Маргарита человек разумный часть 661

Маргарита человек разумный часть 661

«Добрые» водяные
Злые духи тоже способны помогать людям. Пик активности всякой нечисти приходится на начало июля. Русалки могут защекотать до смерти, лешие заманивают в лес молодых девушек, а водяные так и норовят утащить к себе на дно одинокого купальщика. Но случается, что и они спасают жизни людей.
Жительница Новосибирской области Надежда рассказала, что с ней произошла необъяснимая история, когда ей было всего 7 лет. Она возвращалась домой через понтонный мост. Оступившись, упала в реку. Тогда Надежда не умела плавать и, пытаясь удержаться на плаву, изо всех сил барахталась в реке. Но ее хватило буквально на пару минут, после чего девочка стала уходить под воду.
Вдруг чьи-то сильные руки подхватили ее за талию и вытолкнули на поверхность. К счастью, в тот момент неподалеку оказались женщина с дочкой, которые и заметили несостоявшуюся утопленницу. Женщина бросилась в воду и вытащила Надежду на берег, Когда спасенная пришла в себя, то услышала в реке тихий всплеск, будто кто-то ждал, когда она придет в себя, и лишь после этого вернулся в свою родную стихию.
Не менее удивительная история произошла с мастером спорта по плаванию киевлянкой Викторией Новиковой. Вместе с тремя подругами она решила покататься на лодке по Днепру. Женщины уже находились на середине реки, когда посудина неожиданно перевернулась. Виктория в первую очередь помогла подругам взобраться в лодку спасателей. Когда же пришел черед самой спасаться, ее на дно потянула неведомая сила.
На дворе XXI век, а мы, как и прежде, являемся заложниками примет, которые так или иначе связаны с духами. К примеру, перед каждой поездкой мы обязательно «присядем на дорожку». В древности люди знали, что, пока отъезжающие присели, домовой стоит рядом, благословляя их на удачную дорогу. Также в эти несколько минут он мог напомнить хозяевам о забытой вещи.
Практически в каждом доме хранилась подкова, прибитая рожками вверх. Так люди обманывали дьявола, чтобы он, бегая по замкнутому кругу, не мог причинить им зла. А над кроватью в обязательном порядке хранился пучок полыни, чтобы нечисть не вмешивалась в их сны. Маги уверяют, что все эти вещи действительно работают. У психологов другое мнение: все дело в банальном самовнушении. Причем женщина чувствовала, что одновременно кто-то ее пытался вытолкнуть на поверхность. А потом четко услышала: «Еще не время!» После чего с легкостью сама нашла опору и забралась в лодку. («Загадки и тайны» ноябрь 2012).


Колыванский змей
В деревне Кривощеково Новосибирской области, по преданиям, жили некогда братья-разбойники Белоусовы. Они могли проникнуть через любую запертую дверь, ловили на лету пули и даже вступили однажды в битву со знаменитым колыванским змеем, жившим в горах Алтая.
- Сказ о Колыванском змее и братьях Белоусовых записан известным собирателем сибирского фольклора Александром Мисюревым в 30-х годах XX века. В ней говорится, что этот змей обладал страшной силой. На кого посмотрит - тот обречен на смерть. Один из 12 братьев Белоусовых сумел отрубить змею голову, но тот все равно сжимал его все крепче - и раздавил бы, если бы остальные братья не подоспели на подмогу. Только все вместе они смогли справиться с чудищем.
Ирина Артемьева, филолог, фольклорист
Отдельные энтузиасты ищут колыванского змея и в наше время. И даже находят. Игорь Маранин, автор книги «Мифосибирск», пишет, что в так называемом Драконьем треугольнике (Быстрый Исток - Усть-Ануй - Белокуриха) с 1876 по 1972 год зафиксировано не менее десяти случаев встречи с реликтовой рептилией. В конце 70-х годов XX века некий пастух Нагайцев в течение пяти минут наблюдал семиметрового змея в реке.
А последний известный случай встречи с колыванским змеем описал редактор журнала «Природа и охота» Алексей Черепанов, поведавший читателям о том, что вместе с приятелем столкнулся со змеем около деревни Устаурихи осенью 1992 года. Через год он якобы обнаружил в труднодоступном горном районе скалы с глазами - четыре гигантских змеиных идола, вытесанных древними алтайцами прямо в скале.

Там чудеса: там леший бродит…
Как не стать водяным после смерти? Почему нельзя говорить «иди к лешему»? Наши предки верили во множество различных духов, а некоторые люди и по сей день считают их реальными, пытаясь уберечь себя с помощью различных обрядов.  О духах и мифологических персонажах, популярных у восточных славян, рассказала старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Ольга Голубкова.
В народных верованиях славян много неясностей и различных толкований, что объясняется различными уровнями мировосприятия на протяжении всей истории. Так, язычество, представляющее собой поклонение различным богам и духам, сменилось христианством. При этом ритуалы, порожденные прежним мировоззрением, продолжали существовать, а сами образы божеств и природных духов, равно как и связанные с ними верования, - трансформироваться. На протяжении веков в традиции происходят неизбежные изменения и переосмысление древних сюжетов.
- Одним из источников изучения архаических верований и мифологических персонажей являются сказки, - рассказывает Ольга Голубкова. - При этом следует понимать, что мифы и сказки - совершенно разные вещи: так, первые наделены сакральным статусом и объясняют основы мироздания. Мифологические персонажи (в частности, природные и локальные духи - домовой, водяной, леший и другие) являются субъектами веры, а истории и былички о них претендуют на достоверность. Сказки же содержат отголоски мифов, но их уже нельзя назвать сакральными текстами. Это произведения народного творчества, осознанно приукрашивающие действительность нереальными сюжетами, которые воспринимаются как что-то волшебное.
Не ходи к лешему!
В целом элементы похоронных славянских ритуалов определяются представлениями о смерти как переходе к иной форме существования. Люди разделяли смерть на «чистую» и «нечистую». «Чистой», или же «правильной», считалась та, когда человек покидал мир естественным путём, дожив до старости. В этом случае умерший становился предком - покровителем рода. Предполагалось, что он обладает связями с силами высшего и подземного миров. Преждевременная либо насильственная смерть являлась «нечистой», и погибшие трансформировались в зловредных опасных духов, называемых «ходячими мертвецами», упырями, «заложными покойниками».
Одним из таких духов выступает леший, охраняющий свою территорию. Именно поведение человека в лесу чаще всего определяет отношение к нему лесного хозяина - доброе (как правило, нейтральное) или враждебное. Лешего обычно не характеризуют как злобное и демоническое существо. Тем не менее, он считается опасным для людей, и его причисляют к нечистой силе.
- Хозяин леса не расположен к тем, кто неуважительно относятся к природе: мусорит, шумит, вредит деревьям, убивает животных сверх всякой меры, - поясняет Ольга Голубкова. - Леший также не любит пьяных и тех, кто относится к нему непочтительно. Раньше считалось, что, приходя в лес, надо попросить у его хозяина разрешения собрать там ягоды или грибы, поохотиться. Для этого нужно было либо принести с собой какое-то угощение, либо оставить часть собранного для лесного духа. Тогда он откроет богатые плодовые поляны, пригонит зверя и будет добр к своему гостю.
У лешего зеленоватые борода и волосы, синяя кровь, такой же оттенок кожи и прозрачные, стеклянные кости. Также он может быть корноухим, без бровей и ресниц. Лесной хозяин умеет превращаться в животных, птиц, деревья, грибы; резко менять свой рост, становиться вихрем или ветряным столбом. Некоторые люди до сих пор верят в его существование и, находясь в лесу, прибегают к нехитрым приемам обережной магии: стараются не нарушать неписаных правил лесного царства, опасаются вспоминать лешего всуе.
Его также считают причиной блуждания по лесу: человек не может выбраться на дорогу, потому что лесной хозяин замкнул его невидимым кругом. При этом леший любит пошутить над людьми без всякого злого умысла. Такие шутки обычно завершаются благополучно: стоит вывернуть наизнанку одежду или переобуться, как наваждение исчезает, и тут же находится дорога домой. Здесь используется магический прием уподобления, поскольку человек принимает облик лешего: одежда духа тоже вывернута, а ноги изогнуты пятками наружу, благодаря чему он оставляет перевернутые следы.
- Считалось, что лесные духи могут похитить некрещенного (в языческом варианте - беззубого) ребёнка: вместо младенцев они подкладывали чурку или своего ребенка, - добавляет исследовательница. - Замороченные родители воспитывали подкидыша до тех пор, пока тот не убегал в лес. К лесным и водяным духам также попадали про;клятые дети: по этой причине существовал строгий запрет родителям посылать своих отпрысков к лешему или чёрту.
Никто не водится со мной
Водяной - воплощение опасного начала водной стихии, ее хозяин. Его представляли обрюзглым пучеглазым стариком с рыбьим хвостом и волосами зеленоватого цвета, окутанного тиной. Он мог становиться крупной рыбой, иногда - водоплавающими птицами и некоторыми животными. Превратившегося в человека водяного узнавали по зеленому оттенку волос и кожи, а также по мокрым следам. Он пребывал в непримиримых враждебных отношениях с домовым, и при случайных встречах всегда затевал с ним драку. Дело в том, что водяные мельницы считались местом обитания этих духов, а рядом находились дома мельников. Скорее всего, только там и могли встретиться домовой с водяным - но это лишь предположение.
- Хозяин воды недоброжелателен к людям, - поясняет Ольга Голубкова. - Он стремится утопить купающихся после заката солнца, в самый полдень и особенно в полночь - то есть пороговое время. Также тащит на дно тех, кто купается без креста. В своем царстве он обращает пленников в кабальных рабочих и заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок. На утопленницах и девушках, проклятых родителями, эти духи женятся.
Считалось, что во власти водяных находится удача рыболовов и мельников. Рыбаки, поймав первую добычу, кидают ее обратно в воду как дань или жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, куда он направляется, так как хозяин водоемов любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. (Алёна Литвиненко).
 


Рецензии