Трагическая аллюзия

Я не профессиональный историк, а простой любитель и патриот своего края, как и всей бывшей большой Державы и в данной статье я делюсь ощущением от упорного нежелания неких сил поставить, наконец, точку в истории гибели т/х "АРМЕНИЯ" 7 ноября 1941 года. В своих статьях, опубликованных на сайте ПРОЗА.РУ - "Накануне", "Приказано забыть", "Ещё раз о гибели "Армении", "Снята секретность?" и некоторых упоминаниях в личной мемуаристике, я касался подробностей эпопеи т/х  "Армения" в качестве санитарного транспорта и вот на чём хочу сосредоточить внимание читателя.  К моменту переоборудования теплохода в сан.транспорт многих других теплоходов Одесского морского пароходства уже  не было "в живых"- они благополучно лежали на дне тёплого и ласкового Чёрного моря. "Армении" в этом смысле повезло: она продуктивно работала сначала по эвакуации тяжело раненых и иных контингентов  из окружённой врагом Одессы и за  73 дня её осады вывезла в госпитали Крыма более 9 000 человек. Из осаждённого Севастополя также успешно ещё несколько тысяч уже в госпитали Кавказа (Туапсе), в общей сложности  около 16 000 и в последний свой рейс она взяла на борт около 5 000 человек. включая несколько работников парт.аппарата с семьями  и по приказу адмирала Октябрьского должна была вывезти всё медицинское оборудование и весь мед.персонал ЧФ. И вот тут начинаются вопросы, их множество и пока лишь один  достоверный ответ - "Армения" лежит на дне моря в нескольких милях от Ялты в сторону Кавказа. За время её благополучных рейсов, проходивших в тёмное время суток капитаном Плаушевским был отработан метод и расписание хода судна по минутам
 и командование Севастопольского укреп.района было хорошо об этом осведомлено - Этот порядок обеспечивал благополучный исход каждого рейса и всякие изменения его были чреваты гибелью судна со всем содержимым его трюмов, кают и палуб. Для сведения привожу данные теплохода:Год постройки 1928 г. водоизмещение  5860 т.
пассажировместимость 960 чел. экипаж 96 человек. Понятно, что в качестве сан.транспорта он всё время ходил с перегрузками и это обстоятельство также порождает ряд вопросов.


***************************

Если мне не изменяет память, где-то в середине апреля 2021 г. ЦТ сообщило о том, что в пятнадцати милях от Ялты,на глубине 1500 м. было найдено место залегания корпуса "Армении" единым фрагментом и лежит на ровном киле. На крымском ТВ промелькнуло сообщение о том, что в экспедицию по поиску места гибели "Армении" было включено несколько энтузиастов из числа работников "Артека". По словам ведущего репортаж выходит, что "Армения" заходила рейсом из Севастополя не только в Балаклаву и Ялту, но и в "Артек и забирала что-то  из "Артека". И ещё он сообщил, что поисковая группа обнаружила судно и смогла выяснить, что на судне нет ни одной из числа штатных (20 шт.)спасательных шлюпок, явно давая понять бестолковому слушателю, что экипаж использовал-таки их по назначению. Не знаю, чего здесь больше - цинизма или идиотизма? При более чем пятикратном (по некоторым данным - десятикратном) превышении числа людей никаких шлюпок не хватит.
К слову: "Титаник" находился на плаву более 2-х часов и то не смог использовать все шлюпки, даже при их фактической нехватке на судне при всеобщей панике и большом крене судна. А "Армения" по свидетельству уцелевших пострадавших затонула  за четыре минуты  после попадания немецких бомб.
Приведу свидетельство одного из авторитетных очевидцев. И.Вергасов, писатель, в своей книге "Крымские тетради" от лица своего героя - одного из руководителей партизанского движения Крыма, покидая Ялту в последней группе уходящих в лес руководителей отряда, с высоты Шаган-Кая, на 1450 м. н.у.м. (с 1956 г здесь оборудована "Беседка ветров) сообщает следующее: "... и открылась даль моря. Мы все  одновременно увидели "Армению". Теплоход шёл на восток, оставляя за собой
расходящийся пенный след.  Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это  последний транспорт из покинутого города, на нём одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты,врачи, многие семьи партизан... Тучи разошлись и вовсю открылось небо. И вдруг крик Захара Амелина: "Идут!"  Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах -
 трёхстах, мы видели лица лётчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом. выстроились и началась безнаказанная карусель. Со стороны сторожевиков ударили зенитные пулемёты, но разве плетью обух перешибёшь? Фашисты пикировали, как на учениях. Теплоход переломился пополам и буквально за считаные секунды исчез, оставив после себя чёрную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн..."
И опять вопросы: почему санитарное судно сопровождала вооружённая охрана. По всем международным правилам санитарные суда ходят под охраной ЗАКОНА. То есть немцы бомбили судно, везущее что-то военного назначения. Что именно? И тут приходит на ум сразу балаклавский груз. Я уже писал о своём предположении о характере этого груза. А Москва молчит. Никакого снятия секретности. Такие дела.
И на помпезное сообщение ведущего корреспондента ТВ о том, что шлюпки не обнаружены на лежащем на дне судне. у меня сразу нарисовался ответ: ДА ИХ ТАМ И НЕ БЫЛО! Не смотря на трагизм ситуации смешно станоаится от попытки использовать шлюпки в случае надобности. Куда, например поставили ящики с балаклавским грузом при полностью забитой людьми верхней палубе? На места, которые в мирное время занимали шлюпки. В этом вся аллюзия. А вопросов по-прежнему много, а ответов нет.
Ау, Москва!

Р.S.  Смотрю я на это двухъярусное расположение спасательных шлюпок и думаю: Нет! Трагический опыт "Титаника" не пошёл впрок Это ж сколько нужно времени, порядка, дисциплины и умения, чтобы одновременно с двух бортов, заполнив мечущимися людьми, опустить их на поверхность моря, освободить шлюпки от канатов (кто-то из команды должен находиться в шлюпках вместе с пассажирами),затем отвалить от борта, завалив шлюп-балки и опустив их до уровня палубы, заполнить так же и их, и опустить до воды. Хорошо, если шлюпки с моторами, а если на вёслах??? А если шторм? А если большой крен судна? А если сверху падают бомбы и строчат пулемёты? А если всё это одновременно? А как с лежачими, ранеными?
В условиях войны, когда, либо все дойдут до берега, либо все уйдут на дно - ответ однозначен! Шлюпки занимают много места - куда девать балаклавские ящики? - Шлюпки долой! И без аллюзий!


Рецензии