Афган. 4 глава
Одни из первых Советских военнослужащих в Афганский город Баграм прибыли десантники первого батальона 111-го полка, 105-й ферганской дивизии ВДВ. Назвать Баграм городом язык не поворачивается, так себе - обычный средних размеров кишлак. Решение направить батальон было принято советским руководством в конце июня 1979 г.
Предысторией этого решения было обращение к советскому правительству премьер-министра Афганистана Хафизуллы Амина, с просьбой обеспечить надёжную охрану правительства и двух аэродромов, в Баграме и Шинданте.
7 июля 1979 г., 1-й батальон 111-го гвардейского полка ВДВ транспортными самолетами был переброшен на авиабазу Баграм. Личному составу батальона только в воздухе сообщили, что они летят в Афганистан. Десантники прибыли в специальной униформе, под видом авиационных технических специалистов. Офицеры были в погонах сержантов, чтобы не раскрывать организационную структуру батальона. В Фергане бойцам и командирам батальона было приказано снять с формы всю десантную символику, знаки отличия, петлицы, шевроны ВДВ, тельняшки и береты. Командир батальона носил погоны старшины.
Воины оказались в совершенно незнакомой и дикой, как им показалось обстановке, буквально в другом историческом измерении. Для них все было необычно: климат, рельеф, люди.
Никто из них не мог предположить, что через несколько месяцев контингент Советской армии будет вовлечен в страшную, необъявленную войну с непонятным и коварным врагом. А тогда, в июле, воины будут испытывать только одно настоящее страдание, от жары и жажды, но человек привыкает ко всему. Жизнь шла своим чередом. Правда в этой жизни не могло быть полноценной боевой подготовки. Официальный статус десантников на этой авиабазе не позволял обозначать их принадлежность к ВДВ. И эти здоровые ребята в комбинезонах были, как бы, младшим обслуживающим персоналом Военно Воздушных Сил.
На этой авиабазе также располагался авиационный состав Афганских ВВС, офицеры и солдаты, а также достаточно мощный состав зенитных средств. Отношения между советскими и афганскими военными, были дружественными и спокойными. Русские уже много лет были друзьями афганского народа. К ним здесь относились с должным уважением.
Главным занятием личного состава батальона были инженерные и фортификационные работы. Аэродром Баграма в тот момент был фактически, советской военной базой и, сюда постоянно из Союза прилетали военно-транспортные и прочие самолеты. Чтобы обезопасить эту базу от возможных нападений, было решено опоясать аэродром системой окопов и прочих сооружений. Изнывая от жары, в поте лица, гвардейцы, рыли окопы, проклиная раскалённую и жесткую как бетон землю.
Порой выпадало немного свободного времени, но коротать его было тоскливо. Передвигаться и находиться можно было только на территории базы. Правда порой в то время, рядовому составу разрешали иногда выходить за её территорию, чтобы сделать мелкие покупки в афганских дуканах. Солдаты и офицеры были удивлены - в беднейшей и дикой стране, в мелких частных лавках (дуканах) свободно продавали дефицитные джинсы, кроссовки, и прочие модные товары, даже фирменные кассетные магнитофоны. В Советском Союзе эти вещи простой человек купить не мог, или только если крупно повезёт из-под полы у спекулянтов. В Союзе были такие товары только в валютных магазинах, для представителей торгпредств, сотрудников дипломатического корпуса, и некоторых других определенных кругов. Правда там ещё отоваривались советские специалисты работающие за рубежом и получающие валюту.
Солдаты и сержанты призванные на службу из глубоких провинций, офигевали от увиденного, и мечтали что-то купить, на дембель. Особенно те, кто должен уйти на дембель в конце 1979 года. Солдаты других призывов также мечтали, что их пребывание в ДРА скоро закончится, и они вернутся в Союз на Родину. Но всё пошло по другому сценарию, написанному сатаной.
В первой декаде сентября, батальон подняли по тревоге и выдали боеприпасы. На взлетной полосе сообщили, что им предстоит лететь в Кабул. Это было связано со сменой власти в афганском правительстве. Но в тот же день, десантникам батальона был дан отбой. Причина заключалась в том, что самолеты с десантом на борту не имели возможности взлететь, на них были нацелены афганские зенитные установки, которые могли начать огонь. Амин, который в тот момент уже был правителем Афганистана, дал соответствующее распоряжение войскам баграмского гарнизона. Афганским зенитчикам была поставлена задача – расстреливать любой самолет, независимо от того, взлетает он или приземляется.
7 октября 1979 г. на авиабазе произошло серьезное Чрезвычайное происшествие, - погиб офицер особого отдела, капитан Чепурной. По официальной версии, гибель Чепурнова произошла в результате неосторожного обращения с оружием. Чепурной за пределами авиабазы в состоянии лёгкого подпития, якобы стал рассматривать пистолет иностранного производства и случайно произвел выстрел в себя.
Гроб с телом погибшего был уже готов для отправки в Союз, но представители афганской военной администрации требовали вскрыть «груз-200». Такая оскорбительная акция афганских властей объяснялась политикой нового президента - Амина, который требовал вскрывать все подозрительные грузы.
Отправкой «груза-200» в Союз руководил генерал -лейтенант Гуськов, заместитель командующего ВДВ. Несмотря на его протест, афганцы вскрыли гроб с телом Чепурного, и убедившись, что в гробу погибший офицер, дали разрешение на взлет. На другой день гвардеец, командир батальона подполковник Ломакин был уволен из рядов Советской Армии. Он не обеспечил выполнение приказа, о запрете личному составу, покидать расположение базы.
Свидетельство о публикации №121052700641