Маргарита человек разумный часть 718

Маргарита человек разумный часть 718

Несмотря на весь опыт, протиснуться к берегу через камыши по вездеходной колее (весной ее пробил ГТС заповедника) у Жени не получилось, так что он высадил меня прямо в воду. Метров пятьсот идти пришлось через камыши и бурелом (образовавшийся при лесном пожаре - прибрежные деревья падали в воду) почти по пояс, а потом еще долго лазать по траве, которая уже не просто по пояс, а доходит до шеи, - искать деревню. Оказалось, что от костровского «дома со светелкой» ничего не осталось да и вообще в деревне сохранился единственный дом, к моему удовольствию, оказавшийся достаточно добротным.
Вот только слуховые окна его чердака ориентированы совсем «неправильно», так что для ночных наблюдений я облюбовал крышу террасы. Низковато, конечно - озеро видно с нее лишь в виде узкой полоски. Попытался влезть на крышу туалета (единственное здание, помимо дома), но она оказалась еще ниже.
В водоеме, как говорили и егеря, и Женя, вода питьевая, однако ломиться к ней приходится сквозь камыши, поднимая при этом со дна муть, да и вообще - по крайней мере у берега - цветом вода, как зеленый чай. Так что не просто ее сырой не пил, а еще и кипятил долго… Решив бытовые проблемы, приступил к наблюдениям. Намазавшись с головы до ног антикомарином (кровопийц появилось необычайно много), честно караулил сияние - и… ничего аномального не видел. Я не исключаю, что с уровня второго этажа что-то и увидел бы (сияние, может быть, заметно только со второго этажа именно потому, что берег очень пологий и с уровня крыльца озеро, как уже говорилось, выглядит узкой полосой). Хотя вряд ли: уж игра-то цветов видна должна была быть? Да и «вздохов», упомянутых Костровым, я тоже не слышал.
После бессонной ночи пошел было назад… Увы, куда ни ткнусь, упираюсь в озеро и камыши. Следов ни дороги, ни зимника просто не видно. Подумав, решил идти в Ручьи: может быть, кто-то из рыбаков подвезет, да и поговорить с ними не мешало. Вопреки моим опасениям оторванная от ближайшего населенного пункта на двадцать километров деревня выглядела вполне обустроенной. Имелось даже электричество - чудом пожар, погубивший зимник, не затронул проложенной по самому берегу линии электропередач.
Из крайнего дома навстречу редкому здесь туристу вышел мужик лет шестидесяти, как принято в здешних, краях, запросто назвавшийся Петей. Впрочем, познакомились мы чуть позже, а начался разговор с того, что собеседник с ходу повел меня в дом, тут же поставив на стол рыбные котлеты и блины… Чуть позже к посиделкам присоединился живущий в соседнем доме Тимофей.
Мужики охотно рассказывали о своем житье-бытье, оказавшемся просто удивительным.
Сухопутного пути в деревню летом нет, все сообщение - по воде. Самое интересное, что лодок с мотором ни у кого из ручьевцев не имеется, а до ближайшего села - более двадцати километров, не очень-то погребешь… Вот и получается, что гости в деревне редки: рыбозаготовители приплывают - меняют по бартеру рыбу на продукты, да моторка заповедника иногда заходит. Впрочем, еще забираются сюда на личных моторах особо фанатичные рыболовы-любители - рыбалка на озере отменная.
Никогда бы не поверил, что в Европейской России остались такие отрезанные от цивилизации селения, если бы сам не видел. Впрочем, это только летом. По словам собеседников, оживление в их краях наступает зимой: по проложенной по льду «дороге жизни» едут поклонники зимней рыбалки даже из Москвы и Питера, иногда и на «Жигулях» проезжают… Но что думают в деревне о свечении в озере? Мнение и здесь было единодушным: не бывает такого! Да и к Кострову отношение у всех было опять скептическим.
- Он много чего о наших местах понаписал и понаговорил. Как-то слушаю по местному радио, о «загадочном» Русском озере рассказывает  - дескать, найти его почти невозможно… Когда услышал, аж захохотал: на это озеро в то время дорога была, я Марку сам предлагал - выбирай время, отведу тебя туда…
Увы, довезти меня на лодке хотя бы до дома рыбаков никто не брался, даже за гонорар, - ветер поднял волну с «барашками», выходить в озеро было рискованно.
Пришлось все же выбираться пешком…
Попасть на дорогу, даже пользуясь прибором GPS (в памяти коего сохранялся маршрут четырехлетней давности), по-прежнему не удавалось, я постоянно упирался в густейшие кусты - по-видимому, дорога заросла окончательно и бесповоротно… Продираться через лозняк воистину выше сил человеческих, так что пришлось идти, придерживаясь столбов ЛЭП, по прямой: то по пояс в воде, то в траве, то в буреломе, то в смеси всего перечисленного. Скорость по прибору была 2,5 км в час…
В довершение уже в виду дома рыбаков возникла речка. Попытался пройти вброд, но начал заливаться рюкзак, явно там по шею будет… Прибор показывал, что мост (имевшийся четыре года назад) в полукилометре, и я испугался, что придется идти вдоль берега к нему (опять же сквозь бурелом), но, к счастью, обнаружилась старая «кладка», и даже два шеста рядом - рыбаки, видимо, положили. Уже перебравшись через речушку, все же подмочил рюкзак, ухнув при сходе с кладей…
В общем, такого экстрима у меня не было до того ни в Ленинградской области, когда по болотам блуждал, ни зимой, когда по пояс в снегу пещеры искали… Самое удивительно, что, хотя затраты сил были действительно значительными, самочувствие было вполне сносным. Даже не ожидал от себя такой прыти. Видимо, сказался хороший психологический настрой: поскольку реальной угрозы заблудиться не было да и утонуть тоже, а вода и воздух были теплыми, шел спокойно, наслаждаясь природой, дикими местами, по пути даже фотографируя насекомых. Единственное, чего я серьезно опасался, - вывихнуть ногу или просто упасть, попав в подводный капкан из веток и стволов…
Добравшись до райцентра, отправился в краеведческий музей, милые сотрудницы знали предания о «змеях с гребнем» (ничем не отличающиеся от слышанных ранее), в отношении же культовых камней советовали перебраться севернее. Пока ехал туда в машине коммивояжеров, торгующих офисной техникой, вновь услышал рассказ о «красногребенных».
- Мой отец рассказывал, что видел в детстве такую. На небольшом озере среди болот, - говорил водитель. - Он на нее охотиться пытался с самодельным луком. Но, когда змея на него кинулась, быстро бросил это дело и от страха убежал. Мало что помню в его рассказе. Не буду врать. Но там места глухие, на сорок верст ни одной деревни.
- А не рассказывают в тех краях о змеях без гребня, но необычных цветов - голубых, синих? - спросил я.
- Зеленую я сам видел, - ответил собеседник, - на озере, которое по-местному называется Щучьим. Отец пару раз ходил в молодости туда, ну и мы решили съездить порыбалить с ним. Короче, поехали на мотоцикле, через какие-то болота продрались, сам не помню. Долго мы это озеро искали, вышли - огромный простор, как в «Собаке Баскервилей», топи черные. И прогалины. Мох сплошной. Мы по нему идем мимо прогалин - ветер дует, качаешься, как на волнах. Блесну я на озере быстро оборвал, мы обратно пошли. И дорогу нам преградила змея ярко-ярко зеленой окраски. Ну как, довольно-таки большая, наверное, с метр была. Зеленая, как трава, но ярче, трава темнее. Потом - рраз - уползла, и нет ее: сливается с цветом мха.
Снова та же знакомая пара! Особенно обнадежила уверенность нового знакомого в том, что никаких мероприятий по «улучшению природы» в указанном им районе не проводилось. Если «гребнистые» жили там тридцать лет назад, должны обитать и сейчас. Во всяком случае, человек к их исчезновению в отличие от многих районов Ленинградской области руки приложить не мог. Увы, в этот раз возможности заехать на Щучье озеро у меня не было.
Впрочем, в Новоржевском краеведческом музее ждала информация, пожалуй, даже более интересная, по-настоящему сногосшибательная!
Заведующая музеем М. Пахоменкова просто и буднично рассказала:
- Есть у нас на юге района гора Ржева, близ нее городище, существующее по крайней мере с XI–X веков. В 1970-х годах краеведы обнаружили неподалеку вертикально стоящий камень из красного гранита, вроде стелы, высотой метра полтора. При ближайшем рассмотрении оказалось, что форму ему придал человек, это антропоморфная фигура. Никаких сомнений в этом не оставляют выбитые на ней углубления, изображающие круглые глаза, и прорисованные тонкими линиями руки, одна из которых держит то ли рог, то ли меч. Да вот, посмотрите сами…
Музейщица протягивает фотографии и рисунки изваяния. Смотрю, и меня берет оторопь: в том, что фигура насчитывает по крайней мере тысячу лет, нет никаких сомнений, судя по всему, это древнейшая статуя на территории Европейской России! Именно статуя - в отличие, скажем, от сохранившихся кое-где крестовидных идолов, ржевский камень на сто процентов изображает человека или, может быть, созданного по его образу и подобия языческого бога! На территории России аналогов ей нет!
- Досадно, что я никогда не слышал о столь удивительной находке! - говорю собеседнице. - Вероятно, от желающих увидеть это изваяние археологов отбою нет?..
Конечно, задавая вопрос, я немного иронизировал. И в ответ услышал то, что и ожидал:
- Насколько я знаю, - ответила руководитель музея, - изучал камень только сотрудник Псковского музея А. Александров, подготовивший для нас небольшую справку о нем. По его мнению, идол аналогичен прусским изваяниям, известным, например, на территории Скандинавии, их там ставили на берегах рек…
Конечно, я готов был тут же ехать в район Ржевы, чтобы лично увидеть древнейший памятник, но… следующие слова Марины Алексеевны произвели эффект ледяного душа:
- Идола этого больше нет. В 1994 году кто-то его похитил. То ли черные археологи, то ли просто любители экзотики…
Так что же, украшает теперь древнее изваяние чью-то частную коллекцию, а то и садовый участок и уже никогда не поведает о неизвестных страницах отечественной истории? Между прочим, меня часто упрекают - почему в своих публикациях я обычно не указываю местонахождение описываемых объектов. В Предисловии я уже объяснял свою позицию, и, полагаю, вышеописанная история Ржевского района ее полностью оправдывает. Тем более что «черные копатели,» и «садоводы-любители» еще не все камни успели собрать… В чем я удостоверился в ту же псковскую экспедицию, днем позже после посещения Новоржева.
Не скажу, какой счастливый случай свел меня уже на обратном пути с молодым и энергичным сельским краеведом Андреем Васильевым, не скажу и названия затерянной в лесах деревни, где он проживает. А вот о в высшей степени небанальных камнях, которые энтузиаст мне показал, просто необходимо говорить как можно больше, чтобы привлечь к ним внимание археологов, чтобы осмотрели их ученые перед тем, как прознает про эти объекты широкая общественность (а в том, что рано или поздно это случится, у меня сомнений, увы, нет).
Итак, угостив чайком, Андрей повел смотреть камни. До них идти было довольно далеко, и по пути краевед вводил в курс дела:
- У нас в окрестностях несколько камней имеют собственные имена. Самым большой, и, пожалуй, известный - Ладьевой. Почему так его зовут, не знаю, но слышал это имя с детства. Ровный, кубический, с одной стороны чуть заостренный. Высотой метр, ну, метр с чем-то. Длиной метра четыре, шириной три. Ровный, как будто реально обработанный. Впрочем, я его один раз и видел, в раннем детстве. Потом его мелиораторы вытянули из земли трактором Т-130 - он здоровым оказался, стоял выше этого трактора. Зачем выкопали? Просто из озорства вытянули, он ничему не мешал. Ну и легенда была, что под ним, мол, золото… Вообще легенд про него много раньше было. Вот, бабушка рассказывала: «Пошли вдень Ивана Крестителя на Ладьевой камень. Якобы поверье было: кто пойдет на этот Ладьевой камень и усидит там до утра, то очень богато жить будет и все у него будет… Пошли мужики, взяли часы. Только к двенадцати часам дело пошло - из-за сопки начинают выезжать в белых балахонах, на конях призраки… Мужики убежали оттуда и часы бросили. На следующий день пошли за часами, а деревенские сказали, что, дескать, не вы первые - у наших прадедов тоже не получилось». А мой дедушка нашел каменный топор - совсем недалеко от того камня…

Потом Ладьевой камень те же мелиораторы зарыли. Вырыли рядом яму и тракторами спихнули. И земли над ним где-то полметра. Найти можно, да кто этим будет заниматься. Но другие камни все целы.
За разговором время летит незаметно, и вскоре проводник останавливается и показывает на склон горушки.
- Вот Камень с кольцами. По деревенским преданиям, на камне кольца польский завоеватель Стефан Баторий вырезал - подсчитывал, сколько у него живой силы осталось. Каждое кольцо одно воинское подразделение означает…
Судя по всему, легенда ходит в разных вариантах, позже бабулька в соседней деревне уверяла, что кольца вырезал Наполеон… Но… народ всегда складывает легенды для объяснения непонятных вещей. А камень выглядит фантастически, причем, пожалуй, образованных людей при виде его недоумение охватит куда большее, чем деревенских жителей. Представьте: обросшая лишайниками плоская гранитная глыба неправильной формы, но с довольно плоской верхней гранью, сплошь покрытой кольцевидными углублениями.
И это не какие-то царапинки - кольца «прорезаны» на глубину до трех сантиметров, а диаметр каждого - с хорошую тарелку. Дабы избежать упреков в незнании научной этики, слово «прорезаны» я пока беру в кавычки, однако совершенно не представляю, как такие кольца могли бы образоваться естественным путем. Подчеркну, камень состоит из гранита, окаменелостей в этой породе не встречается, да и вообще она обычно весьма однородна. Кроме того, все кольца примерно одного диаметра (но разной глубины) и расположены примерно в шахматном порядке…
- Вся эта гора, - говорит Андрей, - называется Лысая - на ней ничего не растет. А вон рядом камень на камне лежит - говорят, богатырь положил этот камень. А дальше - Закатный камень на Закатной горе. И богатырь этот прыгал с Закатного камня на Закатной сопке на Колокольную сопку. Предание такое, что туда колокольня ушла. И он прыгал с сопки на сопку. Говорили, раньше был камень со следом, но я его не знаю и не могу показать.
Мне было достаточно и Богатырского камня - две глыбы из разнородного гранита, объемом каждая около кубометра, лежащие одна на другой, напоминали типичный карельский сейд. То бишь аналогичной конструкции объект, служивший местом поклонения у многих финно-угорских народов: «В сейдах духи живут…».
Закатный камень - самый крупный из уцелевших, расположен метрах в двухстах от двух описанных. Это гранитная плита на склоне соседней сопки. Неправильной формы, но верхняя и нижняя грани практически параллельны. Очень похожа на упавший менгир! Правда, на краю верхней плоскости имеется неправильной формы луночка, от которой идет изогнутая бороздка, глубиной сантиметра в два-три. По словам Андрея, местные краеведы трактуют эту деталь как «жертвенник с кровостоком» да еще и приписывают староверам… Последнее, конечно, - полный бред…
Объяснить говорящее название Андрей не смог.
- Сам всегда удивлялся - Закатный камень не совсем на западном склоне. Но его всегда так звали…
Конечно, если дать волю фантазии, можно предположить, что раньше камень стоял на вершине горы и служил астрономическим визиром, то бишь, была здесь та самая солнечная обсерватория, которую давно в России ищут, но пока, кроме топонимики, оснований для такого смелого утверждения нет. А вот то, что было здесь некое капище, может быть, и культовый центр, кажется очень вероятным. Несомненно, мы еще вернемся в это место и проведем более тщательные поиски, нежели удалось это сделать мне.
Тем более что интересны они и тем, что, если верить поверьям, существуют здесь по крайней мере две аномальные зоны. Знаток преданий Васильев рассказывал о «заколдованных местах» так:
- Место это называлась Крестовуха. Здесь постоянно люди блуждали. В низинке. Друг мой реально блудил. Хотя вроде бы ориентиры хорошие. Дорога рядом, а выходят к Андрейковой роще. Самое интересное, что дорогу как бы и не переходят, под ногами ее не чувствуют. Словно переносятся.
А чуть дальше небольшой мостик есть - на этом «блазнится». Однажды парень с девкой пошли, и к ним реально человек подошел. Остановился на мосту и не пошел дальше. Подошел, постоял, прислонившись к перилам. Только отвернулись - его нет… Также на дороге, у перехода через ручей, был камень, на котором замерзли много человек: зимой там словно кто-то внушает прохожему, что камень этот - печка, надо раздеться и влезть на него. Сейчас, правда, мелиораторы и его сдвинули и свалили в общую кучу…
Что ж, о явлениях телепортации (мгновенного перемещения людей) в аномальных зонах уже говорилось в этой книге. Известны нам и «блазненные места», это тоже не редкость. Мне и самому приходилось испытывать действие таких аномальных зон на себе… Вероятно, действует в них время от времени некий галюциногенный фактор, из-за которого и «чудится» невесть что… Однако интересно, что «глюки» такие - коллективные: попавшие под действие «наркоза» частенько, не сговариваясь, видят и слышат одно и то же…
Обсуждение проблем изучения аномальных зон может увести нас очень далеко, но вот о чем подумалось… Если и вправду было здесь капище, не специально ли его разместили вблизи столь удивительных мест? Может быть, аномальные свойства местности как-то использовали жрецы? Впрочем, «вблизи» - это относительно, между камнями и Крестовухой больше километра будет…
Этим пунктом и завершил я свою экспедицию. Возвращаться решил другим путем, по Минской трассе, для чего, судя по карте, требовалось транзитом пересечь краешек Белоруссии. Однако делать этого не пришлось: водитель попутной машины, «Оки», поехал по недавно открытой трассе, в обход границы. Посередине пути выяснилось, что дорога эта платная: стоит шлагбаум, с легковушек берут аж… 180 руб. В принципе, платных дорог появилось в последние годы у нас несколько, но на всех виденных мной оплата производится, не выходя из кабины, стоит проезд гораздо дешевле, да и качество дороги действительно выше среднего. Здесь же «магистраль» ничем не отличалась от тысяч российских «межколхозных» дорог, асфальт на коих меняли в последний раз «при советской власти».
Ко всему, водитель на «псковском автобане» должен для оплаты выйти из машины и пройти к будке метров сто. Где ему… дают квитанцию, на которой написаны и марка машины, и номер, и фамилия водителя. И все это - инициатива местных властей, точнее, владеющего дорогой псковского ГУП, о чем информирует висящая над ней табличка. В общем, никакой логики - или уж на всех дорогах надо деньгу брать, или вначале построить автобан без кавычек. Впрочем, к аномалистике эти сентенции отношения не имеют, разве что подтверждают, что в нашей стране чудеса на каждом шагу встречаются не только в «ненаселенке»… (Перепелицын А.)               


Рецензии