Маргарита человек разумный часть 846

Маргарита человек разумный часть 846

Озеро Азас
Есть в Республике Тыва  Тоджинская котловина, окруженная со всех сторон горными хребтами.и. На юге вздымаются горные цепи хребта Академика Обручева, на западе и северо-западе - Западного Саяна, на северо-востоке и востоке - Восточного Саяна.  Тоджинская котловина повышается с запада на восток с 850 до 2000 метров над уровнем моря. На территории произрастают хвойные леса, преобладают кедр и лиственница.  Насчитывается 30 крупных и средних и свыше 100 мелких озер. Наиболее крупные озера: Азас или Тоджа (5470 га), Маны-Холь (3070 га) и Кадыш (2580 га) Озера богаты ценными видами рыб, таких как хариус, ленок, сиг, щука, окунь.   
Аза - тувинское название демонических существ, которые, согласно народным верованиям, живут в озере. Тоджа - единственное место в Туве, где на озерах цветут белые кувшинки - водяные лилии. Особо красиво озеро Азас. Какие демоны?  Картина похожа на сказку о русалках. Для рыбаков Азас - это рай. В водах озера водятся щука, сиг, таймень, хариус, елец, пескарь, окунь, сорога. Но не всякую рыбу можно ловить, некоторые обитатели водоемов Тоджи занесены в «Красную книгу». Остановимся на щуках. Попадаются рыбины, достигающие просто пугающих размеров.
Азас – озеро демонов
Это Тоджа, которая славится своими красивейшими озерами. Азас - одно из многочисленных озер Тоджинской котловины. Аза - тувинское название демонических существ, которые, согласно народным верованиям, живут в озере. Тоджа - единственное место в Туве, где на озерах цветут белые кувшинки - водяные лилии. Особо красиво озеро Азас. Какие демоны? Картина похожа на сказку о русалках.
Для рыбаков Азас - это рай. В водах озера водятся щука, сиг, таймень, хариус, елец, пескарь, окунь, сорога. Но не всякую рыбу можно ловить, некоторые обитатели водоемов Тоджи занесены в «Красную книгу». Но об этом чуть позже. Остановимся на щуках. Попадаются рыбины, достигающие просто пугающих размеров. Вот в каком райском уголке мне удалось побывать и порыбачить. В первый день приезда на Азас за один час я поймал 6 щук, от 1,5 до 7 кг. И это сущая мелочь.
Вот, что мне рассказал егерь Алексей о размерах некоторых щук. Вез он как-то на лодке туристов на один из островов. Недалеко от берега все заметили косулю, которая крутилась на одном месте. Алексей подумал, что она запуталась в сеть. Группа поспешила на выручку. Когда подошли совсем близко, Алексей хотел веслом зацепить сеть, чтобы освободить животное. Но каково же было удивление всех, когда они увидели, что ногу косули ухватила зубастой пастью огромная щука трехметровой длины.
С большим трудом удалось вырвать косулю из пасти этого монстра. Она осталась жива, но на задней лапе остались глубокие следы от щучьих зубов. Среди тех, кто ехал в лодке, была женщина-медик, которая обработала рану животного. Вскоре пленницу благополучно отпустили на остров. В фойе одной туристической базы на Тодже я видел развешанные чучела голов щук огромных размеров.
Это были трофейные экземпляры, пойманные разными рыбаками и оставленные здесь для украшения интерьера. В пасть одной из щук я легко просовывал свою голову до плеч, через частокол острых зубов. Голова щуки напоминала голову огромного крокодила. Такими трофеями можно гордиться и даже представлять на охотничьих выставках. Вытащить гиганта из воды не просто. Поймал и я как-то щуку очень крупного размера. Как не пытались мы втроем вытянуть ее на берег – не получилось. Не смогли втроем удержать – ушла.

Лешие и русалки монгольских духов местности
Тарас Журба, новый автор АРД – русский шаман, получивший посвящение от тувинского Учителя, и многое в мире видит особым взором. Однако одной из самых больших загадок в какой-то момент для него стала Монголия. Мы публикуем его записки о том, какой предстала пред этим особенным взором Страна Вечного Неба, когда шаман из России пытался разгадать её.

Убсуу-Нур
Убсуу-Нур (монг. Увс нуур), ранее Убса, на современных российских картах после 1989 г. также даётся вариант названия Увс-Нуур - озеро в Монголии и России (Республика Тува, в которой находится небольшой северный фрагмент побережья и акватории озера), самое большое по площади на территории Монголии и самое известное из котловины Больших озёр.
Озеро по праву называющееся морем. Соленая, прозрачная, зелено-голубая зеркальная водная гладь, теряющаяся в своей незаконченной дали. Убсуу-нур отражает собой величественный покой радостных небес, или вторит им пенящимися штормовыми, грозовыми волнами. Местные жители почитают это внутреннее море как священное. Образ этого озера, в котором отображаются сокровенные для каждого монгола представления о смысле бытия, очень чутко и решительно описал шаманский поэт Ганджуржав Батжавхлан в своей романтической притче.
Передаю своим текстом, близко к оригиналу. Трудно придумать более емкую и лаконичную историю «о самом главном». «Однажды странствующий в паломничестве лама нашел на берегу озера Убсуу-Нур грудного ребенка, оставленного родителями. Он лежал один-одинешенек под открытым Небом.
Он назвал его Тенгурва, что значит, Небесный. В монастыре его воспитывали и растили. Мальчик считал ламу учителем, Небо отцом, а озеро – своей матерью. Когда мальчик вырос, то попросил монахов научить его искусству ламы. Ему сказали, внимательно посмотрев в его глаза, что его религией будет искусство. Он стал художником.
Скоро он прославился как блестящий мастер танкописи, буддийской храмовой живописи. Однажды к нему пришел человек и заказал ему танку, пообещав хорошую плату за ожидаемый шедевр. Тэнгурва долго писал эту работу. Он не взял денег за нее. Заказчик удивился, когда вместо иконы он увидел картину моря Убсуу.
В некотором изумлении он остановил Тэнгурва вопросом, танку какого божества он хотел таким образом изобразить. В ответ Тэнгурва сказал, что он хочет стать одной из волн озера, у которого он провел свою жизнь. Когда к нему пришли люди на следующий день, то нашли только озеро, в котором отражалось Небо, и плавающие по нему листы бумаги с рисунками.

Духи благословенной земли
Степь. Гора. На ней стоит субурган, ступа, буддистская «антенна для связи с космосом», или шаманское Обо, того же предназначения. Иногда оба стоят рядом. Вы выходите из УАЗика, чтобы совершить подношение просветленным и всем живым существам как потенциально просветленным, и вдруг Вы ощущаете в верхней части груди легкое, радостное и мощное трепетание. Это трепетание распространяется на все ваше тело, снимает усталость, выпрямляет сгорбленный от усталости позвоночник. Бытовая психосоматическая сутулость уступает место странной тревожно-спокойной радости.
Это потому, что дух этого перевала пришел выполнить свое любимое предназначение. Он пришел, чтобы у человека была возможность, опираясь на доброкачественное, конкретное переживание радости, распространить эту радость на все моменты жизни. Из этого состояния естественно искать восхождения к новым уровням внимательности к самому себе, к окружающему миру. Из этого состояния хочется молиться и благодарить Небо, из этого состояния хочется жить, искать в жизни новые смыслы, дерзать.
Небо присутствует на монгольской земле духами местности, которые с великой щедростью и вниманием окормляют всех ее обитателей и посетителей. Они очень добры и искренни, легкие, ироничные, непредвзятые, мудрые, видят главное в том, что волнует человека.
Очень бескорыстные, естественные, игривые. Очень легкие на подъем, лишенные всякого натужного пафоса, светлые, мужественные, открытые. Они живут спонтанно, и их спонтанность, понимаемая людьми, состоит в том, чтобы укрепить свою веру в «счастливый исход», в то ощущение, что «Бог - это можно», которое присутствует в каждой мысли, в пространстве между мыслями.
Они несут с собой легкость бытия. Эта легкость не в том смысле, чтобы выбрать себе крест полегче, а в том, чтобы реально тяжелую ношу видеть в оптике радостной невесомости бытия. Они очень ответственны и очень беззаботны. Они создают «климат», они создают этот благословенный оазис «Монголия», они создают наполненный ощущениями бесконечности фон бытия.
Стоит только подойти к Обо, как он уже у вас на плечах. Они презирают чертей и гоняют их со всей возможной искренностью, принимая для этого образы традиционных для Монголии воинов. Тем самым, мне кажется, они реализуют свою материнскую потребность в заботе о детях. Они очень любят людей, они понимают пределы своей сферы влияния и будут рады, если их подопечные превзойдут эту меру, воспринимая жизнь как урок. Иногда по-матерински балуют своих подопечных.
Обычно в России духи земли и воды, наги и сабдаги, «русалки и лешие», похожи на электрические флуктуации. Это своего рода иньская, отрицательная энергия, достаточно влиятельная, мощная и инертная, которая может приобретать различные виды в моральном смысле этого слова. Великодушие и трепетная деликатная забота, а также глумливо-игривая брутальность по ту сторону добра и зла.
Зачастую это - эгоистическое намерение восполнить свой отрицательный заряд энергии положительным, который свойствен человеку. Танец страстей имеет некоторую тенденцию к сценарию «оставайся, мальчик с нами, будешь нашим королем». Со стороны «леших и русалок» принято быть начеку, неизвестно, чем может закончится контакт. То ли вылечат болезнь, клад откроют, дадут меч-кладенец, то ли утащут в пучину праздного ничегонеделания.
В Монголии я почувствовал какую-то естественность, восхищение реальностью как таковой, и почувствовал, что это простое переживание является подарком духов этой земли людям. Монголы воспевают духов Семи Гор, наделяя их универсальными потенциями. Возможно, это - божества другого класса, нежели чем духи земли-воды.
Возможно, это тенгрии, и они на самом деле могут распространить свое могущество далеко за пределы конкретного территориального урочища. Не знаю, не видел. То, что видел, осталось в сердце как искренняя, не имеющая никакой формальной основы благодарность. Спасибо вам, духи Монгольской земли. Ваш подаренный клад - это чувство радости. Кроплю вам по-братски тем, что есть. (Тарас Журба).


Рецензии