Маргарита человек разумный часть 676

Маргарита человек разумный часть 676

Русалки
Мавки - в славянской мифологии - русалка. Это название характерно для поверий южной, юго-западной (реже – центральной) России. Крестьяне Орловской губернии считали, что «дети, родившиеся мертвыми и некрещеные, превращаются в мавок (то же, что русалок) и что тоскующие души их... просят себе крещения». Стать мавками-русалками могли, по поверьям, и девушки-утопленницы.
Особенно Мавки любят при полном месяце появляться. Плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.
Вообще мавки красивые, какими при жизни никогда не были. Некоторые страхолюдины для этого специально топятся. Только красота эта у них обманная. Повернется к спиной мавка, и тогда можно увидеть позеленевшие, без воздуха легкие, небьющееся сердце. Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок. Шутки они любят, только это и спасти может.
Мавка – это душа ребенка или девушки, ушедших из жизни не по своей воле. По преданиям, встреча с ней не несла ничего хорошего. Лишь в редких случаях мертвушка брала человека под опеку. Замыслы тех, кто хотел расположить ее к себе с помощью подарков, обычно легко разгадывались. В лучшем случае мифическое создание смеялось над хитрецом, в худшем – убивало его. Сущность и происхождение понятия «мавка» Мавками называют разновидность мифических творений, которые существовали у некоторых славянских народностей.
В зависимости от географического положения их отождествляли со злыми духами, которые способны на смертоубийство, либо с карпато-украинскими лесными паннами, либо с женскими духами гор. Но чаще всего по ряду признаков мавок приравнивали к русалкам. Разные славянские народы называли мавку по-своему. У большинства вторым равным понятием было наименование «навка». Кроме того, в Украине этих созданий звали майками, нявками, нейками, реже мертвушками. У болгар это были навы, либо навяки.
На диалекте словинцев название звучало как навье или мавье. Также в ходу были такие варианты, как малки и гречухи. Происхождение слова мавка/навка связывают с древним общеславянским понятием «навь», которое можно перевести как «смерть», «мертвец». По другой теории термин появился благодаря глаголу «помавать», то есть «покачивать, кивать». Не менее распространенной является версия, связывающая название со словом «мяу», так как считалось, что мявка издает те же звуки, что и кошка. Как становятся навками? Легенда о появлении первой мертвушки Существует мнение о том, что первым созданием подобного вида стала Кострома. Это обрядовый персонаж в традиционной культуре русских крестьян. Предстает в виде молодой девушки в белых одеяниях и веточкой дуба в руках. Является сезонным героем проводов Весны.
Когда-то Кострома узнала, что ее муж Купала на самом деле приходится ей братом. От горя девушка прибежала к реке, бросилась в воду и утонула. С тех пор ночами она скитается по берегу, и если увидит молодого мужчину, то зачаровывает его и утаскивает в омут. Только там навка понимает, что это не ее жених. Она отпускает парня, но к тому моменту он уже мертв. Эта легенда отождествляет мавок с русалками, но в то же время обозначает между ними различия. Так мавка творит зло не специально, а впадая в транс при взгляде на молодого мужчину. Кроме этого, она очаровывает только юношей, тогда как русалки могут обратить внимание на стариков, детей и женщин.
Внешний облик мавок
Народная фантазия наделяла мертвушек внешностью девочек семилетнего возраста или юных дев. Одеты они были в белые длинные рубашки без пояса, прозрачные платья, а могли появиться перед прохожим в обнаженном виде. Юные погибшие девушки представлялись людям высокими, стройными, зеленоглазыми, с белоснежной кожей. Иногда вместо ног у духа имелся серебристый хвост. В древних верованиях навки обязательно обладали длинными волосами, обычно русыми, с зеленоватым оттенком.
Свою шевелюру они заплетали в косы или оставляли распущенной, но обязательно украшали весенними цветами. Отличительной чертой внешности мертвых дев являлась красота, которой никогда не обладала земная девушка. Есть поверья, где говорится, что некоторые некрасивые девушки топились сознательно, чтобы перевоплотиться в мавок и стать прекрасными. Только вот красота мифических созданий была обманной. Они лишь спереди казались красавицами. Увидевшие их сзади, могли разглядеть отсутствие на спине кожи. В результате прохожему были видны зеленоватые легкие и остановившееся сердце. Из-за такой особенности навок часто звали «не имеющие спины».
Где обитает навка
Обычно эти духи небольшими группами живут в реках или озерах. Летом они появляются на поверхности источников в утренние, вечерние часы, а также ночью. Любят купаться, плескаться водой или сидеть на прибрежных камнях, расчесывая волосы. Нередко мавки встречаются в лесах. Они часто покидают свои жилища в водоемах и гуляют на лесных опушках, либо сидят в кронах деревьев. Могут шумной компанией водить хороводы, как обычные девушки. Также забредают на поля с высокой и густой травой.
Согласно легендам они мстили живым людям за то, что те не смогли предотвратить их раннюю смерть, дали погибнуть некрещеными, лишив тем самым покоя и небесного царства. Свой нежный голос навки использовали, чтобы сбить путника с дороги, заманить в глушь, болото, гиблое место и там убить. Другим любимым способом расправы являлась щекотка. Злобные духи могли защекотать человека насмерть. Также существа были способны оторвать прохожему голову.
Легенды говорят, что спастись от мертвушки можно, подарив ей гребешок. Мифические создания любят сидеть на берегу и перебирать свои локоны. Если отдать гребень, то они расчешут волосы и нырнут в реку, не тронув путника . Но саму расческу потом лучше выкинуть, иначе можно облысеть. Тех, кто пожадничал, мавки могут замучить до смерти. Кое-где считается, что откупаться следует чем-нибудь из одежды.
Особо находчивые избегали смерти, отшучиваясь, так как навьи очень любят веселиться. Защититься от мертвых дев, согласно верованиям, можно с помощью чеснока, хрена, полыни, любистока, лука. В других источниках говорится, что полынь и чеснок навье не страшны, так же как и железо. Легенды утверждают, что и серебро не оказывает на нее никакого действия.

Леший
В ночь на Агафона-огуменника, по народному преданию, из леса выходит его хозяин - леший Бегает он иногда по селам и деревням, раскидывает по гумнам снопы и дурит людей всяческим образом. Мужики почитают своею обязанностью выходить стеречь гумна, для чего надевают тулуп наизнанку, а в руку берут кочергу. Именно в эту ночь рассказывают о многочисленных проделках лешего.
Колоритнее выглядит леший из Орловской губернии, из которой вышло столько русских писателей, он там пучеглазый, с густыми бровями и длинной зеленой бородой. Волосы на голове «длиннее, чем у попов», ниже плеч спускаются Бровей и ресниц у земляка Бунина и Тургенева нет вовсе, а ухо лишь одно, да и то левое. Леший носится по лесам своим как угорелый, уследить за ним трудно, почти невозможно Он всегда без шапки, зато с дубиной в руках. Помимо всего прочего леший остроголовый - голова клином, - мохнатый, а волосы зачесаны налево
«Был бы лес, будет и леший», - говорили в народе. «От этой нежити не оберечься, так пропадешь» И, вероятно,единственным утешением всему люду служило то обстоятельство, что со своим ближайшим соседом домовым жил леший примерно так, как теперь бывшие наши союзные республики. Как и многие другие представители нечистой силы, леший недолюбливает, когда его называют этим собственным именем. Поэтому у него немало интересных иных прозвищ – «лесовик», «вольный», «лешак», «ляд» Есть и еще одно – «праведный», которое используется в лечебных заговорах
Живет леший не один, а вполне семейно. Помните известную поговорку «Как-то леший не допил, лешачиху свою бил. Дай рубля, а не то пропью и долото Я кормилец, али кто». Супругу лешего называют лешачихой или лешухой, а детей его - лешеня. В этих ролях нередко выступают русалки, проклятые люди, от безделья занимающиеся шутками, подобно лешим. За проказы их еще называли «шутихами».
В былые времена лешие совсем близко сошлись с человечеством, точнее, с его лучшей частью - девушками. Лешие вообще-то отличаются редкостной сладострастностью. Для удовлетворения своих похотей они нередко похищали девушек и жили с ними в лесу. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что девушки, как правило, никогда не рожали детей от леших Житье у леших все-таки было, надо думать, не самым плохим, потому что рассказывали, будто бы девушки в некоторых местностях Тульской губернии сами убегали в лес для житья с ними, а через несколько лет возвращались с кучей денег
У леших существует своя государственная иерархия. Царь-воевода руководит всем царством леших. Для того, чтобы подать ему жалобу на неугодного лесного хозяина, достаточно написать грамотку или записку и положить ее под рябину. И без всяких взяток. Вообще же природу лешего определить трудно. Он единственный из всех представителей нечистой силы способен то вырастать вровень с самыми высокими деревьями, то становиться таким маленьким, что прячется под земляничным листом.
За исключением нескольких дней в году, леший не кидает своих владений, дабы не вступать в ссору с соседями - полевиком, домовым, банником. К тому же леший, как и вся нечистая сила, ненавидит поющих черных петухов, собак, у которых над глазами пятна в виде как бы вторых глаз, и особенно трехцветных кошек. Недаром считается, что такие кошки приносят в дом счастье.
По народным рассказам, приведенным, в частности, в хорошо известной в прежние годы книге С. В Максимова «Нечистая, неведомая сила», лешие являются еще и чем-то вроде лесных феодалов-помещиков, В полной крепостной зависимости у них находятся зайцы, белки, птицы Как и всякие истинные помещики, лешие любят охоту, точнее, охотников. Тем из них, кто сумел ему угодить, лесной хозяин подставляет зверей и птиц буквально под ружье; неумелый же остается с носом.
Подобно былым завсегдатаям московского Английского клуба, лешие обожают карточную игру. Разумеется, ставкой являются отнюдь не деньги, а крепостные - белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга В прежние годы поигрывали не только лешие-соседи, но и сборные команды лешаков Так, в 1859 году большая игра велась между русскими и сибирскими лешими Сибиряки проиграли и вынуждены были гнать свой крепостной люд через Тобольск и Уральские горы в Печеру и Мезень.
Леший, наследник античного лесного бога Пана, все же достаточно добродушен Его шутки редко ведут человека к гибели. Нужно лишь уметь отчураться от лешего прежде всего помогает молитва, крестное знамение. Существуют способы, заповеданные предками. Заблудившемуся достаточно сесть на свалившееся дерево, снять с себя одежду, а затем опять надеть, предварительно вывернув ее наизнанку. Если заблудилось несколько человек, им достаточно обменяться одеждой, надев ее также наизнанку Понятно, что обувь или варежки следует надевать не на ту ногу или руку, на которую положено. Говорят, что помогает еще любимая поговорка лешего. «Шел, нашел, потерял» Можно также закричать: «Овечья морда, овечья шерсть». (А. Буторов, На грани невозможного 19,2000).


Рецензии