Маргарита человек разумный часть 800
Тамбовский край изобилует прудами реками и болотами. Кто не слышал о тамбовских русалках? Не будет преувеличением сказать, что их образами пронизан весь тамбовский фольклор. Мы даже задумывались над тем, действительно ли русалки - существа чисто мифические, или в далекие времена на нашей планете и впрямь существовала пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей - амфибии. Истоки первых легенд про обворожительных обитательниц подводного царства восходят еще к освоению Тамбова.
Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют здесь и представители мужского пола амфибий - сомусы. Есть у берегов р.Вороны маленький островок, сплошь покрытый небольшими серо-зелеными камешками, которые здесь называют «слезами русалки». Название это связано с трогательной легендой о русалке, полюбившей молодого монаха и навещавшей его в монастыре.
По преданию, монах научил русалку молитвам, и они вместе вымаливали у бога для нее душу… Но покинуть море она так и не смогла и в конце концов уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу. Легенда датируется 1781 годом и на общем фоне «русалочьего фольклора» в определенном смысле уникальна. Ведь в ней говорится о любви, а подавляющее большинство сказаний про обитательниц речных глубин однозначно повествует как раз об обратном.
Решительно во всех тамбовских притчах и легендах русалки и сомусы - существа не только обольстительные, но и коварные, завлекающие местных жителей в свои сети пением и чудесной музыкой, «завораживающие», усыпляющие их с единственной целью - погубить. Даже мимолетную встречу с русалкой, только мелькнувшей на глади пруда, крестьяне считали плохой приметой: увидевший эту морскую обольстительницу непременно очень скоро утонешь! Но не только тамбовские крестьяне оказывались свидетелями и участниками встреч с загадочными обитателями глубин.…
Теплым летним днем 1890 года учитель тамбовской гимназии Фома Фомич Просветов прогуливался по берегу Цны. Внезапно на деревяных мостках, выступающих из реки, он заметил существо, похожее на женщину. Не знай Фома, что заплывать за мостки очень опасно – там омут, он не обратил бы на нее особого внимания, а тут начал присматриваться… Перед ним было существо, в наличие которого он никогда не верил, - русалка!
Спустя несколько секунд она соскользнула в воду и больше не показывалась…Учитель колебался целых - двенадцать лет, прежде чем решился, наконец, написать в «Губернские ведомости» об этой встрече, дав четкое и сухое описание русалки и выразив надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти неизвестного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь».
Молва о тамбовских русалках во все прошедшие века была настолько. устойчивой и распространенной, что, разумеется, не миновала и советское время. Интересовался ими и «полуководец» Тухачевский. Настолько, что обратился к человеку, много о них писавшему в то время, - священнику отцу Валентину.
Вот что тот ответил военному деятелю после длинного перечня полученных в процессе тщательного исследования свидетельств тех, кто сталкивался с необычными существами на тамбовской земле: «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…
Что касается нашего века, свидетельств о столкновениях с русалками, безусловно, стало значительно меньше. Причиной тому (если русалки и впрямь существуют) может быть и экологическая загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий Природы, и значительно увеличивающаяся скорость водных транспортных средств по нашим рекам».
Приведем еще одну историю, связанную с началом второй половины прошлого века. 3 января
1957 года рыбаки плыли на плоту по Цне около г. Моршанска. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получит такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, его друзья не усомнился в правдивости случившегося.
В существовании русалок совершенно не сомневается и большинство современных жителей Тамбовщины. В конце 90-х годов мнам довелось участвовать в фольклорной экспедиции, часть маршрута которой пролегала по окрестностям г. Котовска и побережью диковатой реки Лесной Тамбов, которая, несмотря на преобладающее мелководье, славится неожиданными омутами.
Местные рыбаки неохотно говорили о русалках: ведь и в тех краях встреча сними считается дурным предзнаменованием. Все-таки с некоторыми рыбаками удалось поговорить достаточно подробно. Самую потрясающую историю поведал нам некий Михаил - мрачный, хмурый старик, в одиночестве живший в полуразвалившемся домишке в п.Тригуляй. На Михаила мы «вышли» не случайно: в ближайшем селе нам рассказали странную и малоправдоподобную историю его одиночества.
Много лет назад (он был плотником, только что похоронил мать, но нелюдимым нравом тогда не отличался) как-то в середине лета, на рассвете, Михаил отправился рыбачить в потаенное, глухое место, которое знали немногие. Бредя по отмели к облюбованному заранее месту, с которого собирался ловить рыбу, Михаил был вынужден внезапно остановиться: к своему изумлению, он увидел, что между ним и упавшим деревом на песке кто-то лежит.
Подойдя ближе, рыбак обмер: это была русалка! Вот как он описал нам ее в нашу с ним встречу: «…роста невысокого, от силы метра полтора, хрупкая, верхняя половина тела - с очень белой кожей, волосы почти до пояса, зеленовато-серые, похожие на тонкие водоросли, изящное, правильное лицо с непомерно большими, темными, лишенными зрачков глазами…».
В этих глазах Михаил углядел что-то напоминающее, как ему показалось, мольбу о помощи. «Она вроде как сомлела, то есть находилась в обмороке», - пояснил старый рыбак. Недолго думая, Михаил решил оказать русалке «первую помощь». Преодолев страх, сбросил с себя робу, положил на нее «сомлевшую», стараясь не вдыхать сильный и странный аромат, идущий от ее тела и вызывающий дурноту, а затем отнес речную гостью… в свою избушку. Кровать в его жилище была только одна - на нее он и уложил фантастическую находку.
Русалка не сопротивлялась: судя по всему, просто не могла. «Видать, помирала уже», - серьезно пояснил Михаил. По его словам, он просидел рядом с ней почти два дня, а как она умерла - не заметил, поскольку русалка, после того как рыбак положил ее на человеческую постель, признаков жизни ни разу не подала. Но в ка. кой-то момент Михаил увидел, - что ее огромные глаза подернулись тусклой пленкой, и понял, что все кончено…
Аромат, исходивший от русалки, начал исчезать, а вместе с этим пришло и странное состояние, в которое он впал, потеряв счет времени. Что это было за состояние, он не сумел или не захотел объяснить, лишь коротко пробормотав: «Да так, виделось разное…» На фантазера старик не походил. К тому же в селе нашлись люди, утверждавшие, что сами видели издали удивительную находку Михаила: заглядывали к нему в мазанку в те два дня многие, однако войти внутрь никто не решился. «Он и сам был какой-то смурной, а после таким и остался - нелюдем». Очевидно, старый рыбак заметил наше недоверие к его рассказу и больше мы не вытянули из него не слова.
Интересно, что во всех тамбовских «русалочьих» легендах, независимо от места и времени их возникновения, обитательницам подводного мира приписывают одни и те же качества. Если не считать упомянутого коварства и недружелюбного отношения к людям, какие же? Прежде всего, это те свойства, которые сегодня мы назвали бы экстрасенсорными: начиная с явно гипнотического пения и способностей к телепатии и магии, кончая убеждениями рыбаков в том, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека.
Магию русалок нельзя назвать доброй или «белой», тамбовчане свидетельствуют - за редким исключением - об их недружелюбном отношении к людям. Если же учесть, что родной мир амфибий - подводный, и вспомнить, какой экологический ущерб во все времена наносился на Тамбовщине, то удивляться здесь не приходится… Неизвестно, чем русаки питаются, но, если верить нескольким записям, относящимся к XVII и XIX векам и подкрепленным свидетельствами вполне серьезных людей, они не едят не только рыбу, но и более мелкую живность. Значит, они не плотоядны и собратьев по среде обитания не уничтожают - еще один веский повод не испытывать симпатии к людям, зная наши замашки…
В документах упомянутых столетий фигурирует несколько случаев, когда людям удавалось либо изловить, либо найти на берегу не успевшую исчезнуть вместе с уловом в сетях русалку. В частности, одну из них, моршанский купец Измайлов в 1852 году поместив в бочку с водой, пытался чем-нибудь накормить - вплоть до мельчайших улиток, - но безуспешно.
Прожив в неволе около трех суток, русалка - она была белокурая - умерла. Находиться на поверхности, судя по описаниям, жительницы подводного мира могут, но срок их пребывания на воздухе строго ограничен. В соответствии с имеющимися записями в храмовых журналах прошлых веков, где их категорично относят к нечистой силе, все плененные русалки неизменно погибали куда быстрее амфибий, доступных исследованиям ученых. Наконец, сходство с людьми не ограничивается формами верхней половины тела. Существа эти, несомненно, разумны, ведь коварство, в котором их обвиняют веками, - тоже свойство разума!
Свидетельство о публикации №121060101436