Маргарита человек разумный часть 737
Про леших и водяных в Самарском крае
В замечательном сборнике Д.Н.Садовникова (1884) «Сказки и предания Самарского края» есть глава «Про леших и водяных». Рассмотрим некоторые предания. В одном лесу глухое озеро было. В озере Водяной жил, а в лесу Леший, и жили они дружно, с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать; вдруг лиха беда попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал, да в рыло ему и вцепился.
Медведь вытащил сома на берег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в гору, а озеро в степи осталось (записано в Симбирске, ранее - Самарский край). Раз охотник шел лесом, и привели его собаки к норе, а в нору-то эту Леший девицу затащил. Вот он подошел к норе и кричит (охотник-то):
- Кто там?
- Человек.
- Какой человек?
- Такой же как ты.
- Вылезай сюда!
- Нельзя, - говорит, - мне: я вся ободранная. Кинь одежу - я вылезу.
Охотник кинул в нору свою одежу, девка и вышла из норы. Лешего в то время в норе не было (записано в Симбирске).
Нашински мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти поковыривает, да на месяц поглядывает. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знаешь, - он поднимет голову-то, да глухо таково: Свети, све-тило, - говорит (Абрам Новопольцев).
На реке Свияге, под кручей, у села Свияги есть Чортов омут. Большущие сазаны в нем клевали, фунтов в двадцать с лишком. Что у рыбаков лес перервали, удилищ переломали - пересчитать нельзя. Этот Чортов омут любил один мельник с ближней мельницы. Рассказывали про него, что он с водяными знается и с лешими... Пришли знакомые: - Пойдем, - говорят, - с ночевой сазанчиков поудить под Сельгу, в Чортов омут, или в другое место - на Липову Яму; а то махнем в Лаишевку, водочки купим, время проведем...
Вот он сидит над лесками, сидит да поджидает лову, а ночь ясная такая ! Взглянул на пойму, видит: человек не человек, чорт не чорт, а сам Водяной бегает по острову, что за рекой, за белой лошадью, с арканом. Горбоносый, старый старик, волосы до пят, всклочены, бородища по пояс, глаза так и искрятся, словно звезды: то потухнут, то опять загорятся. Сам такой грязный, зеленый, волосы, как бадяга !.. Башмачник как крикнет недаровым матом и тут же памяти лишился. После опомнился - товарищи-то и рассказывают, что он в воду упал, из омута его они вытащили, а после, как он на берегу-то лежал, им разные страхи мерещились... Они уж ползком, на карачках до стоянки-то доползли... (М.И.Извозчиков).
В этих преданиях заметны реалистичные детали. Итак, что же можно увидеть?
В глухом месте, в лесу, у озера жили два человекообразных существа, которые друг с другом не ссорились; одного считали Лешим, другого - Водяным. В другом случае мы узнаем, что леший жил в норе, где держал плененную им девушку, с которой обращался довольно грубо, всю ободрал. Леших видели неоднократно, особенно по ночам, в лунные ночи. Другое сообщение особенно интересно точной географической привязкой.
Сейчас этот район находится на территории Ульяновской области. Внешний облик водяного очевидцы описывают традиционно, отмечая человеко-обезьяноподобные детали. Отмечается ночной образ жизни существа (это многократно известно и из других сообщений), а также обычное для ночных существ «свечение» глаз (как у кошек и волков - отраженным светом), опять - пристрастие гоминоида к лошадям. И сильное психическое суггестивное воздействие!
Рассказы про лешаго
а) Мы ходили в лесях. Пала погода, большая погода. Мы стрелили оленя, я к нему. Вижу стоит, оперся на ружье. Подхожу, смотрю, ни батюшки, ни оленя, видно так прикохло. Заводит темница и я маленько не толкую куда пойти. А погодища родилась великая. Вижу будто отец идет и со псом и зарыцал, будто свой отец. Тут, вижу, с островинки выстал отец и зарыцал, а другой то словно протаял, провалился.
б) Шли мы в лес, вижу стоит мужик большой, глаза светлые. «Ты, мужик, говорю когдашний?» – «А я говорит вчерашний». – «А какой ты говорю большой, коли вчерашний». – «А у меня сын годовой, а побольше тебя головой». Побаяли, побаяли, отец что-то смешное сказал. Он захлопал в долоши и побежал, засмеялся.
в) В лесях ходючи на всякую штуку попадешь. Он попужать то может. Ночью не всегда сразу к фатерке попадешь, идной раз верст на пять ошибешься. Иду я раз один зимником. Нет фатерки и нет. И тут сзади меня кто-то ка-ак побежит, да захлопает в ладоши. Я его матюгом, он и убежал. Боится матюга.
г) А то раз собрались у избушки. Он и начал собак пужать да рыть. Мы вышли из фатерки, да и зачали его матюгать… Идной раз и страшно: как это гугай то в лесу рыцит, и собака лесовая лает. Налетит это гугай к фатерке да на березу. Страшно.
д) Понесли хлеб в лес. А солнце уж село. Дяинька и рыцит: «Филип, Филип, иди ужинать!» А тут река, да ельник угрю-юмый! Из этого-то ельника выходит мужик высокий, глаза светлые, собачка на веревке. Пала дяинька на земь. А он то над ней свистит, да галит, да в долоши клещет. Пришел Филипп, а она чуть жива. Привел ее в избушку да и ну ругать, что после солнца рыцит.
е) Мой батюшка полесовал по путикам. А бор то све-етлый был! Видит мужик: идет впереди Василий с парнем. Батюшка и рыцит: «Василий, Василий, дожди меня». А они идут будто не слышат, сами с собой советуют и смеются. Он их догонят, а они все впереди. Перекрестился он и вспомнил, что праздник был Казанской Божией Матери. Это ему Бог показал, что в праздник нельзя полесовать.
ж) Девчонки ушли в лес по ягоды, да что-то долго домой не шли. А мать и сказала: «Черт вас не унесет, ягодницы». Девочки вышли на лядинку, вдруг он и показался со своими детками. Говорит им: «Пойдемте, девки, со мной». Они приняли его за деда и пошли вслед. И повел их лесом, где на плечи вздымет, где спустит. Они как молитву сотворили, а он им: «Девки, чего вы ебушитесь? Не ебушитесь!» И привел их в свой дом, к своим ребятам, человек восемь семейства. Ребята черные, худые, некрасивые.
Откуда взялись Огненные Змеи
Как и когда появился образ Огненного Змея сказать практически невозможно. Версий по этому вопросу весьма немного и все они довольно без доказательны. Так, например самарский этнограф К.И. Серебренитский предполагает, что Огненные Змеи – это искаженный образ дракона. Необходимо отметить, что в поверьях славянских крестьян Огненные Змеи являлись лишь одной из разновидностей «Чудесного змея» – «подземный змей», «змей полоз» и «змей огненный».
В мифологии других, не славянских народов - этого образа практически нет! В некоторой степени возможным аналогом Огненного Змея можно считать: латинский - vivus ignis... - Живой огонь; японские «Фонари Тэнгу», существо «Ажи - Дахака» древне иранской мифологии, также в Европе локально известны такие существа как Лидерец в венгерской мифологии, Айтварас в литовской мифологии, Огневик – «денежный змей». Некоторые исследователи проводят параллели между образами Огненный Змей и Огненная Саламандра, но на наш взгляд это направление ошибочно.
Логично предположить, что образ Огненных Змей еще в древности у большинства народов Европы и Северной Америки (если он существовал) был замещен преданиями о так называемых Странных огнях - ignis fatuus, таинственных летающих огнях различной окраски. В народе они известны как «огненные шары», «фонари Джека», «Огни монаха», «Свечные огни», «Огни эльфов», на море «Огни Эльма», финны называли такие огни - «леккьо». Их характерное расположение в воздухе, на высоте человеческой руки.
В древности наблюдение этих огней считалось проявлением «запредельного мира». Главное отличие Странных огней от Огненных Змей – относительно небольшие размеры и обычная многочисленность. Тогда как Летуны практически всегда появлялись (за весьма редким исключением) в одиночестве. Уже упоминавшийся самарский этнограф К.И. Серебренитский склонен считать, что огненные шары (огненные змеи) есть вообще некая вторичная, довольно редко наблюдаемая форма существования человека. «Прослеживается цепочка человек + нечто, дает смерть в особой форме, трансформируя человека сначала в колдуна, а затем в огненный шар».
Принято считать, что количество наблюдений Летунов (огненных шаров) в последние годы заметно сократилось. Вероятно, что последнее наблюдение верно, хотя и не является достоверно точным, в силу специфики изменения восприятия. (Но по меньшей мере данное наблюдение совершенно справедливо для проявления шаровых молний. С чем это связано - сказать сложно.) Но в случае с рассказами об Огненных Змеях, мы можем иметь дело с ярким примером замещения старинного образа Летуна на современное НЛО и НЛОнавтов, демонстрирующих классический (с поправкой на эпоху) стиль поведения.
Погоня за Сказкой На протяжении ряда лет самарская группа историков-краеведов пыталась собирать и по возможности проверять данные рассказы. Самих «огненных шаров» нам увидеть не удалось, если не считать наблюдение некоего загадочного «роя». 15 августа 1990 года, около 22 часов (местного времени), я (И. Павлович), а также несколько моих товарищей наблюдали пролет над Жигулями группы огненных шаров. Группы летел большой одиночный шар с маленьким хвостиком, за ним двигалось девять шаров размером по меньше. Они двигались в ряд по три, «переливаясь» яркими и длинными хвостами. Сообщения о наблюдении этой группы в интервале от 22 до 24 (по местному времени) «поступали» с довольно большой территории, из различных районов Самары, п. Ермаково, п. Новодивичье, г. Сергеевска и т.д. Что было? Сегодня сказать невозможно.
Большинство подобных историй были довольно безадресными. Например, довольно много Огненных Змей во второй половине ХХ века видели в районе поселка Аскулы на Самарской Луке. В 1974 году в них там даже стреляли из ружей. Из средств массовой информации например известно, что 21 июня 2001 г. большой огненный шар видели в окрестностях с. Кинель-Черкасы, 24 мая 2002 г село Верхние Белозерки «посетила» группа огненных шаров. Они выбивали окна и поджигали деревья. Более интересные для нас огненные шары, способные обращаться в людей, довольно часто видели на северо-востоке Самарской области. В 1984 году самарская группа историков-краеведов решила проверить одну из историй об Огненных шарах, каким то образом связанных с местной Шихан горой.
На той горе - озера. Они никогда, даже в самую великую сушь, не пересыхают. Там обитает древний Дух Воды. Совершив определенный Ритуал, его можно упросить вызвать дождь в засушливое лето или разогнать тучи в слишком сырое. До революции многие ходили на те озера – «молиться». Место, где «обитает» Дух, было помечено «особым камнем». Вот на нем и оставляли подношения: хлеб, соль, мед. По преданиям, рядом с озерами находились какие-то развалины. Местные жители по установившейся традиции Среднего Поволжья именовали их «Землянкой Степана Разина».
После революции и гражданской войны, на гору практически не ходили (достойные плоды просвещения, запретов и культурной революции). Жертвоприношения прекратились, а «рассерженный дух» разлил озера, превратив их в болота. На горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожущего их владения. Любопытно отметить, что подобные «идеи», о возможном слиянии человека и огненного змея, довольно распространены в современной теософской литературе. Которая даже утверждает, что появление представителей Третьей Расы – Лемурийцев, произошло благодаря «слиянию» последних Эволов и первых холоднокровных, так же появились Атланты и современный человек.
Подобные рассказы были характерны и для северо-запада нашей области. Поэтому нашу следующую экспедицию в 1994 году мы направили на северо-запад Самарской области, где так же сохранились верования об Огненных Змеях. В этой поездке нас сопровождал представитель Самарской историко-экологической ассоциации «Поволжье» этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наш промышленный век, относительно недалеко от «кольца» крупных городов, сохранился практически не тронутым уголок дикой природы. В народе его любовно называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, истинно сказочные места. Неуловимо загадочные и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают. Да подниматься к небу, над невысокими холмами скалы-останцы, наследие давно минувших эпох.
Свидетельство о публикации №121052901225