Маргарита человек разумный часть 843
Справедливости ради замечу, что неточности ничуть не снижают научной ценности образцов. Коллекции в музее неплохие. В особое восхищение привела нас витрина с плейстоценовой, «мамонтовой» фауной: здесь и куски бивней мамонтов, и черепа бизонов, и кости шерстистых носорогов… Почти все найдено «нештатными сотрудниками» - в гравимойках и просто по берегам рек…
На следующее утро отправляемся к «водоему с динозавром». Он находится отнюдь не в глуши - прямо у трассы Белев - Тула, не магистральной, но все же с довольно оживленным движением. Встретивший нас Виталий Егоров поведал, что уже проводил опрос в нескольких домах на берегу водоема - без особого успеха. Хотя в том, что сообщение «уткой» не является, уверен - узнал он о «монстре» задолго до публикаций.
- Я своей знакомой про свои «коркодельи» разыскания рассказывал, а та и говорит: у меня родственники в Сергеевке живут, там в пруду какое-то животное появилось, людей пугает…
Осматриваемся более внимательно: водоем образован запруженной и разлившейся речушкой и довольно, по нашим меркам, большой - более километра в длину и метров двести шириной. Деревенские дома стоят на высоком коренном берегу, и если не из окон, то с огородов (задворков) водная гладь прекрасно видна. К воде спускаются многочисленные тропинки и проселки, так что потенциальных наблюдателей достаточно. Появляйся здесь чудовища - местные жители их бы обязательно замечали.
Но никто из опрошенных нами крестьян никаких крокодилов и динозавров не встречал. Слышать о «чудище» - да, слышали, но либо от приезжавшей в гости городской родни, либо из тульской газеты. Одно ЧП летом на его берегах было - отдыхавшую женщину действительно укусила змея, и та попала в больницу. Но, по всеобщему мнению, виновницей была самая обычная гадюка.
И нельзя сказать, чтобы с нами отказывались говорить, напротив, общались охотно, стараясь вспомнить хоть что-нибудь интересное. Например, неформальный сельский староста поведал про Гремячий колодец, считавшийся «святым»:
- К нему люди приходили, воду брали, монеты оставляли, а на кустах ленты вязали. Когда в школе учился, нас посылали те ленточки срывать и сжигать. Ну, мы заодно и монеты выгребали на мороженое…
Спускаемся к водоему. Накатанная грунтовка ведет к дамбе, земляной, но ухоженной, обложенной бетонными плитами. В центре плотины водосливные сооружения, а рядом - домик-вагончик, возле которого обнаружился человек в телогрейке. Знакомимся: А. Д. Гашенев, ихтиолог, работает в небольшом рыборазводном хозяйстве, ныне «владеющем» прудом. И вот что он поведал:
- Работаю я здесь уже несколько лет и ручаюсь - никакие Несси в пруду не водятся. Где им здесь разместиться? К тому же пруд регулярно, раз в два-три года, спускают и чистят дно. Самое же главное - он у меня постоянно под наблюдением, сами видите, обзор отсюда прекрасный, видна практически вся поверхность, и смотрю я на нее постоянно.
Анатолий Дмитриевич улыбается и продолжает:
- Но вообще-то вам повезло - та история, с которой все эти разговоры начались, на моих глазах случилась. Приехала сюда компания молодежи на машинах. Остановились на берегу, как водится, костер развели, пикник устроили… А под утро прибегают ко мне, трясутся и говорят примерно так: «Прямо перед нами из воды какая-то тварь из воды вылезла! Мохнатая и, как человек, на двух ногах! Отряхнулась и в лес ушла!»
Думаю, их плывущий кабан или лось напугал - иногда эти звери переплывают водоем, сам наблюдал. А то, что на двух ногах он вышел… ну, выпили ребята да и сонные уже были… Что ж, возможно, ихтиолог и прав. Но я бы не исключал и возможность того, что отдыхающие столкнулись с реликтовым гоминоидом - пресловутым снежным человеком. В массовом сознании он - житель высокогорий, обитает в Гималаях или на Памире… Однако исследователи, занимающиеся поисками нашего собрата, знают, что встречи с пережившими свою эпоху обезьянолюдьми происходили на гораздо большей территории: практически везде, где есть глухие леса, непроходимые (для нас) болота или камышовые заросли. И нередко реликтов видели «купающимися» - вспомните наблюдение «водяника» на Вепсской возвышенности.
Встречался с «водяным», точнее, «водяной», и не кто иной, как И. С. Тургенев. Впечатления и обстоятельства встречи поведал миру французский друг писателя, всем известный Ги де Мопассан. По его словам, Тургенев, купаясь в лесной речке, почувствовал прикосновение, а оглянувшись, «увидел страшное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже на женщину и на обезьяну». «Водяная» погналась за выскочившим на берег будущим великим писателем, и неизвестно, чем бы все кончилось, не отгони «русалку» кнутом случившийся поблизости пастушонок.
Тургенев не указывал точный район, где произошла встреча, вполне возможно, что было это и на берегах Десны, и в районе Спасского-Лутовинова, на стыке Тульской и Орловской областей… Не будем забывать, что со средневековья здешние «засечные леса» были заповедными, вырубать их запрещалось - лесные массивы служили «полосой обеспечения», защищали южные рубежи Московии от набегов с юга…
Конечно, даже если предположение и верно, вряд ли в наши дни здесь существует стабильная популяция обезьянолюдей, однако сообщения о встречах с единичными особями приходят отсюда почти каждый год. И нет ничего невозможного в том, что один из «пережитков прошлого», проходя мимо Сергеевского пруда, решил понырять в нем. Конечно, не ради удовольствия, а чтобы подкормиться питательными корневищами рогоза и камыша (а может быть, и рыбой)…
В любом случае массовые наблюдения здесь не происходят. Просто удивительно, какая волна слухов и домыслов иногда поднимается после одного-единственного, да и то весьма неясного столкновения с Неведомым.
…Несмотря на моросящий с утра и не думающий прекращаться дождь (осень на дворе), все же добираемся но ближайшего к сахаровским Башам села, попасть в него оказалось не так просто, дорога абсолютно не соответствует показанной на карте, однако, намотав лишних километра три, подходим к околице. Дождь в это время несколько поутих, и во дворе перед грудой дров копался типичный такой сельский мужик в сапогах и телогрейке..
- Да, были два камня, рассказывали. Но сам я только один видел - здоровый, круглый. По дороге к кладбищу. А сейчас его нет. Вроде спихнули в овраг. Пройдите дальше, там дед живет, может, он больше расскажет.
- Никто его не спихивал - сказал дед Паша. - Сколько помню, лежал камень на краю поля и совсем близко к обрыву. Большой он был - руками наполовину не обхватишь… Потом река берег подмыла - и рухнул он вниз. Какое-то время торчал из воды, а потом пропал.
- И давно случился оползень?
- Да нет, недавно. Лет пять назад…
Услышав это, мы переглянулись и от огорчения выматерились. Ведь Баши давно стояли в наших планах, но визит к ним мы все откладывали… Вероятно, если бы не байки про чудище в пруду - и в этот раз бы не добрались… Впрочем, в деревне время течет медленно и незаметно - позже некоторые другие ее обитатели уверяли, что случился оползень пораньше, лет десять - пятнадцать назад…
Беседовали мы во дворе, и вскоре из дома вышла супруга старожила.
- Что это вы от мово деда хотите?
Узнав, в чем дело, присоединилась к разговору:
- Ну, помню я эти камни. Старики говорили, упали они с неба на поле. Два камня. Их люди снесли, чтоб не мешали, а они на другой день опять на поле оказались. То место так и называлось - Баши. Раньше, говорили, они лежали повыше, а потом их все же к берегу скатили. Они целебные были. К ним с водой приходили, потом сливали эту воду по камню, собирали и больных поили. Деньги носили к камням, одежду… Кусочки откалывали и лечились ими… А кто говорил - наоборот, нельзя колоть камни…
- Да, мне они как раз отомстили… Я кусок отломил и потом шесть ребер сломал. И вообще счастье пропало, - вдруг добавляет к сказанному дедушка…
Позднее женщина средних лет, живущая в центре деревни, прибавила:
- Эти камни в землю ушли, но, говорят, когда что-то плохое случится в стране, они опять выйдут.
Судя по всему, это уже современная легенда… Вообще интересным и неожиданным было для меня, что хотя баек, поверий и легенд, связанных с камнями, нам поведали довольно много для начала XXI века, однако все они не имеют ничего общего с записанными Сахаровым. Чем объяснить такое изменение поверий за полтора века, не знаю. Впрочем, это один из множества вопросов…
По крайней мере несомненно, что Баши в отличие от большинства обследовавшихся А. Левиным камней (о которых рассказывалось в предыдущей главе), несомненно, относятся к культовым объектам, пережившим дохристианскую эпоху, об этом четко говорят связанные с ними обряды. Жаль, что самих камней нет. Мы побывали на месте оползня. Раскопки возможны разве что экскаватором, да и вряд ли камни лежат не поврежденными - судя по описаниям, состояли они из мягкого песчаника… Если и были на их боках какие-то древние знаки, петроглифы, вряд ли они сохранились.
Потерянного не вернуть, однако… результаты экспедиции со всей очевидностью показывают - с обследованием такого рода объектов тянуть нельзя. Получил информацию о пещере или мегалите - езжай на проверку! Хотя, впрочем, если сталкинг по-прежнему будет оставаться уделом любителей и поиски будут вестись в свободное время, чтобы объехать все известные «адреса», понадобятся десятки лет… (Андрей Перепелицын).
Свидетельство о публикации №121060403618