Кроме
Возьмем слово «кроме». В древнерусском языке было существительное «крома» – «край» (ср. с современным «кромка»). Из формы его местного падежа получилось наречие «кроме» – т.е. «за краем, снаружи, вне». В тексте XII века читаем: «И отъсекъше главу отъвьргоша и («и» в данном случае древнее местоимение со значением «её») кроме». Здесь «кроме» – наречие, которое можно заменить современным «в строну». Заметим попутно, что прилагательное «кромешный» первоначально выражало значение «тот, который находится за краем». «Тьма кромешная» – «тьма внешняя, находящаяся за краем видимого мира».
Затем вследствие частой повторяемости перед существительными в одной и той же форме наречие «кроме» начинает отдаляться от глагола и примыкать к идущему следом существительному. Вместе с тем значение в наречии постепенно утрачивается, а само наречие становится принадлежностью следующего слова – сначала препозиционным наречием, а затем и предлогом. Формальным признаком этой перемены является утрата самостоятельного ударения и подчинение ударению существительного или местоимения: «кроме того», «кроме всего прочего».
Основное значение предлогов – выражать пространственно-временные отношения предметов между собой и к действию. Поэтому наречия, перешедшие в предлоги, также относились к типу пространственно-временных (ср. «близ», «около», «вдоль»). Обычно существительные с такими предлогами употребляются в родительном падеже. Так существительное «крома» образовало наречие «кроме», которое стало предлогом. Не исключено, что в будущем оно перейдет в разряд приставок.
Свидетельство о публикации №121060105629
Иногда опричников Ивана Грозного называли кромешниками. Дело в том, что «кроме» и «опричь» – синонимы. «Кромешники» (они же опричники) – особая каста, выделенная из прочего народа, т.е. как бы «находящиеся отдельно от всех остальных».
Дмитрий Муравкин 13.01.2022 15:18 Заявить о нарушении
Дмитрий Муравкин 09.02.2022 17:16 Заявить о нарушении