Маргарита человек разумный часть 694

Маргарита человек разумный часть 694


Уральские предвестники беды
Особенно много легенд о призрачных жителях пещер и рудников слагалось на Урале. Призрак женщины, одетой во все белое, являлся уральским горнякам накануне обвалов в шахтах. В очерке «Шахты уральские», написанном Михаилом Францевым, работавшим в начале прошлого века в Управлении каменноугольных рудников Пермской губернии, описан такой случай:
«В горах мертвая ночь. Дрожащий луч луны скользит по черному кресту, стоящему на самой вершине горы. Темная тень пала от креста на груды камней, поросших седым мхом. Несколько старых сосен тихо переговариваются между собой под порывами ветра. У входа в шахту собралась кучка горных рабочих в ожидании очереди спуститься. В тишине слышится, как один из них рассказывает что-то:
– Так вот, идем мы, далеко прошли, уже по работам расходиться стали, вагон прикатили, а один и говорит: «Неладно, ребята, что мы в шахту-то спустились, слушайте… опять!» Остановились мы, слушать стали, вдруг слышим, кто-то точно заплакал в дальних выработках, тихо так, жалобно плачет… Пошли туда – нет никого. Сначала все еще слышалось, а потом и вовсе умолкло…
Так-то. А то вот бывает, что и сама она кажется, вся в белом, говорят, лицо закрыто, а в руках ее свеча горит зеленым огнем, а сама стоит и тоже все плачет… Не к добру это, говорят, о погибших убивается».

НЛО и безголовые существа в Пермском крае в 1988 году
Журналист из Перми Б. Бажутин в начале 90-х опубликовал в местной областной газете отчет о расследовании, которое он лично проводил в деревне Андроново на юге Пермской области. События, описанные им, имели место в июле 1988 года. Рассказывает одна из крестьянок, живущих в той деревне:
- Мы столкнулись здесь, на краю поля. Я, значит, шла по проселочной дороге, а он мне навстречу. Сперва я внимания не обратила. Мало ли кто бродит? А когда осталось до него лишь несколько шагов, глянула я... Батюшки! Головы-то у него нет! И сам весь такой необычайный... Нет, это не человек был.
Коллаж
- Понимаете, что-то действительно необычайное творится на территории двух наших колхозов - «Рассвет» и имени Горького, - пытался прояснить ситуацию первый секретарь Чернушинского райкома партии В. Копылов. - А вот что именно? Так просто все это, знаете ли, и не объяснишь.
Говорит пчеловод колхоза имени Горького Г. Шароглазов:
- Случилось это в ночь на шестнадцатое июля. Я, как обычно, ночевал на своей лесной пасеке. Около полуночи вышел из сторожки на свежий воздух. Тут и увидел два непонятных светящихся объекта. Почти соприкасаясь, они висели в воздухе на высоте примерно двухсот - трехсот метров. От меня было до них почти пять километров.
На таком расстоянии определить точную форму и размеры непросто. Они были, по-моему, овальной, яйцевидной формы. Через несколько минут после того, как я приметил их, одно из тел исчезло. Но вскоре опять появилось на прежнем месте. Понаблюдал я за этими двумя НЛО, понаблюдал, поломал голову над тем, что же это за хитроумные устройства и кто же запустил их в небо, а потом пошел спать.
Доярка колхоза «Рассвет» Л. Медведева:
- Шестнадцатого июля около половины пятого утра я шла на ферму. Только начинало светать. Когда вышла за околицу деревни, увидела, что с бугра навстречу мне быстро движется темная фигура. Ну, будто кто-то едет на мотоцикле. Сначала я внимания не обратила. А потом словно меня в бок толкнули. Как же это, думаю, мотоцикл едет, а шума его работающего мотора не слышно? Пригляделась и вижу - никакого мотоцикла и в помине нет!
Каким-то непонятным образом по дорожке через поле очень быстро движется черный силуэт. Ростом выше среднего человеческого. Ноги - короткие. А вот зато руки очень длинные - висят вдоль тела ниже колен. На плечах вместо головы - маленький бугорочек...
Я обмерла от страха. Стою и не знаю, куда деваться. А фигура все ближе и ближе! Но вдруг она вся засветилась, как будто в ней внутри лампу зажгли, и... И исчезла. Все это происходило в абсолютной тишине. Сломя голову я кинулась со всех ног к моей ферме. А когда на бегу оглянулась, то снова увидела ту же самую фигуру, двигавшуюся по дорожке через поле.
Кочегар В. Чикоданов, работник фермы:
- Люда Медведева примчалась на ферму страшно перепуганная. Решили мы с парнями, выслушав ее рассказ, организовать ближайшим вечером засаду возле того поля. Выехали туда большой группой на автобусе и «КамАЗе». Ждали долго, но никого так и не увидели. Потом почти все, кто прибыл туда, уехали... Мы остались возле поля втроем - я, Саша Санников и Сережа Кокорин.
Спрятались мы в сенном складе возле поля, решили еще несколько часов покараулить. Сидим возле открытых дверей склада, ждем... И вот видим - в ночных сумерках из оврага метрах в трехстах от нас вылезли два черных безголовых существа. Они очень быстро перешли поле и скрылись за бугром.
Сторож фермы В. Мельчаков:
- А я видел этих уродов совсем в другом месте. В первом часу ночи обнаружил, что у меня кончились папиросы. Пошел к одному из соседей за табаком. Невдалеке от своего дома почти нос к носу столкнулся с двумя безголовыми здоровяками. ,Они прошли в нескольких шагах от меня.
Конюх Г. Медведев:
- На протяжении пяти дней и ночей я несколько раз видел в июле проходивших по одному и тому же месту через поле высоких черных существ без голов. Появлялись они обычно парой. У меня как-то возникла мысль догнать их верхом. Но пока выводил я лошадь, пока седлал ее, черные существа исчезли.. (Из книги А. Приймы «ХХ век. Хроника необъяснимого. От тайны к тайне»).

Леший водит
Одним из самых известных проявлений нечисти является леший. Он же лесовик, лешак, лисун. Испокон веков восточно-славянская традиция воспринимала лешего как злого духа, хозяина леса и зверей. В другом варианте лешак - это проклятый человек или вредоносный покойник. Кроме того, есть основания полагать, что существуют женские особи лесных духов - лисунки или лешачки. Самая яркая деталь их внешности - длинные, закинутые за спину груди.
Считается, что леший может перегонять стада животных из одного леса в другой, пугать людей своим смехом и уханьем, сбивать с пути, уводить детей и даже манипулировать собственным ростом, становясь ниже травы или выше деревьев. Причастность лешего к нечистой силе выдает его связь со всем левым: левая сторона одежды у него запахнута на правую, левый лапоть на правой ноге и т.д. Аналогичная «левизна» прослеживается и у другой нечисти. Например, с левой полы водяного постоянно капает вода, а домовой может вывестись из петушиного яйца, если его носить под левой подмышкой.
 «Ещё раз я была сильно напугана, когда грибы собирала неподалеку от Подкаменного – тоже на склоне горы. Раньше по лесу по одному бегали – никого не боялись. Так вот, хожу я меж ёлочек и сосен, только успеваю корзинку маслятами заполнять. А они - семьями, кружками. Маленькие, красивенькие. И вдруг моя корзинка как сквозь землю провалилась. Была у ёлки – и нет её. Я начала кругами ходить. Думаю, может, спуталась, не у той ёлки её поставила.
Минут 20 около того места бегала, далеко не уходила. А тут ещё гром загремел. Небо на глазах чернеть стало. Я – в рёв. Жалко кругленькую красивую корзинку. Да и грибов почти доверху. И вижу – корзинка на прежнем месте, как стояла, так и стоит. У той самой ёлки. Вот что это такое? Говорят, так по лесу леший водит. Он, видимо, со мной и поиграл.
Эту историю я слышала от своих старших родственников. Причём от разных людей. Хотя в произошедшее верится с трудом. В деревне в одной семье молодым готовили свадебное ложе. А в старину на Руси в разные приметы верили, придерживались строгих правил. Говорили, нельзя было никого допускать до постели, приготовленной для молодожёнов. Никто не должен даже видеть свадебное ложе.
А тут невеста, оказывается, жениха у подружки отбила. Подруга, видимо, решила ей отомстить. Пробралась к постели молодожёнов и что-то нашептала. Видели её в тот день в доме жениха. Ночью, когда молодые улеглись спать, невеста то как собака завоет, то петухом закричит. Так продолжалось каждую ночь. Стали возить её по бабкам-знахаркам. Не сразу, но вылечили. Только говорят, что прежде чем у неё всё прошло, из её рта выпал кусок мяса. Вот такие страшилки.
Взгляд из оврага
«Я с детства очень любила собирать землянику. Однажды (я уже училась на втором курсе педучилища) ушла в лес с пятилитровым ведёрком. Хожу по земляничным полянам весь день. Время идёт незаметно. Ягодка за ягодкой – ведёрко набирается. Вижу: впереди обрыв. Овраг такой глубокий. А край весь спелой земляникой просто усыпан. Я – туда. Горстями ягоды срываю. И вдруг чувствую, кто-то на меня смотрит. Прямо дрожь по коже.
Осмотрелась кругом. Никого. На всякий случай от оврага в сторону ушла. Но ягодка за ягодкой – меня опять к обрыву притянуло. Вновь туда полезла – уж больно ягод много, да все крупные такие. Только увлеклась, опять почувствовала взгляд – пронизывающий такой. Как будто кто-то с глубины оврага на меня смотрит. Так я несколько раз отходила шагов на десять. Ничего. Как приближусь к оврагу – опять взгляд чей-то ощущаю. Жутко мне тогда стало. Мурашки по коже забегали. И я домой убежала. Отец мне потом говорил, что, может, лиса, пряталась. Но я-то видела, никого в овраге не было. А взгляд оттуда был…» (Вера Медведева, Кунгур).

Мохнатая невеста
На этом история основоположника рода пермичей не заканчивается. Народные сказания коми гласят, что прожил он долгую жизнь, порядка 150 лет, за это время культурно и материально обогатил своих подопечных, ибо любил герой мотаться по загранкомандировкам и всегда привозил из походов кучу всякого добра.
Интересен миф и о женитьбе предводителя коми. По одной из версий супругой вождя стала дочь мансийского князя Асыки Костэ. А тут нестыковочка. Ибо Асыка - есть реальный исторический персонаж, живший в XV веке - поздновато для пермского родоначальника. Впрочем, к чему условности? Пермяков же сей факт не смутил. Так вот жениться на Костэ Кудыма надоумила колдунья, желавшая погубить его. Ведьма знала, что Асыка казнил уже многих женихов Костэ, за то, что те в последний момент отказывались от свадьбы. И тому была причина - девица, говорят, красотой не отличалась. Был у молодой маленький такой дефект - борода. Разумеется, выяснялось это только перед свадьбой.
Как и положено сказкам, все закончилось благополучно. Шерсть на лице у Костэ оказалась ненастоящей - маменька постаралась, украсила доченьку, чтобы та сама себе жениха выбрала. Кудым барышне глянулся, она ему секрет и раскрыла. Сыграли две свадьбы - один пир закатили в Пелыме, другую - в Кудымкаре. Вскоре у Кудыма появился наследник - богатырь Пера.
Ему посвящен второй сезон остросюжетного коми-сериала. Пера прославился борьбой с Солнцем-Шонди, с лешими и с врагами пермяков. По одной из версий, светило он прогневал тем, что женился на его дочери Зарани (заре) - огненный шар счел брак неравным. Шонди обиделось и ушло - наступил в отдельно взятой местности ледниковый период. Однако Перу с супругой обогрела матушка Парма (тайга). Шонди раскалилось в ярости, да так что чуть всю землю не изжарило. И тут несколько развитий сюжета.
По одной версии Пера проучил солнце и отправил его отбывать срок в небесной колонии строгого режима (строго, чтоб за зимой - весна, за весной - лето). Другой миф повествует о том, что Зарань, во имя спасения человечества, покорилась отцу и бросила Перу, он правда отсудил себе детей. А отпрыски Перы - это как бы пермяцкие Адамы, Евы, Каины и Авели - первые люди то бишь. В этом ключе, правда, становится непонятным кого Кудым-Ош, словно Моисей, по тайге водил. Но, может, древним пермянам были известны какие-то чудо-технологии, позволяющие путешествовать во времени. Впрочем, вернемся к житию Перы-богатыря.
Его новой супругой стала вдова убиенного Перой лешего. Очень может быть, что новой спутницей силача стала молодая Баба Яга, лесного духа то по-пермяцки Ягмортом называют. Вот только счастливо с ней герой пермяков жил недолго. Однажды он застал ее в бане без кожи и волос. Испугался, да и пристукнул «красавицу» в состоянии аффекта. И за это ему ничего не было, ибо ходило среди коми поверье, что в волосах держится четвертая душа, а без шевелюры пышной, да без кожи человек как бы и не жив и не мертв. В общем, оправдали Перу за отсутствием состава.
Говорят, больше Пера с женщинами не связывался, только на лосей охотился, да пермяков от степной орды защищал. А, когда понял он, что пожил свое, то ли в землю к предкам чудинам ушел, то ли вместе с братьями своими обратился в глыбы Уральских гор. С именем богатыря связывают появление Эсперова городища на Каме. Оно находится рядом с Соликамском и, по одной из версий, могло быть первоначальной Солью Камской. Археологи датируют период жизни городища VII-XVI веками.
Топоним Пермь, образованный от Пера маа, что с финно-угорского обозначает «земля дальняя», также может быть связан с Перой. По мнению ленинградского ученого Владимира Соловьева, Пера маа можно перевести и как «земля Перы». Он же отождествляет северную Камско-Вычегодскую Пермь с легендарной Биармией, а Перу-богатыря со славянским богом громовержцем Перуном. Вот только кто чьим прототипом стал неясно: то ли Перун предок Перы, то ли наоборот.


Рецензии