Herbal Sauna в Wat Pho
На фото "корабль" на территории храма.
Давно, ещё в первый приезд на Панган, появилась у нас с Ларисой мечта – попариться в местной баньке, о которой мы услышали от наших соотечественников, Ольги и Игоря, которых мы встретили на пляже Nice See Resort буквально в первые же дни нашего проживания в Шритану (1). В отличие от нас, впервые посетивших эти благословенные места, они уже назавтра улетали и на прощание решили посетить травяную сауну, о которой слышали много хорошего. И как то так получилось, что ни в первый, ни во второй наш приезд на Панган мы этот вопрос не поднимали. Дело в том, что сауна эта находится далеко вне зоны нашего пешего доступа, а пользоваться байками, как все местные и многие приезжие, мы не хотели за неимением навыков езды, особенно по узким, крутым и изобилующим резкими поворотами, прибрежным дорогам Пангана. Дороги эти без полосы отчуждения, с высокой растительностью практически примыкающей к проезжей части и при любом повороте совершенно не виден встречный транспорт. Для местных байк является практически единственным средством передвижения, к которому они привыкают с детства и носятся по своим небезопасным дорогам весьма лихо.
Короче, в этот приезд мы, можно сказать, дозрели до этого «эпохального» события. В Интернете познакомились с несколькими публикациями во многом повторяющими друг друга и создающими впечатление, что авторы сами услугами сауны вряд ли пользовались, и, откровенно говоря, прочитанное мало что дало с практической точки зрения, разве что ориентировочные цены на помывочные услуги и ориентировочное время функционирования данного культурного заведения. В конце концов, а что мы теряем? Поедем пораньше, посмотрим окрестности, храм Пхо (Wat Pho), монахи которого и устроили эту травяную сауну.
Wat Pho расположен в деревне Баан Тай в десяти минутах езды от пристани Тонг Сала, или в пяти километрах от окраин городка Тонг Сала. В общем-то, не слишком далеко от нашего домика в Шритану, и на местном такси, именуемым в приезжем народе «тук-тук», весь путь занял минут сорок.
Из Интернета мы узнали, что сауна работает каждый день с 15.00 до 18.00, но на подъезде к Баан Тай на плакате часы работы были уже другие – с 1 pm до 7 pm, а в действительности оказалось, что с 14.00 до 19.00. Сообразуясь с данными Интернета, мы так и приехали за час до открытия, к 14.00, чтобы ознакомиться с окрестностями и храмом, но оказалось, что сауна уже работает. Однако мы не стали менять наших планов и решили всё же сначала осмотреть храм, тем более что его позолоченные высокие резные ворота в виде большой четырёхугольной арки, украшенной сверху четырьмя резными башенками с изображениями святых, выходили практически к проезжей части и тук-тук наш остановился как раз возле них. Сауна же располагалась напротив храма, через дорогу и вниз по дорожке – в пальмовой рощице на берегу заросшего кувшинками пруда.
До её закрытия было достаточно много времени и часть его мы посвятили осмотру Wat Pho. Это небольшой по территории храм, но популярный на Пангане благодаря построенной монахами храма травяной сауне (Herbal Sauna). Но о сауне позже, а пока, сразу за арочными воротами под красочно и богато украшенным навесом в виде домика нас встретили три статуи монахов в натуральную величину, сидящих на украшенных цветами возвышениях, каждый с широкой золотой лентой через плечо. Может быть это отцы-основатели монастыря, но мы не стали подходить и уточнять, а двинулись вглубь территории. Построек немного, но все аккуратно прибраны и богато украшены резьбой и позолотой. Возле одной из них в отдельной пристройке сооружен настоящий золотой корабль, богато украшенный резьбой и со стилизованными парусами-драконами. Всюду чисто, аккуратно и изысканно украшено, причём предпочтение явно отдано золотому цвету, вплоть до трёх «золотых» статуй святых в одной из беседок. Под деревьями и кустами важно расхаживают роскошные пёстрые куры с красными гребешками и большими черными хвостами. И при всём при этом нам не встретился ни один служка. Может быть, у них был послеобеденный отдых, или обеденная служба. Само основное здание храма с резными золотыми окошками окружено невысоким (в пояс человека) белым каменным заборчиком с золотыми башенками и закрытыми коваными воротцами. А по периметру заборчика стоят каменные (скорее всего мраморные) столики, у каждого по четыре каменные же скамеечки, и в центре каждого столика врезана каменная шахматная доска. Столиков с досками с десяток – видимо обитатели монастыря увлекаются не только строительством саун, китайским массажем и предсказанием будущего (fortune telling),о чём свидетельствует представительное объявление (2), но и интеллектуальными играми. По дотошности своей к мелочам, я прогулялся не только по территории монастыря, поражаясь чистоте и уходу увиденных мест, но заглянул и за заборчик, ограничивающий владения монастыря со стороны леса – большей мусорной свалки я на Пангане не видел. Но, как говорится, Будда судья этим чистюлям-интеллектуалам.
Однако настало время познакомиться и на себе прочувствовать плоды трудов усердных монахов. Перейдя дорогу и площадь, углубляемся недалеко по дорожке в лес. Там, на берегу пруда с кувшинками расположен небольшой комплекс, относящийся к травяной сауне. Это домик для тайского массажа, беседка для отдыхающих от банных и тайских процедур, здание, которое одновременно служит магазинчиком, помещением для кастелянши и двумя саунами. В магазинчике можно купить натуральные растительные скрабы, масло, чай. Кастелянша продаст вам за сто бат право на посещение сауны, за десять бат саронг (полотенце), вручит бесплатный ключ от ячейки для вещей и веер, если попросите.
Слева от магазинчика располагаются две парилки – мужская и женская. Двери парилок буквально бок о бок, но даже распахнутые они не выдают секретов парилок, поскольку в последних царит такой густой полумрак, что практически не видно ничего дальше собственного носа. Помещение парилки представляет собой своего рода каменный пенал с каменными же скамейками по бокам и узким проходом между ними. Единственное крошечное окошко расположено под потолком и даёт самый минимум освещённости еле достаточный, чтобы гостю, вошедшему с яркого света не отдавить ноги сидящих посетителей. И это при ярком наружном солнечном свете. Если же на солнце набегает тучка, то в парилке наступает почти полная темнота. Достаточно комфортно в парилке может разместиться до восьми посетителей.
Пар поступает по трубе от расположенного за парилками и закрытого крышкой котла, в котором монахи варят целебные травы и коренья. Этот травяной отвар насыщает тело изнутри и снаружи и, как говорят, может лечить многие болезни. Вполне возможно, что вначале, когда монахи соорудили для себя этот лечебный комплекс, он действительно лечил и восстанавливал, но когда это мероприятие поставили на поток и приспособили для зарабатывания средств, то сильно сомневаюсь, что он стал выполнять предназначенные ему функции. Говорят, что травы для отвара монахи подбирали и смешивали по рецептам, пришедшим с Китая и Тибета. Но здесь местные травы вряд ли подходящие для тибетских и китайских рецептов, да и сколько же их нужно для массового «лечения» – явно массовое количество.
Скорее всего, тонизирующий эффект все же есть, впрочем как от всякой сауны, это я на себе прочувствовал. Сначала мне эта тёмная и не очень удобная парилка не понравилась, а Лариса, видя всё неудобство процесса и слыша мои о нём отзывы, просто отказалась париться. Мне же в геологических экспедициях доводилось париться и в гораздо менее комфортных условиях, и некоторые неудобства этого процесса меня не смутили. Правда, температура в парилке была совсем низкая – всего градусов сорок-пятьдесят и пар поступал из-под угловой каменной скамьи, вот там-то ногам и вправду было жарко. Я поначалу в темноте, почти на ощупь, нашел это свободное угловое место и обрадовался, поскольку было оно человека на два и не надо было сидеть впритирку с другими потными посетителями. Но как только поддали очередную порцию пара, то пришлось и ноги на скамейку поднимать.
А, в общем, остальное было вполне приемлемым. После парилки душ из обычной водопроводной и далеко не теплой воды и небольшая передышка перед очередным погружением в травяное искушение. Для отдыха перед парилками стояли каменные столы и скамейки, как родные братья этим же атрибутам из храма. Даже шахматные каменные доски были так же врезаны в них. Был обычный рабочий день, сауна находилась вблизи не очень оживленной автотрассы, но за всё время нашего пребывания там поток посетителей не иссякал, ни разу. Были загружены и мужское и женское отделения, парились и детишки. Неоднократно слышалась русскую речь – русский без бани не может обойтись даже в Таиланде.
Однократного приобщения к таинствам парилки мне показалось мало и я ещё четыре раза, с перерывами, предавался травяной терапии. Всё это действо продолжалось часа два с половиной и принесло свой эффект в виде чувства всеобщего расслабления организма – настоящая травяная релаксация.
И всё же, сравнивая эту травяную сауну и мою дачную баньку, я отдам явное предпочтение родной российской парной. В ней и стены и пол, и полоки деревянные – липовые, и пар сухой, и температуру можно поднять выше сотни, и на раскалённые камушки можно плеснуть приятным и целебным настоем: берёзы, дуба, эвкалипта, хрена, можжевельника, лаванды, гвоздики, орегано, бергамота и других полезных трав, растений и кореньев. И ты будешь конкретно знать от чего и чем лечишься. А русская банная забава – веники, которые просто выгоняют вместе с потом из организма всякую хворобу. Здесь как раз уместно вспомнить о веерах в травяной сауне. Они как раз и предназначены для разгона пара, если вам в парилке не достаточно жарко. Но это всего лишь жалкое, или, если сказать помягче, то гуманное подобие наших веников.
В общем, эта вылазка в herbal sauna дала новые впечатления и новый опыт, но, откровенно говоря, не впечатлила. И так захотелось скорее домой, к нашей простой, но такой уютной и эффективной русской баньке.
1) См. «Так хочется остаться!»: http://www.stihi.ru/2017/12/19/1287
2) Fortune telling - гадание — ритуал, направленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущем. Разновидность магии. Включают оккультные методики, приемы и обряды.
Свидетельство о публикации №121060305130
Так что, на вкус и цвет)))
Здравствуйте, Анатолий!
Успокоятся страсти по ковиду и Вы опять отправитесь в путешествия и порадуете своих читателей интересными рассказами👆
Лия Пьянкова 21.09.2021 00:08 Заявить о нарушении
А я люблю жаркие - выгоняет все болячки из организма. Буквально чистит тело и душу. Знаете, мне в Крыму нравится больше, чем в дальнем зарубежье. Здесь свои, близкие люди, душевность и доброжелательность, хотя приключений, пожалуй, чуть меньше, чем вдали, но это в основном из-за незнания местных обычаев дальних стран.
С признательностью и теплом, Анатолий.
Анатолий Цепин 21.09.2021 18:03 Заявить о нарушении