Маргарита человек разумный часть 786
«Хозяин» дома
«Эти невероятные события произошли в 1987 году. В то время я служил в ВС СССР в чине капитана. Жили мы в деревне Красный Двор Вильнюсского района, на втором этаже трехэтажного дома. Семья моя состояла из жены и трехлетнего сына, да еще жила у нас кошка, которую супруга очень любила и баловала, поэтому выросла Манька совершенно невоспитанным, шкодным животным.
В общем, жизнь наша протекала обычно, без всяких приключений. Но вот однажды ночью на кухне стало происходить что-то непонятное. Мы услышали, как хлопнули дверки тумбы, а затем упала табуретка. Супруга сделала осторожное предположение, что это шалит кошка, а когда включила светильник, то увидела свою любимицу спящей в кресле напротив.
Тогда я, вспомнив рассказы бабушки, сказал, что это «хозяин» балует. Жена с удивлением спросила, кто это такой, а я совершенно серьезно ответил, что это домовой, добрый дух, который защищает дом. Жена задумалась, а потом сказала, что таких зверей не бывает и мне необходимо лечиться.
С этой ночи спокойная жизнь в нашем доме закончилась. «Хозяин» очень убедительно стал доказывать моей жене, что он существует. Сначала он просто дергал одеяло, потом завязал на ее голове бант. И вот что удивительно: свои выходки он проделывал, когда я крепко спал или был на боевом дежурстве. Но в одну из ночей меня разбудил истерический плач жены. Когда она немного успокоилась, то сбивчиво объяснила мне, что домовой щекочет ей ноги и смеется, и смех его напоминает звон колокольчика.
Тогда я попросил «хозяина», чтобы он больше не трогал жену, так как она поняла свою ошибку, признает его существование и сожалеет о сказанном. После этого домовой свои проказы прекратил и только иногда поскрипывал половицей в зале. Вы, наверно, подумаете, что это все. Нет. Летней ночью мы с женой проснулись от ужасного шума, который исходил из кухни.
Падали табуретки, летела на пол посуда и жутко орала кошка. Потом мы услышали, как само по себе открылось окно, и Манька с диким воем вылетела на улицу. Мы вбежали в кухню, которая напоминала мамаево побоище. На полу валялись клочки кошачьей шерсти, а в раковине лежала еще не до конца размороженная курица с одной отгрызенной ногой. Я закрыл окно и высказал жене предположение, что «хозяину» надоело смотреть на кошачьи проделки.
После этой суровой ночной разборки Манька ни разу не ночевала дома. Ближе к вечеру подходила к входной двери и кричала до тех пор, пока ее не выпустят на улицу, а через некоторое время вообще пропала. С тех пор наша жизнь потекла спокойно и размеренно, насколько это позволяет быт семьи военнослужащего». (И.В. Крылов, г. Десногорск, Смоленская обл.).
Кикимора
«Жуткое русское создание, живущее в болотах и топях.
Принимает внешность старухи, закутавшейся вКикимора ряднину, сотканную из мха и водорослей. Однако мало кто из живых видел кикимору, потому что она невероятно скрытна - на болотах в лучшем случае можно услышать ее вой. Заблудившихся на болотах людей кикимора криком зазывает на трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь несчастного...».
Кикимора - Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.
В этом году мы услышали интересный рассказ о кикиморе, которую неожиданно повстречал калужанин Андрей Тимашёв, возвращаясь из Смоленской области, неподалёку от деревни Слободка. Мало того, что невиданный зверь не испугался машины и света фар, он ещё дал себя разглядеть, медлительно пересекая дорогу.
Выглядел он, по словам очевидцев так: ростом с крупную собаку, небольшая голова на слегка изогнутой, довольно длинной шее, толстые, «слоновьи» ноги, и хвост, волочившийся по земле, тоже длинный, сужающийся к концу. Зверь тяжело шёл, медленно переставляя лапы. Покровов его не разглядели, но всё его тело было покрыто, будто-бы, засохшей грязью, а на боку явно различалась не то подпалина, не то свалявшаяся шерсть, отличающаяся более светлым цветом. Глаз так же видно не было, они были или скрыты веками, или же очень малы.
Но что самое любопытное, криптозоологи полагают, что это настоящая «кикимора болотная», то есть существо, живущее в болоте, и никогда его не покидающее. Заинтригованный А.Тимашёв стал расспрашивать смолян и калужан по поводу «неведанного зверя» и услышал рассказ одного из стариков, что во время войны, в 1942 году, в Смоленских лесах, группа партизан видела целое стадо подобных существ. Они уходили в болото, и с ними были даже детёныши. Разумеется, партизаны, почти все были люди из деревни, но так и не смогли понять, что это за животные.
Несомненно, наши предки славяне, одухотворяя силы природы и создавая свою мифологию, руководствовались не только досужим вымыслом, а и вполне реальные персонажи и явления создавали целый пласт их духовного мировоззрения. Кто такая Какимора - невымерший зверь из «тёмных веков», или неизвестный науке вид, или мутант - это остаётся загадкой, которые иногда подбрасывает нам Природа.
Когда уже верстался этот номер, история с диковинным зверем получила неожиданное продолжение. Андрей Тимашёв, один из участников первой встречи, сообщил о любопытной находке. В начале октября сего года, при сборе археологического подъёмного материала в земле, в месте, перепаханном кабанами, была найдена глиняная игрушка. Произошло это в Угранском районе Смоленской области в урочище «Старая Заворонь». В 40 верстах к юго-западу от места первой встречи с загадочным животным.
Каково же было удивление Андрея, когда, подняв глиняную свистульку, он увидел, что игрушка была слеплена по «образу и подобию» того неведомого существа. По словам Андрея, Владимир Александрович Ткаченко, научный работник калужского «Музея ремесла, архитектуры и быта», на базе которого работает Школа мастеров промысла глиняной игрушки города Калуги, датировал находку началом XVIII века. И добавил, что «данный сюжет в глиняной игрушке никогда не встречался». От себя могу добавить, что данный сюжет очень часто встречался в сказках.
Лихо Одноглазое
В этой старой сказке почти все так же, как в легенде о странствиях Одиссея: «...Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо - баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
- Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала.
Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого...» («Лихо одноглазое». Сказка в пересказе К.Д. Ушинского). По всему выходит, водились в наших среднерусских лесах и горах великаны не хуже греческого Полифема, а может, даже и покруче, раз столько источников буквально в один голос описывают эту то ли гигантскую бабу, то ли мужика.
Да и не только в наших просторах: это явление, похоже, индоевропейское, раз братья Гримм написали свою сказку «Разбойник и его сыновья», не пытаясь переделывать гомеровские свидетельства, а Кастрен в XIX в. слышал подобное в русской Карелии (см. «Вестник Русского Географического Общества», 1856, V). «Неуклюжая, кровожадная, свирепая - само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье».
Лихо одноглазое - зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила... Фольклористы, понятное дело, не могли указывать на конкретные биологические объекты, на находки огромных черепов с дыркой посередине лба, только на поверья: «Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его, такой образ, однако, более характерен для сказок, а не для бытующих поверий. Облик «зла-лиха» (появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях) очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Оно может быть одноглазым («кривым, неправедным»); предстает огромным великаном; худой женщиной с одним глазом...».
На Смоленщине Лихо Одноглазое представляли существом огромного роста, пожирающим людей. Чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан. Подытожим немногое. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку.
Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает некоторым волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю. Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.
В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. В этом и трех других случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом. Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трёх случаях даже способ ухода героев от ослеплённых чудищ одинаков - прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.
Итак, кузнеца поймали. «...Кузнец смотрит в печку и говорит:
- Бабушка, я кузнец.
- Что умеешь делать-ковать?
-Да я всё умею.
- Скуй мне глаз.
- Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз...
... Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько... Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернётся - и разорвала верёвку, да и села на пороге...» («Лихо одноглазое». Русская сказка в обработке А.Н. Афанасьева). Дальше сказку не продолжаем. Но упомянем еще трех родственников нашего лиха - явно не полифемовского происхождения.
Аримаспы - мифический народ, живший на крайнем северо-востоке древнего мира. По Геродоту, это были одноглазые люди (что и означает слово «аримасп» на скифском языке), постоянно сражающиеся с грифами, у которых они хотели отнять охраняемое ими золото. То есть реальный народ. Источником сведений об аримаспах послужила недошедшая эпическая поэма Аристея сына Каистробия с Проконнеса «Эпос об аримаспах» (или «Аримаспия»), о содержании которой даёт некоторое представление «Скифский рассказ» Геродота («История». IV. 13-16). Аристей, вдохновлённый Аполлоном, якобы прибыл в страну исседонов и там записал рассказы об их северных соседях - аримаспах, грифах (грипах или грифонах) и гипербореях.
Согласно Аристею, аримаспы живут к северу от исседонов, а севернее их сам их живут стерегущие золото грифы, и аримаспы воюют и с теми и с другими. Причём аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь, изгнали скифов, а те киммерийцев. Геродот же приводит и объяснение (видимо, оно взято также из поэмы Аристея) слова «аримасп», что Аримаспы упоминаются и другими античными писателями (как географами, так и трагическими поэтами), но все их сообщения прямо или опосредованно восходят к Аристею Проконнесскому и ничего нового к сообщению Геродота они не добавляют. Исключение - Эсхил, сообщающий, что аримаспы «живут у златоносного Плутонова потока» («Прикованный Прометей», 805-806). Позднеантичные писатели начинают отождествлять аримаспов и гипербореев.
Еще одни кандидаты на реальных обитателей Земли - верлиоки. О них есть в восточнославянской народной сказке об одноглазом существе, возможно, мифологического происхождения. По типичному сюжету сказки, Верлиока (иногда, для простоты, его заменяют на медведя) убивает старуху и двух её внучек, а старик, селезень, рак, веревочка и жёлудь наказывают его за убийство. Согласно примечанию А.Н. Афанасьева, сказка была записана Тихорским в «южной России». Русских вариантов - 3, украинских - 7, белорусских - 1.
Образ Верлиоки творчески переосмыслил в сказочной повести В. Каверин «Верлиока» (1982). Верлиока, согласно описанию, «ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге - в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется». Разумеется, выступает в качестве разрушителя и убийцы.
Филолог О.А. Черепанова интерпретирует Верлиоку как сохранившийся в сказочном сюжете древний образ мирового зла. Что вполне оправдано, ведь не может же сотрудник РАН написать: Верлиока - прямое отражение существования на нашей планете расы великанов. На украинском есть слово «вирлоокий, пучеглазый» - так это слово записал Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский».
И наконец тепегёз, или Депе-Гёз - одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» - «глаз».
Образ Тепегёза восходит к персонажу огузского героического эпоса «Китаби Деде Коркут». Пастух Сары встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёзом из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Пастух Сары отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у хана Аль Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Аль Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом.
Глава, описывающая Тепегёза, была переведена и опубликована в 1815 г. немецким востоковедом Генрихом Фридрихом фон Дицем, который обнаружил её в рукописи «Книга моего деда Коркута на огузском языке», датированной XVI в. и хранящейся в Дрезденской библиотеке. Так что вон сколько у нашего лиха нашлось родственников по всему миру! И не из гомеровского циклопа все они вышли, как мы из гоголевской шинели, а он из них. Миф о Полифеме лишь отражение более ранних и полных преданий о столкновениях «нашего» человечества с представителями человечества «иного», совсем не похожего на нас с вами.
Свидетельство о публикации №121053101371