме, с книгой в библиотеке, то в сутане в церкви - почему-то узнаётся - о. Александр Мень. Даже в споре в библиотеке в толпе советской интеллигенции, алчущей ответов на свои вопросы...
Интересно, в 1970-е Александр Мень ведь уже был популярен?
Не с него ли списано?
Во всяком случае, прототип столь колоритно выписанного писателем, сценаристом и сыгранного очень интересным актером Эдуардом Марцевичем образа - должен быть.
Фильм снят по роману Николая Ершова(забытый писатель, никогда не встречалось это имя) "Вера, Надежда, Любовь" - три сестры в фильме - с параллелью с христианским апокрифом.
Однако, как тонко кем-то замечено:авторы фильма знали ту действительность, о которой снимали. Священникам запрещалось вести проповеди и агитацию в  публичных местах вне церквей. И о.Алексанр быстро покидает библиотеку, разжёгши любопытство толпы и оставив без ответов вопросы.

Если тогда уже стали снимать такие фильмы "на антирелигиозную тему" - в котором служитель религиозного культа вызывает больше симпатий, даже по сценарию, у других персонажей, даже у вполне комсомольцев-партийных - чем официальные атеистические власти в лице педагогов(смятение в учительской:как найти подход к Любе, заявившей что ее любимый лит.герой-Иисус Христос?)...
А в библиотеке гротескно противопоставляется официальный атеист, директор Дома культуры, ведущий "мероприятие", - с случайно зашедшим священником, и всё внимание тут же на него...

..То это уже были ранние и явные признаки духовного кризиса системы. Фальши официальной пропагандисткой машины. Подхода не нашли...
Это очень нетипичный для советской кинопропаганды фильм, и вероятно потому мы никогда даже не слыхали о нем. Может быть, он сразу же был положен на полку, отснятый для внутреннего пользования, изучения общественного духа.
 Но всё возвращается в свое время.

Вопросы без ответов, а фильм смотрится и верно:очень современно и всегда будет актуален, как верно заметили зрители.

Операторская работа без нареканий, а вот композиторская - "на любителя", вряд ли понравится всем, - композитор Николай Сидельников известен в плеяде советских композиторов-аванградистов(Шнитке, Губайдуллина, и т.д., ставших известными преимущественно по кино-саундтрекам советского 70-х-80-х). Составить впечатление о советском музыкальном авангарде можно по таким фильмам.

Лучшая, на мой взгляд, работа Галины Польских, хотя её роль можно было сыграть и более  продуманно, ибо-простовато...Для столь сложного образа - любовная линия: атеистка-поп, конфликт идеологический, наслаивающийся на личные запутанные треугольники отношений героев. Это так необычно. Может быть, без аналогов в советской литературе и кино. Отчасти компенсируется ролью Георгия Жжёнова в спорах с о.Александром. Но любовная линия все же невнятная, еле прочерченная.
Консультант - Г.Гараджа. См википедию, философ-религиовед.

05/06/2021

«Ищу мою судьбу» — советский художественный фильм. Снят по мотивам романа Николая Ершова «Вера, Надежда, Любовь». Премьера фильма состоялась 8 сентября 1975 года в кинотеатре «Художественный». Фильм снимался в Калуге.

 Выходные данные:
Жанр драма
Режиссёр Аида Манасарова
Автор
сценария Николай Ершов
Роза Буданцева
В главных
ролях Георгий Жжёнов
Галина Польских
Эдуард Марцевич
Оператор Леонид Крайненков
Композитор Николай Сидельников
Кинокомпания Мосфильм, Четвёртое творческое объединение
Длительность 95 мин
Страна СССР
Язык русский
Год 1974

В ролях
Георгий Жжёнов — Владимир Сергеевич Карякин, преподаватель истории
Эдуард Марцевич — отец Александр
Галина Польских — Надежда, учительница, депутат горсовета
Елена Сафонова — Люба Иванова
...
и др.

Съёмочная группа
Режиссёр: Аида Манасарова
Сценарий: Роза Буданцева, Николай Ершов
Оператор: Л. Крайненков
Художник: Наталья Мешкова
Звукооператор: Сергей Минервин
Консультанты:
доктор философских наук В. Гараджа
кандидат философских наук А. Чертков[1] (в титрах не указан)
IMDb ID 0071670

http://stihi.ru/2016/12/30/9664
Тучи над Борском. Механизмы образования сект

http://stihi.ru/2017/04/16/349
Пасхальные стихи русских поэтов. О символике Пасхи(статья и стихи в ней - 2017г.)


http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме.



http://stihi.ru/2023/04/04/1857
О хф Ищу мою судьбу. Вольная фантазия продолжения.


http://stihi.ru/2023/04/16/1584
Размышления о религии в ночь перед Пасхой(в статье продолжение и об этом фильме "Ищу мою судьбу").


http://stihi.ru/2021/09/20/455
http://stihi.ru/2022/10/08/6714
Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях



илл.:плакат(постер) к фильму "Ищи мою судьбу".

https://zera-cherkesov.livejournal.com/149852.html


Рецензии