Маргарита человек разумный часть 728

Маргарита человек разумный часть 728

Кто овец пасет…
Ведьмы передавали свое умение по наследству, от матери к дочери, или вместе с каким - нибудь талисманом - постороннему человеку. В принципе это могла быть любая заговоренная вещь, но в Рязанской губернии считалось, что надежен только цветок папоротника или конопли. А если к ведьме приходила женщина и просила научить колдовским приемам, та сперва устраивала ей испытание: обе брали по куску хлеба, завернутому в белую ткань, и шли в лес.
Там клали хлеб на землю. На ведьмин кусок, по преданию, вскоре набрасывались насекомые и ужи, а хлеб обычной женщины оставался нетронутым. «Смотри, так мою душу после смерти бесы будут терзать», - предупреждала ведьма женщину. Если претендентку это не страшило, колдунья бралась учить.
А вот колдунов немного было на рязанской земле, не очень то мужики лезли во всякую мистику. Впрочем, их заменяли пастухи - еще в XIX веке «колдун» и «пастух» были практически синонимами. Оно и понятно: что в селе ценилось так же высоко, как скот, за которым смотрел этот человек? Но к такому «колдуну» и отношение было совершенно другое.
Если против ведьм втыкали ножи в притолоку, чтобы не зашла в дом, или вешали веточки чертополоха (некоторые так делают до сих пор), то появление пастуха в избе было чуть ли не благословением! Деревенские всегда старались задобрить его яйцами и хлебом. Пастуха даже поминали в ежедневных молитвах, желая ему всяческого здоровья.
При этом его побаивались, считая, что он связан с потусторонним миром и потому владеет тайными знаниями. Вера эта была столь прочна, что даже в 1930-х годах от пастухов еще требовали демонстрации специальных магических ритуалов для сохранения стада. И он обходил дома и читал заклинания над овцами и коровами… Даже кнут пастуха во многих рязанских районах назывался «русалкой» - отголосок его «дружбы» с нечистью.
С кнутом и ухватом
Но ведьмовали порой и в самых благих целях: например, когда в округе свирепствовала эпидемия тифа или холеры. Тогда, чтобы уберечь свое село от напасти, незамужние девушки, в одних белых рубашках, босые и с распущенными волосами, тайком собирались за околицей поздно ночью.
С собой они брали соху, которой должны были опахать кругом всю деревню и тем защитить ее от напастей. Впереди одна девушка несла маленькую иконку с прилепленной к ней свечкой, другая впрягалась в оглобли, а остальные с боков помогали ей тянуть соху. Одна девушка стегала кнутом воздух, чтобы отогнать черта от их шествия, да и другие тоже были обязательно вооружены против нечисти - кто ухватом, кто кочергой. При этом они тихо пели молитвы.  В общем-то все не так и страшно… Но если им вдруг на пути попадался незнакомый человек, ему доставалось кнута!
В гостях у черта
Ведьмы не были бы ведьмами, если бы не водили тесного знакомства с нечистой силой. Поэтому даже больше сглаза или порчи боялись на Рязанщине «напусков» всякой чертовщины…  Этнографы записали рассказ о леснике из Выши (это Шацкий район), которого собственная бабка, видно с большой обиды, отправила в бесовскую упряжку. И предупредила, чтобы через три года он сорвал чертополох или лен, - тогда сможет вернуться к людям. В общем, прокляла и к чертям послала. А тот сперва подумал, что бабушка шутит. Поехал в пристежке к пруду около мельницы купаться.
И пропал. Люди пришли, смотрят: одежда лежит, упряжка стоит, а его нет. Решили, что утонул бедолага. Справили по нему панихиду, поплакала жена, и постепенно все успокоились. Но через три года он, видимо, нашел по бабкиному наказу чертополох, потому что пришел к жене. Та перепугалась и не пустила его: выглядел он ужасно и весь зарос шерстью.
Попытался объяснить жене - мол, чертей возил, а она ни в какую, не верит, только визжит и дверь не открывает. Пошел он тогда к соседям. Те узнали его, не испугались, дали одежду и повели к сельскому попу. Тот сначала тоже не поверил, убеждал парня, что вообще-то он давно покойник. Тогда парень и говорит: «А помните, поп, ехали вы с сеном и перевернулись? Так это мы с чертями вашу телегу опрокинули», - и точно назвал место. «Было такое», - согласился священник.
«А помните, вы крестить ребенка ехали, так ваши сани на бугре перевернулись? Это тоже мы». Убедился поп, перекрестил его, да еще и крест надел. Поблагодарил его парень, вздохнул с облегчением: «Наконец-то! Тяжело там было. А к пруду я теперь близко не подойду - иначе они, черти? то, меня сразу разорвут». Жену в конце концов уговорили принять благоверного назад, а вот как после этого сложились его отношения с бабкой - этнографы, увы, умалчивают.  («Курьер Беломорья»).         

Леший
Кто знает славянский бесконечный лес в Новоспасском уезде: он не так далеко от Старой Рязани: не бывал ли кто там по соседству в селе Городном, или в деревне Лупежах; там, говорят, ещё раздольнее лешим; там есть из них царьки с золотыми рожками, там видали их в больших проказах!
Вот бедный крестьянин с половиною фороды: ему защипал её леший. Вот сваха-старушка: она шла по лесу под хмельком, и леший всю выкрасил её тиною! Вот богатого мужика корова: шут сломал её, как дитя игрушку, - корова свёрнута в кольцо, её хвост запутан на её же рожках! - Беда! Беда, - гулять, без молитвы, по славянскому лесу! (М. Макаров)
Слово леший в областных говорах и в старинных памятниках означает: лесной, лесистый; в разных губерниях и уездах лешего называют лешак, лесовик, лесник, лисун (полисун) и даже лес. Они живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами (в начале октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весною опять выскакивают из земли, - как ни в чем не бывало.
Расставаясь осенью с лесом, они бесятся, ломают с досады деревья, словно хрупкие трости, и разгоняют всех зверей по норам. Весь тот день воет по лесу страшный ветер. В этом любопытном поверье ясно сказывается тождество леших с творческими силами лета. Подчиняясь влиянию зимы, тучи перестают блистать молниями, грохотать громом и разливаться дождем; это оцепенение, или зимний сон, фантазия соединяет со всеми их мифическими олицетворениями. Подобно тому как водяной спит всю зиму и только в апреле просыпается, бешеный и шумный, и лешие проваливаются сквозь землю в холодное время осени, и в темных подземельях успокаиваются до весеннего своего пробуждения.
Древнее сказание о грозовых демонах, исчезающих осенью, в дни месяца листопада, и снова появляющихся весною, народная фантазия, согласно с усвоением этих духов лесного типа, связала с замиранием и возрождением жизни в дубравах и рощах, которые к зиме сбрасывают с себя листья, а в вешнюю пору одеваются в зелень и цветы. Покидая землю, лешие поднимают ветры, ломают деревья и разносят их пожелтевшие листья: в этих обычных явлениях бурной осени поэтический взгляд народа усматривает их досаду, чувство недовольства и тоски по умирающей природе.
Впрочем, лешие не все исчезают на зиму; в некоторых местах их смешивают с демонами зимних вьюг. Стремительные вихри, по мнению крестьян, есть дело лешего. Так, поломанные бурею в лесах деревья обыкновенно причисляются к его проказам; по народному поверью, леший никогда не ходил просто, а спереди и сзади его всегда сопровождает сильный ветер, и по направлению ветра можно заключать, куда именно держит он путь. Никто не видал, чтобы он оставил где-нибудь след своих ног, хотя бы прошел по песку или снегу: это потому, что он вихрем заметает свой след, как поступают и ведьмы.
В августе месяцы поселяне караулят по ночам снопы от потехи лешего, который раскидывает их, поднимая вихри; с целью помешать ему, они ходят на гумно в вывороченных тулупах и обводят около снопов круговую черту кочергою, то есть замыкают гумно со всех сторон как бы оградою; вывороченный тулуп - это эмблема облачного одеяния, в которое рядится бог-громовник, гонитель демонов, а кочерга - эмблема его молниеносной палицы. Уверяют также, что леший боится головешки…
Могучие явления грозы предки наши олицетворяли то в образе великанов, тождественных с громадными тучами, то в образе карликов, тождественных с малютками-молниями, обитающими в облачных горах. Оба представления приданы и лешим, которые бывают то ниже травы, то выше самых высоких деревьев. Как надвигающаяся на небо туча из едва заметного вдали черного пятна быстро вырастает в своем объеме и достигает исполинских размеров, так и леший мгновенно может вырастать и умаляться. О богатырях и великанах сказки выражаются, что они растут не по дням, не по часам, а по минутам. Обыкновенно в лесу леший равен с высокими дубами и соснами, а на поляне - с травою…
В весенней грозе древние племена видели упорный и смертоносный бой великанов-туч; этот воинственный тип усвоен и лешим. Лесовики, рассказывают крестьяне, ведут между собою частые войны; но, как существа титанической породы, они не знают ни пушек, ни ружей, ни пороха, а ломят своих противников столетними деревьями, которые тут же вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал; брошенные рукою лешего, камни эти и деревья летят в десять раз скорее и на громадные расстояния - верст на пятьдесят и более.
Поломанные бурей леса и горные обвалы суть следы их ожесточенной битвы. В такой грандиозной картине изображает народ удары грозы и полет бурных облаков, перенося древние представления о небесных деревьях и горах-тучах на обыкновенные леса и скалы… Лешие - властители дремучих лесов, и в некоторых областях их называют лесовыми царьками, господарями над лесом. В больших лесах господствуют по два и по три леших.
В Архангельской губернии есть рассказ о том, как два леших поссорились с третьим при дележе лесных дач, связали его и бросили; случайно набрел на него промышленник и освободил; в благодарность за это леший донес его вихрем с Новой Земли на родину и после пошел за него в рекруты и отбыл трудную службу.
Когда леший идет дозором по своим владениям, то, при его приближении, шумит лес и кругом трещат деревья. По ночам он приходит спать в какой-нибудь станок (сторожку) и, проснувшись поутру, назначает место будущего своего ночлега: Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь, то тряхнет ближайшими деревьями и подымет страшный шум; словом - ему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров. Если незваный гость и тогда не послушается, то ему грозит беда: он или заблудится, или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим.
Вместе с лесными угодьями под властью и покровительством лешего состоит и всякий зверь, обитающий в лесах, и всякая птица, которая там водится. Наиболее любимое им животное - медведь, о котором предания говорят как об одном из главнейших воплощений бога-громовика. Леший - большой охотник до вина (метафора дождя), а все-таки ни единого ведра не выпьет без того, чтобы не попотчевать зауряд и медведя. Кроме этого зверя, он никого не берет в услужение к себе, и когда, опьяненный, ляжет соснуть, то медведь ходит около него дозором и сторожит его от нападения водяных.
В 1843 г. в лесах Варнавинского и Ветлужского уездов вдруг показалось огромное количество ходовых белок; тамошние мужики говорили, что белок гонит леший из Вятской губернии в Вологодскую; а другие прибавляли, что один леший проиграл своих белок в карты другому лешему и потому перегоняет их из своего владения в чужое. Успех в ремесле охотника зависит от благосклонности к нему местного лешего.
Кто вздумает «лесовать» (охотится на лесного зверя), тот, прежде всего, должен принести что-нибудь на поклон лешему, чтобы лов был удачен и чтобы таинственный хозяин леса не замотал в дебрях зверолова. На поклон приносят в лес краюшку хлеба (или блин) с солью сверху и кладут это приношение на какой-нибудь пень. Пермяки молят лешего ежегодно, принося ему пачку листового табаку, до которого, по их мнению, он сильно охоч. В лесистых местах Поволжья у охотников есть обычай: первый улов оставлять в дубраве как жертву лесному духу. (А. Афанасьев).


Рецензии