Маргарита человек разумный часть 851
Снежный человек в Тюменьской области
В споминает полковник Р.Ф.Журавлев. Перед войной он с родителями и братом жили в Берёзовском районе. Места там болотистые. Как-то раз его старший брат отправился на охоту на болото, расположенное неподалеку от села Овсово. Вернувшись без добычи и весь перемазанный грязью, он рассказал удивлённым родственникам, что с ним произошло. Перебираясь с кочки на кочку, он наступил на край очередной большой кочки с росшими на ней кустами.
Под его тяжестью кочка начала опускаться в воду, а противоположный край с громким чавканьем стал приподниматься. Уже погружаясь в воду, он с удивлением увидел, как из-за кустов поднялась огромная лохматая женская фигура, вся покрытая серыми волосами. Она повернулась к нему лицом и, размахивая руками над головой, разразилась громким криками. Что она кричала, понять было невозможно, но явно что-то очень сердитое. Выслушав рассказ сына, отец сказал, что он раньше слышал, что некоторые охотники встречали в тайге таких волосатых людей, но это всегда бывало в самых глухих и непроходимых местах. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Тобольское заболотье
В этом местечке Тюменской области полно курганов - древних захоронений, с которыми связаны многие легенды. Среди них есть и про племя неких карликов, которые якобы жили здесь несколько тысяч лет назад и воевали с... серыми журавлями, отнимая у них яйца. В 2004 году странная легенда неожиданно подтвердилась: рядом с двумя курганами местные охотники нашли миниатюрные черепа, явно человеческие.
Похоже, что рост людей, которым принадлежали останки, не превышал полуметра. Как повествуют предания, карлики-сибиры исчезли тогда, когда в Зауралье пожаловало неизвестное и крайне жестокое племя. Не желая попасть в руки врагов, сибиры вырыли глубокие рвы с тяжёлыми навесами и заживо погребли себя... («Сталкер»).
Лесные «спасители»
Здравствуйте, уважаемая редакция! В моей истории нет ни слова выдумки – все, о чем я хочу рассказать, произошло со мной на самом деле. В ноябре 2003 года я с дочерью поехала на свадьбу к племяннице в Тюменскую область. Свадьбу должны были устроить в столовой кирпичного завода, на самом краю лесного бора. От жилых домов далековато, но места – живописней не бывает.
Всю свадьбу я прокрутилась, как белка в колесе, и решила расслабиться только на второй день. К концу дня я поняла, что ужасно устала и хочу домой. Мы с дочкой пошли через бор и отошли от столовой на приличное расстояние, как вдруг мне стало плохо. Я решила вернуться в столовую и поехать домой на автобусе – в шесть вечера он как раз должен был развозить гостей.
Я пошла по тропинке назад… и больше ничего не помню. Очнулась я оттого, что меня кто-то настойчиво пытался поднять на ноги. «Отстаньте, не трогайте меня! Я спать хочу!», - бормотала я, ругалась, вырывалась, пыталась оттолкнуть чужие руки. Но меня упорно поднимали и снова ставили на ноги. Окончательно в себя я пришла, когда поняла, что меня держат на весу чьи-то очень сильны руки. Руки эти я только чувствовала – я не видела вокруг себя ничего, кроме леса. «Кто тут?! Отпустите!», - закричала я – и вдруг меня резко опустили на землю.
Я огляделась. Вокруг меня никого не было. Я стояла вся в снегу посреди ночного леса. Мне стало страшно, и я бросилась сама не знаю куда. И вдруг между сосен я увидела свет от фонаря! Я побежала на свет и оказалась у железной дороги. Я пошла по ней, а вскоре меня догнал автобус – только не тот, на котором я хотела уехать. Это был последний восьмичасовой автобус, развозящий рабочих со смены.
До дома я добралась без происшествий. Оказалось, меня никто не схватился, потому что решили, что я поехала развозить гостей. А я все это время проспала в снегу! И если бы я тогда не проснулась – то не проснулась бы уже никогда. Но история на этом не заканчивается. Уже дома я решила как-то купить новый воротник на пальто – и вдруг обнаружила, что абсолютно новое пальто распорото по швам в области подмышек. И вдруг меня осенило: именно в этом пальто я и была на свадьбе, именно в нем неведомые спасители поднимали меня из снега и держали на весу! (Екатерина Тищенко).
Ночные вороны моей судьбы
«Это произошло летом. Была ночь, я почти уже засыпала, когда услышала шум за окном. Мне стало и страшно, и любопытно. Сначала я лежала и не шевелилась, но что-то настойчиво продолжало шуметь. Мне хотелось забраться под одеяло и в то же время - посмотреть, что творилось за окном. Я встала и, не включая свет, в темноте, подошла к окну, начала его открывать. Тут что-то оттолкнуло меня, и я упала на пол - некоторое время не было сил встать. Через несколько минут оцепенения я вскочила и включила свет. В комнате на столе сидел крупный черный ворон и держал в клюве ромашку. Я очень сильно удивилась. Растерялась, не знала, что делать.
Я протянула руку, чтобы погладить ворона, но он выронил цветок и выпорхнул в окно. Я ничего не могла понять: почему ворон не спит ночью, а прилетает к моему окну, проникает в комнату, да еще и с ромашкой? Я закрыла окно и долго сидела на кровати, не выключая света. Потом все-таки уснула. Снилось, что я летаю ночью, а возле меня вороны. Прилетаю на поляну - уже наступило утро, и я все хорошо вижу. Вороны тоже «приземлились».
И сразу превращаются в людей - среди них я заметила очень красивого парня. Он ко мне подходит, и тут я просыпаюсь. На следующий день мы с сестрой пошли в парк. Идем, а вокруг вьются комары и летает тополиный пух. Кажется, что зима и лето одновременно! Красиво! Но маленькие вампирики-комары безудержно кусают. Мы уходим из парка. Видим, по траве кто-то скачет.
Подходим ближе - это маленький вороненок. Он только учится летать. Мы его поймали. Он был такой хорошенький, что захотелось взять его домой, но все-таки мы его отпустили. В этот же день я одна пошла в магазин. На перекрестке встретила незнакомую старушку. Она попросила денег на булку. Я достала мелочь из кошелька и подала ей. Она поблагодарила меня и сказала: «Знаешь, Наташа, хочу дать тебе ответы на три твоих вопроса». Я удивилась, как она узнала мое имя, и спросила ее об этом.
Старуха только улыбнулась. Я ее спросила опять, и она, немного помолчав, сказала: «Ты спрашивай лишь про будущее свое, а не про такие пустяки». Тогда я задала ей вопросы: «На какую оценку сдам экзамен по алгебре? Какой выбрать путь, чтобы добиться в жизни успеха? Как будут звать моего будущего мужа?» Она мне ответила, что алгебру сдам на «4». Так и вышло на самом деле. На второй вопрос ответила, что только доверяя своей интуиции и чувствам, я смогу иметь успех в жизни. И на последний вопрос ответила, что мужа моего будут звать Евгений.
Весь день я думала про эту старушку. Расстилая кровать, я нашла под подушкой сердечко из бумаги, на котором было написано: «Я люблю тебя!» и подпись - Евгений. Я не знала, как реагировать. Смотрела на это сердечко и вспоминала старушку. Когда я легла спать, мне мерещился ее голос. Я долго ворочалась и под утро наконец уснула. Потом все пошло по-старому - ничего странного не происходило. Когда я все это вспоминаю, то кажется, что это был сон. Может, у кого-нибудь происходило что-либо гораздо более загадочное, но мне кажется, всё, что случилось со мной, очень странно. Благодаря вот таким случаям наша жизнь становится интереснее и разнообразнее.
Древний народ Чудь
Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.
Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние.
Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.
Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом. Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского.
«Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями.
Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.
В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.
Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.
С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.
Таким образом, только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках. Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне, принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени.
Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах.
Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом, русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.
Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень.
Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.
С XVI века переселенцы из бассейна р. Двины, из Вологды, Тотьмы, Устюга, Сольвычегодска и других мест стали проникать в Верхокамье, к Чердыни и Соликамску. В камском крае соха также довольно часто обнаруживала разнообразные предметы. У находчиков естественно возникал вопрос, какому народу принадлежали эти вещи? От дедов переселенцы прочно усвоили и привычку считать чудскими всякие изделия рук человеческих попадающиеся в земле.
Свидетельство о публикации №121060403660