Маргарита человек разумный часть 783
Змеи-искусители
В мифологии славянских народов существует малоизученный мотив об Огненных Змеях. Историки XVIII века отмечали, что в поверьях русских крестьян Огненные Змеи – это «дьяволы, которые летают и искушают женщин. Они рассыпаются искрами над трубой, проникают через неё и появляются в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома».
У них даже есть свои имена. На Смоленщине и Рязанщине змей именуется Любак, на Орловщине – Волокита, в Тамбовской губернии Любостай. В Ярославской и Владимирской областях существует поверье о Налёте нечистой силы в виде огромной огненной метлы. Считается, что они посещают людей, тоскующих по покойнику. Огненных Змеев привлекает чрезмерное горе вдов. Иногда от людей и Змея рождаются дети, но обычно они долго не живут или становятся колдунами.
До революции местные жители ходили на озеро молиться. Место, где обитал дух, было помечено камнем. На нём и оставляли подношения: хлеб, соль, мёд. Рядом с озером находились развалины. Старожилы называли их «землянкой Степана Разина». (Степан Разин в Среднем Поволжье – образ собирательный, и имеет весьма далёкое отношение к своему реальному прототипу. В местной традиции, это колдун, оборотень.)
После революции на гору ходить перестали. Жертвоприношения прекратились, и рассерженный дух разлил озёра и превратил их в болота. А на горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожащего их владения.
28 мая 1984 года группа исследователей отправилась на поиск мистической горы. Они быстро нашли свод, сложенный из твёрдых пород кварца, покрытых тонким слоем осадочных наслоений. Вершина заросла лесом. Сильная влажность, густые заросли, обилие насекомых затрудняли поиск. Местные жители отказали в сопровождении к горе, ссылаясь на свой страх перед кабанами. Опрос местных жителей позволил предположить, что «покинутый дух» покинул эти места. Следующая экспедиция состоялась на северо-западе Самарской области, где также сохранились верования об Огненных Змеях. В этой поездке учёных вызвался сопровождать представитель Самарской историко-экологической ассоциации «Поволжье» этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наши времена недалеко от крупных городов сохранились практически нетронутые уголки дикой природы. В народе их называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, безмолвно сказочные места. В геологическом прошлом здесь бушевало древнее море Тетис, а нынешние скалы были островами, выступавшими из воды. У местных жителей с этими местами связаны мрачные легенды. Будто населяют эти скалы, леса и болота злые духи. В ближайших посёлках остались жилыми всего четыре дома, где живут восемь чувашей.
Кирилл Серебренитский выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни – летучую нечисть. Они называют её Пата-Кабуся. Или другое звучание, более древнее, – Патавка-бусь – «летучая голова». Позднее, вернувшись в Самару, Серебренитский проконсультировался с чебоксарскими этнографами и узнал, что слово «патавка» в современном чувашском языке до сих пор не имеет перевода. Наиболее близкое ему «пудовка» означает «старинное пудовое ведро». Выходит, что Пата-Кабуся – это «летучая голова» в форме пудового ведра.
По древним поверьям, живёт Пата-Кабуся в большом моховом болоте – странным образом сохранившемся реликте давно минувшей ледниковой эпохи. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его хоронят по обряду, может прилететь Пата-Кабуся. «Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту всё тоньше и летит прямо в деревню...» Там он якобы оживляет мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на своё болото. Больше его (умершего) никто не видит.
После обследования болота исследователи ощутили некий угрюмый, пагубный дух этих мест. Старожилы помнят, что совсем недавно в этих краях жили «говорящие» со змеями. Они рассказали, что, «по поверьям жителей Севера нашей страны, летающие огненные шары это вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны насылают на человека, имя которого начинается с выбранной ими буквы. Рассыпавшись о свою жертву, шары вызывают опасные заболевания». Колдуны, владевшие этим искусством (и среди них, конечно, называют Степана Разина), обитали в Каменном Доме (скале своеобразной формы), где-то на болотах и в разветвлённых пещерах, тянущихся на десятки километров и выходящих на Волгу.
Расспросив местных жителей, учёные двинулись в сторону пещер. Шли через старый сосновый лес. Вскоре поверхностный слой почвы исчез, обнажив коренную каменную породу. Огромные трещины рассекали массив, открывая доступ в глубь земли. Недостаток времени не позволил досконально всё осмотреть. Нашли только одну пещеру, из которой ощутимо тянуло холодом. Протиснувшись туда, члены группы попали в какой-то подземный колодец глубиной метра три. Дальнейший путь перекрывался большим острым камнем. Без специальной подготовки (проведения раскопа и удаления мешающих камней) пройти дальше было невозможно. Так что эти пещеры ещё ждут своих исследователей.
Специалисты-этнографы отмечают, что к началу XX века в этих местах постепенно собрались приверженцы и хранители практически всех основных тайных и апокрифических учений России. Что влекло их сюда? Возможно, активная энергетика этих мест... Ряд теософов XIX-XX веков писали о нескольких разумных расах, предшествовавших в своей эволюции появлению человека. Согласно их информации, первые расы не имели твёрдого тела, а представляли собой «огненные сгустки». Возможно, последние из них – своеобразные реликты давно минувших эпох и известны нам как наши Пата-Кабуси, или Огненные Змеи. Укрывшиеся в особых энергетических точках планеты, они ограничены в своих возможностях и нуждаются в помощи других разумных существ... («Уфолог»).
Огненные колесницы и призрачные ежики
Гнездовские курганы, расположенные около Смоленска, - хорошо известный археологический памятник. Но местные жители считают это место нечистым. Будто в полночь здесь зажигаются огни, нарастает непонятный шум. А. Перепелицын, координатор Калужской группы по изучению АЯ, записал не один десяток историй о призраках на этом старом кладбище. Один из очевидцев, который в детстве со своими сверстниками часто устраивал на Гнездовских курганах ночные засады, рассказывал:
В 2 часа ночи услышали грохот. Выглянули из нашей ямы и видим - по воздуху мчится... колесница, запряженная огненными конями... В ужасе мы бросились бежать. Не заметили, как исчез один мальчик из нашей группы. Только утром его нашли на кладбище без сознания. После этой ночи он так и не выздоровел: стал чахнуть и вскоре умер. Есть свидетельства о встречах на кладбище с мужчиной и женщиной в золотистых одеждах. На руках у них - маленький ребенок. В момент появления призраков слышится женский плач. При сближении с фигурами они тут же растворяются в воздухе.
А вот интересное свидетельство местного жителя о золотой курице с цыплятами. Будто довольно часто в этих местах появляется курица с выводком из 40 цыплят, и однажды он даже взял цыпленка в руки, но тот... медленно исчез.
Еще одно заброшенное кладбище, где регулярно появляются призраки, расположено в Орле рядом с железнодорожным вокзалом прямо у мостов, перекинутых через Московское шоссе. Уже много лет здесь никого не хоронят. Практически нет ни одной нормально сохранившейся могилы. Ржавые ограды повалены так, что кажется, будто кто-то с нечеловеческой силой выворачивал из земли металлические конструкции. Многие могилы подрыты сбоку на глубину одного метра и более. Может быть - это старания местных кладоискателей, а может... неспокойные души вырываются через эти провалы на белый свет.
Десятиклассница одной из орловских школ рассказала, что как-то поздним летним вечером она вместе с другом, помешанном на мистике, пришла на это кладбище. Стоило им чуть углубиться в заповедник могил, как вдруг они услышали странный шорох со всех сторон. Ребята с ужасом заметили, что по траве к ним подползают странные существа, похожие на... ежиков. На предельной скорости мистически настроенная парочка рванула к выходу, но ветки деревьев и кусты словно специально сомкнулись, препятствуя бегству.
Они вырвались, но здорово расцарапали руки. Потом раны как-то необычно долго заживали.
Ночной сторож, охраняющий территорию расположенного в 40 метрах от кладбища гипсового комбината, убежден, что кладбище стало беспокойным, начиная с мая 1986 года - сразу же после Чернобыльской катастрофы. Орловская область действительно хлебнула радиации, и, может быть, это стало неким толчком для пробуждения нечистых сил.
Орловскому исследователю паранормальных явлений В. Стародубцеву сторож поведал, что кладбищенские привидения регулярно посещают и его будку. Появляются они раза два в год, как правило, в июле-августе. Впервые это случилось восемь лет назад. Тогда, дождливой полночью, в дверь осторожно постучали. Сторож, ничего не подозревая, открыл. На пороге стоял сухонький старичок, одетый во все черное.
Он не сказал ни слова, а только поднял костлявый указательный палец правой руки. В нос ударил гнилостный запах. Свет упал на его лицо и отразился в... пустых глазницах. Сторож резко захлопнул дверь перед привидением и тут же упал на кровать без сил. В каком-то странном полузабытьи он пролежал так до утра. Собаки, кстати, всю ночь не просто лаяли, а будто рыдали. Наутро сторож одной из собак не досчитался.
«После этого, - говорит он, - я повесил в углу иконку и все тут водой окропил. С тех пор мертвяки только стучат в мое окно или дверь. Я достаю крест, и они исчезают. Я видел их тени: бывают мертвецы многоголовые, многорукие. И каждый раз после такого визита исчезает одна из моих собачек или кошек. Что с ними делают привидения, я не знаю».
Свидетельство о публикации №121053101359