Пропажа или наследие Есенина

Белогривый поп Гаврила
Мотьку в зубы целовал.
Попадья его бранила,
А он, леший, приставал…
                   С. Есенин

Где ж ты, Правда, в виде голом?
Где же ты, Гаврила-поп?
За столом в бреду весёлом
Я любил твой пьяный трёп!

Доставал наш поп бутылку,
Щедро водку наливал
И весь день с ножом и вилкой
Правду-матку защищал.

Но однажды ночью хмурой
Мелкий дождь хандрой напал 
И Гаврилу-балагура
Я случайно потерял.

Небо хмарью замутило,
Жаба спряталась в пруду
Неужели я Гаврилу
В тихом омуте найду?

Я бреду сегодня пеший
Прямо к счастью по судьбе!
Может быть,Гаврилу леший
Утащил в ту ночь к себе?

Вижу морды, вижу рыла,
Пляшут рожи до утра
Только нет попа Гаврилы
Там, где он кутил вчера.

Говорят попы чужие,
Что Гаврила-зубоскал
В добрый час в края иные
С голой правдой убежал!


Рецензии
Данное стихотворение- мистерия трагикомического характера с элементами абсурда. В качестве эпиграфа взято достаточное известное стихотворение С. Есенина, которое остаётся до сих пор мало понятным. Считается, что Есенин хотел как-то удивить и развеселить этими строками, но, видимо, эта цель не была достигнута. Мы попытаемся в какой-то степени продолжить мысли Есенина несколько в иной плоскости.  В нашем повествовании присутствуют три главных героя: «Голая Правда», Поп Гаврила и Лирический Герой. 
В основе сюжета, в начале, в середине и в конце, идёт поиск некой «сермяжной народной правды» — Правды Голой..
«Где ж ты правда в виде голом?». Первый и главный вопрос произведения. «Голая Правда»- это безусловно главный герой произведения.
Поп Гаврила- это некий культурный герой, такой как гусляр или кобзарь. Он не ведёт очень правильный и благочестивый образ жизни, но он носитель и защитник некой народной правды. В этом его ценность и привлекательность. Он продолжает линию таких исторических персонажей, как Григорий Распутин или пушкинского попа из сказки о Балде...Возможно, Поп Гаврила не всегда делает добро, но он всё равно в целом остаётся положительным персонажем.Само имя- Гаврила означает «Сила Божия». Иными словами, некий символ Высшей Правды. Однако, в народной традиции имя Гаврила характерно для некого сатирического персонажа, с трагикомическим содержанием.

Стол Попа Гаврилы- это некое сакральное пространство, где чувствуешь себя спокойным и защищённым от многих житейских сложностей. Здесь живёт настоящая правда, которую Поп Гаврила « защищал с ножом и вилкой». Всё это возможно в неком «пьяном бреду». Это неслучайно, ведь водка действительно развязывает язык, правда становится чистой и неподкупной. При этом, правда не соответствует праведности. Поп Гаврила грешит, но и этим он близок и понятен простому человеку.
Далее идёт завязка сюжета- пропажа Попа Гаврилы. 
Но однажды ночью хмурой
Мелкий дождь хандрой напал 
И Гаврилу-балагура
Я случайно потерял..

«Хмурая ночь» и «мелкий дождь», символизирующий «русскую хандру»  являются, как образами, так и внутренними причинами пропажи Гаврилы. Куда пропал поп Гаврила? Риторический вопрос. На него даётся несколько возможных ответов. 
Небо хмарью замутило,
Жаба спряталась в пруду
Неужели я Гаврилу
В тихом омуте найду?

В этих строках виден намёк, как на возможную гибель Гаврилы, также присутствует намёк на связь Гаврилы с нечистой силой, как у пушкинского попа. Все знают, кто водится в тихом омуте..Также зловещим символом выступает жаба. Далее такие строки:
Я бреду сегодня пеший
Прямо к счастью по судьбе!
Может быть,Гаврилу леший
Утащил в ту ночь к себе?

Здесь специфическим образом обыгрывается слово «бреду»...В первом случае «в бреду»- это опьянение за столом Гаврилы, которое не только «весёлое» («весёлый бред»), но и особое состояние познания народной правды в виде «пьяного трёпа», ведь, как известно, пьяный говорит, что думает и в пьяном бреду нет места лжи и хитрости.

Лирический Герой продолжает стремиться к счастью: « Я бреду сегодня пеший прямо к счастью по судьбе..». Слово «бреду» тут уже означает замедленное движение пешехода, который явно устал, но, при этом, всё равно идёт к своей цели.
В данной строфе вновь упоминается некий злой и нечистый персонаж-леший. В указанном случае Лирический Герой частично сомневается в правоте и правильности Гаврилы.  Упоминание «лешего» также говорит об исконном народном (глубинном) понимании происходящего. Ведь в народе часто «посылают к лешему», что воспринимается, как что-то непонятное, а не заведомо злое.

Вижу морды, вижу рыла,
Пляшут рожи до утра
Только нет попа Гаврилы
Там, где он кутил вчера

Именно эта строфа и является кульминацией произведения. Смысл в том, что всё негативное- «рыла, рожи и морды» ( т. е  всё пьяное, развратное, разгульное и др.) расцветает, но нет носителя правды. С каждым днём в мире становится всё меньше и меньше Правды, мир неумолимо движется к Апокалипсису.
 В заключении стихотворения звучат следующие слова: 
Говорят попы чужие,
Что Гаврила-зубоскал
В добрый час в края иные
С голой правдой убежал!
«Попы чужие» — это всё далёкое , лицемерное и непонятное народу. В отличие от них, Гаврила- «свой поп», хотя он и грешен. Лирический Герой называет Гаврилу «балагуром», а «чужие попы» обзывают Гаврилу «зубоскалом». С такой точкой зрения, Лирический Герой не согласен и защищает правдоискательство Гаврилы, хотя, явно не в полной меры одобряет его «кутежи» . 
Итак, второй главный вопрос: Куда пропал Гаврила? По сути, этот вопрос остается открытым. На уровне намёка существует несколько версий: Гаврила мог «сбежать в иные края», говоря по-другому, уехать за границу, чтобы там искать правду. Гаврила мог умереть,спиться, сойти с ума, попасть под арест или просто отказаться от своего правдоискательства. Читателей может выбрать для себя сам тот ответ, который ему покажется наиболее правдивым.

Само произведение написано в Санкт-Петербурге весной 2021 года.

Николай Шеляпин   28.06.2021 23:36     Заявить о нарушении