Маргарита человек разумный часть 856
Где живут русалки
По легенде в русалок превращаются девушки, не дожившие до свадьбы, юные утопленницы и младенцы, умершие до крещения. Русалки из русских сказок, или, как их еще называют, мавки, живут вблизи рек, а женщины-рыбы из европейских легенд обитают в морях. Русалки никогда не бывают ласковы с человеком. Неосторожных путников они заманивают в реку или трясину, где щекочут до смерти, а моряков заставляют бросать корабли на рифы или вести суда прямо к разыгравшейся буре.
Откуда берутся легенды о русалках? Есть несколько объяснений. По одной из них, виной появления мавки можно считать фосфор, поднимающийся из почвы в болотистой местности. В ночное время он поднимается до двух метров над землей и имеет зеленоватый, светящийся оттенок. При малейшем порыве ветра он начинает движение, таким образом, человеку может показаться, что «русалка» манит его. Не удивительно, что оказавшийся вблизи болота человек, увидев подобное, начинал паниковать, попадал в трясину и погибал.
Что касается морских жительниц, то, возможно, моряки принимали за русалок крупных морских обитателей, таких как ламантин или морской котик. Двигаясь в водорослях, животные напоминают женщину с длинными волосами и рыбьим хвостом. Как правило, в этом случае причиной гибели судов становятся именно водоросли, которые скрывают от лоцмана опасные рифы и мели.
По другой версии, морские русалки – это не более чем мираж. Миражи над морем вызваны повышением температуры воздуха с высотой. Поэтому зона отражения здесь лежит над нашими головами и видны искаженные образы, находящиеся далеко за горизонтом. Особенно сильно эффект проявляется над опасными холодными морями и перед грозой. Именно поэтому считается, что появление русалки предвещает бурю.
Существа в славянской мифологии
Славянский эпос насчитывает большое число нежити - всего, что не живет человеком, что живет без души, но в виде человека.
Нежить
- особый разряд духов, это не пришельцы с того мира, не мертвецы, не привидения, не морока и не чертовщина, не дьявол, только водяной образует какой-то переход к нечистой силе и нередко зовется и шутом, и сатаной. Нежить не живет и не умирает. Знается с Нежитью знахарь.
Есть поверье, что у нежити своего обличия нет, она ходит в личинах. Всякая Нежить бессловесна. Духи - хранители древних славян именовались Берегини. Охраняли дом, благополучие различных мест и видов природы. Слово «Берегиня» произошло от понятий оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие - добраться до берега.
Аука
- это дух леса, который, в отличие от прочей нежити, не спит ни зимой, ни летом. Сам Аука маленький, пузатенький, щеки надутые.
Живет он в избушке, проконопаченной золотым мохом, вода круглый год от талого льда, помело - медвежья лапа. Зимой ему особое раздолье, когда лешие спят! Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем забыв.
Боровички
- маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов - груздей, рыжиков; под ними и живут.
Домовой
- в восточнославянской мифологии демонологический персонаж, дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и тому подобное. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме.
От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев домового - сравнить данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах.
При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Различались два вида домовых - доможил (сравнить упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «домовой не перевелся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных (домовой вообще нередко сближался с нечистой силой).
По поверьям, домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. По белорусским повериям, домовой появляется из яйца, снесенного петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змееныш - домовой (сравнить Огненного Змея, Василиск). Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы домовому (немного еды) приносили в хлев, где он мог жить.
Дикинькие мужички
- это существа небольшого роста с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их по всему телу костяными пальцами, пока они не умирают.
Злыдень
- в восточнославянской мифологии злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья. Украинские и белорусские пословицы и речения упоминают злыдней в контексте, обычном для древних мифологических персонажей: украинское: «Бодай вас злидни побили!» - пожелание несчастья, «к злидню» - к черту.
Злыдни имеют неопределенно-округлые очертания, либо это невидимые маленькие старики-нищие, либо они имеют вид старой, злой и противной женщины. Человек, у которого в доме поселились злыдни никогда не выберется из нищеты. Обычно их бывает двенадцать; живут злыдни за печью или под ней, живется злыдням, как и их хозяину, очень плохо.
От них можно избавиться обманом: посадить их в табакерку, и когда бегущие за хозяином его злыдни попросят понюхать табаку, закопать их; засадить в бочку, чтоб им было попросторней, и вывезти в чистое поле. Избавившись от злыдней, человек быстро богатеет, а вселившийся в дом, где живут злыдни погрязает в нищете. Если кто-то из жалости к ним или из зависти к разбогатевшему освободит злыдней из заточения, они набросятся на него уцепятся и уже не отстанут, украинская поговорка: «Просилися злыдни на три днi, тай вигнати не можна».
Чтобы не занести в дом злыдней, нельзя мести веником от порога, а если мести пол к порогу, можно вымести их из хаты. Злыдней можно убить колом (как и другую нечистую силу), после чего следовало бросить их в трясину и заткнуть в них кол, но если кол вытащить, то они вновь оживут. Злыдни часто упоминаются в проклятиях: «Най го злыдни поб'ють!».
Ледащий (Лядащий)
- дух соломы, весь запухший от сна, с соломой в голове. Его никто никогда не видел, только слышно, как он зевает.
Многие нечистики зимою спят, но ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки-весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждет конца лета, чтобы опять крепко и сладко уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто услышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет, - это ледащий.
Леший, лесовик, лешак, лисун, боровик
- в восточнославянской мифологии злой дух (К: Ну почему им везде злыедухи мерещатся?), воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший - хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами - рогами, копытами; Леший может изменить свой рост - становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой; связь с волками объединяет его со Георгием - Юрием, волчьим пастырем Егорием русских духовных преданий. Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (признак нечистой силы), у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т. п. (ср. сходный мотив в связи со славянским водяным и т. п.). В быличках леший - проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник.
Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т. п. Существуют также представления о женских духах леса - лисунках, лешачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лесные духи известны в западнославянской и других традициях.
Листин
- старый слепой дух леса, предводитель лесавок; его жена и помощница - баба листина. Они не страшные, хотя пугать любят. Листин - слепыш весь из листьев, баба его - с туловом из мха, вместо рук - еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, - сидят в куче листьев подле пня или оврага и командуют - кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это листин с листиной советуются и дают лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки играют.
Моховик
– дух мшистых болот, является людям в образе свиньи или барана. Питается растениями, но иногда заедает детей. Это самый маленький из лесных духов по сравнению с боровиком и лешим. Подчиняется лесному царю, делает то же, что все лесовые: заводит в глубь своих владений, чтобы там погубить человека. Средства спасения от моховиков те же, что и от леших.
Подполянник
– живет он в подполье, нравом злой и часто затаскивает к себе девок, проклятых матерью; приживает с ними детей. Чтобы увидеть его, надо спуститься на три ступени по лестнице, ведущей в подпол, нагнуться и поглядеть промеж ног.
Шиш
- Нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К «шишам» посылают в гневе докучных или неприятных людей. «Хмельные шиши» бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый - в точности шиш - или кукиш.
Шуликуны, шиликуны, шулюкуны, шликуны
(возможно, от др.- слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом - «ик» и «ун») - у северных русских- сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или железным каленым крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах.
Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу (отсюда формула пугания детей «Не ходи в лес - шуликун пылает»), дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке.
Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, шуликанами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы.
Живут шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба и т.п.), и тогда их выгнать трудно. На Русском Севере шуликуны - также название святочных ряженых. Шуликуны родственны другим славянским демонам - караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири.
Маргарита человек разумный часть 857
Шишига
- маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.
Анчутка
- в русской мифологии маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь черта и утки. Его отличительная черта - невысокий рост, умение летать и повышенная чумазость. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает. Иногда его называют водяным, болотным. Обычные его эпитеты – «беспятый»(«беспятая»), «роговой», «беспалый».
Боли-бошка
- русский дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда - рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза - не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы не умолял. Уступишь - начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать - вскочит Боли-Бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься - и вовсе пропадешь.
Боровик
- русский дух бора, рощи. Имеет вид громадного медведя, но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, но иногда заедает людей. Когда люди хотят увидеть Боровика, чтобы договориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших без вести (человека, скотину), излечил от привязавшейся в бору болезни, берут кошку и начинают ее душить. Заслышав кошачье мяуканье, Боровик выходит из лесу к человеку и вступает с ним в переговоры.
Обида
- Леший, часто в образе женщины, с огромной грудью и косматой шерстью.
Полевик
- в русской мифологии род нежити, один из немногочисленных подвидов нечистой силы, что творит свои черные дела не ночью, а средь бела дня. Увидеть его непросто, движется он очень быстро, так что заметить его можно лишь по мельканию огненно-рыжей шерсти. Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. Полевик, в хорошем расположении духа, помогает сберечь свой дом - поле.
Полудница
- славянский полевой дух, в частности - воплощение солнечного удара. Представлялась в виде девушки в белом платье, с длинными волосами, или косматой старухи, появляющейся на поле, и преследующей тех, кто на нем работает. Может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле.
Луговичок
- русский дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы. Он помогает исподтишка людям во время сенокоса и считается дитятею Полевого. Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Луговичок бывает очень сердитым, когда люди покос прозевают: гонит траву в буйный рост, и так заплетет ее, что ни срезать, ни разорвать, а то, сушит траву на корню.
Межевичок
- брат Луговичка, сынок Полевого. Он такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же как брат, добывает пищу своему Родителю. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит ее незаконно. Устанавливает и поправляет вешки, помогает работающим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, наваливается на него, шею травой заплетает и душит.
Лесавки
- русские злые духи, дед и бабка Лешего. Они очень маленькие, серенькие, похожи на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуя с конца лета до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршатся, копошатся - маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаятся, а потом долго спят.
Босоркун
- русский горный дух, ветрянник, который вздымает сильный ветер и летает с ним незримо. Кто пытается его поймать, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, навевает на людей и скотину болезни - поветрия.
Вихровой
- русский дух, находящийся в ветре. Эти духи вредят человеку, причиняют болезни, нервные расстройства. Сильный разрушительный вихрь, в котором во главе с Вихровым, переносится нечистая сила.
Вихрь-черт
- русская нечистая сила, которая, увидев, что приближается гроза, бежит от нее подальше, чтобы его не поразила стрела Ильи - пророка (ранее - Перуна). Желающий его увидеть, как учат старики и старухи, должен, сняв крест и наклонившись, посмотреть между ног. Вихрь-Черт покажется в образе огромнейшего человека, машущего руками и бегущего сломя голову.
Подвий
- недомогание, отождествляемое с нечистью. Считается, что ветер, особенно вихрь - и есть нечистый. Если, случайно попасть в вихрь, с человеком случится что-то нехорошее. Может наноситься в виде порчи Колдунами, которые призывают плохой ветер с «чертова» болота, из глухого, нечистого места.
Степовой
- русский дух степи, степной хозяин. Замечают его по несущимся вихрям. Иногда он «показывается», и не к добру такое появление. В толпе вихрей появляется сивый высокий старик, с длинной пепельной бородой и развевающейся во все стороны копной волос. Покажется, погрозит старческой костлявой рукой - и скроется. Беда тому путнику, который, не благословясь, выедет из дому, да в полдень попадет на степную дорогу, где крутится пыльная толчея вихрей.
Некошной
- название домового, когда хозяева дома не ладят с ним.
Банник
- В русской мифологии дух рода нежити, поселяющийся в бане. Банник незлобливое существо, живущее в бане за каменкой или под полоком. Имеет вид старика, покрытого листьями от березового веника. Пар выживает его временно, а в нетопленой части он живет всегда. Банник не любит рожениц, которых обычно из-за тесноты в доме выводят в баню. При этом рожениц нельзя оставлять одних в бане. По другим версиям, это злобный старикашка, который не любит тех, кто позднее полуночи моется в бане. Если человек окажется там один, Банник может его зашпарить до смерти или камнем убить. Он же Байник, Баенник, Баинник, Банный.
Обдериха
- вид Банника, отличающийся необыкновенной жестокостью. За малейшее нарушение банного ритуала - наказывает. Большим прегрешением считается мытье в бане в одиночку, особенно в третий пар, который уготован Обдерихе. На третью смену, специально для Обдерихи, оставляют в кадушке немного горячей воды, а на полке кусочек мыла.
С вошедшего в его пору человека, Обдериха сдирает кожу, вешает на печку - каменку, а тело забивает под пол, в щели. Всякое ночное посещение бани, особенно, что чертей бояться не стоит - карается Обдерихой. Наказывает он и тех, кто не оставит мыла или воды. В следующее посещение, он плеснет на провинившегося кипятком или задушит угаром. Если кто выйдет из бани с поцарапанной или разодранной спиной, значит Обдериха «драл». Видели Обдериху под полком, в бане. В полночь, может быть виден, как кошка, с широко открытыми, горящими глазами.
Батанушка
- синоним Домового. Происхождение слова «Батан» идет от смысла понятия «бати-отца», либо понятия «братан» т.е. неродного брата.
Востуха
- русский род Нежити, разновидность домового. Живет за печкой и караулит воров. От острого слуха Востухи ничего не утаится. Там, где он живет, ничего приключиться не может, ничего не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома бережет Востуха.
Кикимора
- в славянской мифологии род Домового женского рода, один из видов Нежити, дух сна и ночных привидений, которая по ночам прядет. Днем она сидит за печкой, а проказничает по ночам с веретеном, прялкой и вьюшкой. По поверьям, от сообщения Домового с Кикиморой, они имеют потомство и т.о. продолжают свой род. Кикимора враждебно настроена к мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности - курам.
Кумушница
- славянский злой дух. Нежить. Пробирается в дом через незащищенные пороги дверного проема и воздействует в основном на женщин, вызывая напрасные волнения и плохие мысли о близких, доводя иногда до психического срыва. Для защиты от Кумушницы над порогом затыкают серп, подвешивают пучки чертополоха и крапивы и произносят заговор в защиту дома.
Вазила
- род нежити, обитающий в хозяйственных постройках, особенно на конюшнях, Имеет вид крошечного человечка с конскими ушами и копытами. Всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, - от хищного зверя. Он же Дворовой.
Дрема
- русский вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или в обличье маленького человечка с тихим, убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема бродит под окнами, а когда темень сгущается, просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам. Со взрослыми этот дух не так нежен и порой навевает кошмары.
Мокуша
- русский ночной дух, ходит по ночам прясть шерсть и стричь овец. Если у овец вылезает шерсть, говорят: «Мокуша остригла». Ее не видят, но по ночам слышат урчание веретена, когда она работает. Выходя из дома, щелкает веретеном о брусок, о полати. Если она не довольна хозяйкой, то остригает у нее немного волос.
Овинник
- род нежити, живущий в хозяйственных постройках, в овинах - строениях, где крестьяне сушат снопы. В его обязанности входит стеречь овин от пожара, следить за укладкой снопов, наблюдать за температурным режимом. Овинник умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, когда ему удастся наказать нерадивого хозяина. Считается самым зловредным духом, окружающих хозяина в повседневной жизни, особенно, если хозяин нерадив.
Вий
- славянский обитатель загробного мира, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. Самостоятельно поднять веки не мог, и их поднимали помощники вилами. Человек, посмотревший в глаза Вия не выдерживал взгляда и умирал.
Волколак
- в славянской мифологии человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда. Имел много наименований: Вовкулак, Варкулак, Оборотень, позднее Вервольф. В христианских поверьях - слуга дьявола, который предводительствует стаями волков, оборачиваясь ночью в волка и нападая на скот и людей.
Вампир
- славянский сказочный мертвец, оживленный своими низшими принципами и сохраняющий нечто вроде жизни в себе, выходящий по ночам из могилы, зачаровывая своих жертв, высасывает у них кровь. Буквально «сосущий кровь». С энергетической точки зрения различают Вампиров солнечных и лунных. Энергетический вампиризм, как явление был постоянным спутником человека. Человек, имеющий недостаток собственной энергии, может сознательно или несознательно подпитываться ею от других людей. Вампиризм - это болезнь. Исследования доказали, что кровь Вампира отличается от крови здоровых людей своей жидкокристаллической структурой. Он же Вурдулак.
Упырь
- славянский перекидыш, перевертыш. Оборотень, бродящий по ночам ведмаком, волком или пугачом и засасывающий людей и скотину, кровосос (вампир), которым становятся люди, рожденные от нечистой силы. Будущего Упыря можно узнать по двойным рядам зубов. Это также умерший, через гроб которого перескочил Черт, в образе черной кошки, «заложный покойник» (самоубийца). Злые знахари по смерти бродят упырями, и чтобы угомонить их, разрывают могилу и пробивают труп осиновым колом.
Водяной
- в русской мифологии род нежити, нечистый, бес, сидящий в омутах и бучалах, под мельницей. Ходит нагой или косматый, бородач, в тине, иногда с зеленой бородой. Водяной товарищ Лешему и Полевому, недруг Домовому, но злее всех их и ближе в родстве к нечистой силе. Он же Водяной Дедушка, Водяник.
Русалки
- славянский вид Берегинь, один из родов Нежити. Русалка изображается с женским лицом и грудью, рыбьим туловищем и хвостом. Живет в водах. В период насаждения христианства, критики и отрицания язычества, всем языческим божествам придавались злобные, демонические черты. Постепенно из Берегинь Русалки стали превращаться в утопленниц и умерших не крещенных детей. Считалось, что они всегда опасны для людей в русальную неделю (19 - 24 июля) перед Иваном Купалой, особенно в четверг (Перунов день).
Водяница
- в русской мифологии русалка, но утопленница из крещеных, а потому не принадлежит к Нежити (прочие русалки), по поверью, - вообще дети, умершие некрещеными.
Мавки
- одна из разновидностей Русалок. По украинским поверьям в Мавок превращаются умершие до крещения дети. Имя Мавки (иногда Навки), образовано от понятия Навь. Мавки имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности. Умоляют проезжающих окрестить их, плачут. Если они еще сердятся на живущих, то пытаются заманить их в скалы, бурные воды реки.
Летавица
- русская разновидность Дикой Бабы. Летает с помощью сапог - скороходов, если же их снять, теряет сверхъестественную силу, послушно идет за человеком, снявшим ее сапоги и верно ему служит. Застать ее можно в поле или в огороде, где растет горох, до которого она большая охотница.
Лихо
- славянское воплощение злой доли, горя. Предстает в облике худой женщины без одного глаза, встреча с ней может привести к потере руки или смерти. Иной раз Лихо обойдет грешника, и навалится на хорошего, трудолюбивого человека: и дом его сгорит, и поля побьет градом, да и сам не будет знать, куда деваться от болезни, а Лихо все сидит на шее, свесив ноги.
Свидетельство о публикации №121060403683