Маргарита человек разумный часть 661
«Добрые» водяные
Злые духи тоже способны помогать людям. Пик активности всякой нечисти приходится на начало июля. Русалки могут защекотать до смерти, лешие заманивают в лес молодых девушек, а водяные так и норовят утащить к себе на дно одинокого купальщика. Но случается, что и они спасают жизни людей.
Жительница Новосибирской области Надежда рассказала, что с ней произошла необъяснимая история, когда ей было всего 7 лет. Она возвращалась домой через понтонный мост. Оступившись, упала в реку. Тогда Надежда не умела плавать и, пытаясь удержаться на плаву, изо всех сил барахталась в реке. Но ее хватило буквально на пару минут, после чего девочка стала уходить под воду.
Вдруг чьи-то сильные руки подхватили ее за талию и вытолкнули на поверхность. К счастью, в тот момент неподалеку оказались женщина с дочкой, которые и заметили несостоявшуюся утопленницу. Женщина бросилась в воду и вытащила Надежду на берег, Когда спасенная пришла в себя, то услышала в реке тихий всплеск, будто кто-то ждал, когда она придет в себя, и лишь после этого вернулся в свою родную стихию.
Не менее удивительная история произошла с мастером спорта по плаванию киевлянкой Викторией Новиковой. Вместе с тремя подругами она решила покататься на лодке по Днепру. Женщины уже находились на середине реки, когда посудина неожиданно перевернулась. Виктория в первую очередь помогла подругам взобраться в лодку спасателей. Когда же пришел черед самой спасаться, ее на дно потянула неведомая сила.
На дворе XXI век, а мы, как и прежде, являемся заложниками примет, которые так или иначе связаны с духами. К примеру, перед каждой поездкой мы обязательно «присядем на дорожку». В древности люди знали, что, пока отъезжающие присели, домовой стоит рядом, благословляя их на удачную дорогу. Также в эти несколько минут он мог напомнить хозяевам о забытой вещи.
Практически в каждом доме хранилась подкова, прибитая рожками вверх. Так люди обманывали дьявола, чтобы он, бегая по замкнутому кругу, не мог причинить им зла. А над кроватью в обязательном порядке хранился пучок полыни, чтобы нечисть не вмешивалась в их сны. Маги уверяют, что все эти вещи действительно работают. У психологов другое мнение: все дело в банальном самовнушении. Причем женщина чувствовала, что одновременно кто-то ее пытался вытолкнуть на поверхность. А потом четко услышала: «Еще не время!» После чего с легкостью сама нашла опору и забралась в лодку. («Загадки и тайны» ноябрь 2012).
Колыванский змей
В деревне Кривощеково Новосибирской области, по преданиям, жили некогда братья-разбойники Белоусовы. Они могли проникнуть через любую запертую дверь, ловили на лету пули и даже вступили однажды в битву со знаменитым колыванским змеем, жившим в горах Алтая.
- Сказ о Колыванском змее и братьях Белоусовых записан известным собирателем сибирского фольклора Александром Мисюревым в 30-х годах XX века. В ней говорится, что этот змей обладал страшной силой. На кого посмотрит - тот обречен на смерть. Один из 12 братьев Белоусовых сумел отрубить змею голову, но тот все равно сжимал его все крепче - и раздавил бы, если бы остальные братья не подоспели на подмогу. Только все вместе они смогли справиться с чудищем.
Ирина Артемьева, филолог, фольклорист
Отдельные энтузиасты ищут колыванского змея и в наше время. И даже находят. Игорь Маранин, автор книги «Мифосибирск», пишет, что в так называемом Драконьем треугольнике (Быстрый Исток - Усть-Ануй - Белокуриха) с 1876 по 1972 год зафиксировано не менее десяти случаев встречи с реликтовой рептилией. В конце 70-х годов XX века некий пастух Нагайцев в течение пяти минут наблюдал семиметрового змея в реке.
А последний известный случай встречи с колыванским змеем описал редактор журнала «Природа и охота» Алексей Черепанов, поведавший читателям о том, что вместе с приятелем столкнулся со змеем около деревни Устаурихи осенью 1992 года. Через год он якобы обнаружил в труднодоступном горном районе скалы с глазами - четыре гигантских змеиных идола, вытесанных древними алтайцами прямо в скале.
Там чудеса: там леший бродит…
Как не стать водяным после смерти? Почему нельзя говорить «иди к лешему»? Наши предки верили во множество различных духов, а некоторые люди и по сей день считают их реальными, пытаясь уберечь себя с помощью различных обрядов. О духах и мифологических персонажах, популярных у восточных славян, рассказала старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Ольга Голубкова.
В народных верованиях славян много неясностей и различных толкований, что объясняется различными уровнями мировосприятия на протяжении всей истории. Так, язычество, представляющее собой поклонение различным богам и духам, сменилось христианством. При этом ритуалы, порожденные прежним мировоззрением, продолжали существовать, а сами образы божеств и природных духов, равно как и связанные с ними верования, - трансформироваться. На протяжении веков в традиции происходят неизбежные изменения и переосмысление древних сюжетов.
- Одним из источников изучения архаических верований и мифологических персонажей являются сказки, - рассказывает Ольга Голубкова. - При этом следует понимать, что мифы и сказки - совершенно разные вещи: так, первые наделены сакральным статусом и объясняют основы мироздания. Мифологические персонажи (в частности, природные и локальные духи - домовой, водяной, леший и другие) являются субъектами веры, а истории и былички о них претендуют на достоверность. Сказки же содержат отголоски мифов, но их уже нельзя назвать сакральными текстами. Это произведения народного творчества, осознанно приукрашивающие действительность нереальными сюжетами, которые воспринимаются как что-то волшебное.
Не ходи к лешему!
В целом элементы похоронных славянских ритуалов определяются представлениями о смерти как переходе к иной форме существования. Люди разделяли смерть на «чистую» и «нечистую». «Чистой», или же «правильной», считалась та, когда человек покидал мир естественным путём, дожив до старости. В этом случае умерший становился предком - покровителем рода. Предполагалось, что он обладает связями с силами высшего и подземного миров. Преждевременная либо насильственная смерть являлась «нечистой», и погибшие трансформировались в зловредных опасных духов, называемых «ходячими мертвецами», упырями, «заложными покойниками».
Одним из таких духов выступает леший, охраняющий свою территорию. Именно поведение человека в лесу чаще всего определяет отношение к нему лесного хозяина - доброе (как правило, нейтральное) или враждебное. Лешего обычно не характеризуют как злобное и демоническое существо. Тем не менее, он считается опасным для людей, и его причисляют к нечистой силе.
- Хозяин леса не расположен к тем, кто неуважительно относятся к природе: мусорит, шумит, вредит деревьям, убивает животных сверх всякой меры, - поясняет Ольга Голубкова. - Леший также не любит пьяных и тех, кто относится к нему непочтительно. Раньше считалось, что, приходя в лес, надо попросить у его хозяина разрешения собрать там ягоды или грибы, поохотиться. Для этого нужно было либо принести с собой какое-то угощение, либо оставить часть собранного для лесного духа. Тогда он откроет богатые плодовые поляны, пригонит зверя и будет добр к своему гостю.
У лешего зеленоватые борода и волосы, синяя кровь, такой же оттенок кожи и прозрачные, стеклянные кости. Также он может быть корноухим, без бровей и ресниц. Лесной хозяин умеет превращаться в животных, птиц, деревья, грибы; резко менять свой рост, становиться вихрем или ветряным столбом. Некоторые люди до сих пор верят в его существование и, находясь в лесу, прибегают к нехитрым приемам обережной магии: стараются не нарушать неписаных правил лесного царства, опасаются вспоминать лешего всуе.
Его также считают причиной блуждания по лесу: человек не может выбраться на дорогу, потому что лесной хозяин замкнул его невидимым кругом. При этом леший любит пошутить над людьми без всякого злого умысла. Такие шутки обычно завершаются благополучно: стоит вывернуть наизнанку одежду или переобуться, как наваждение исчезает, и тут же находится дорога домой. Здесь используется магический прием уподобления, поскольку человек принимает облик лешего: одежда духа тоже вывернута, а ноги изогнуты пятками наружу, благодаря чему он оставляет перевернутые следы.
- Считалось, что лесные духи могут похитить некрещенного (в языческом варианте - беззубого) ребёнка: вместо младенцев они подкладывали чурку или своего ребенка, - добавляет исследовательница. - Замороченные родители воспитывали подкидыша до тех пор, пока тот не убегал в лес. К лесным и водяным духам также попадали про;клятые дети: по этой причине существовал строгий запрет родителям посылать своих отпрысков к лешему или чёрту.
Никто не водится со мной
Водяной - воплощение опасного начала водной стихии, ее хозяин. Его представляли обрюзглым пучеглазым стариком с рыбьим хвостом и волосами зеленоватого цвета, окутанного тиной. Он мог становиться крупной рыбой, иногда - водоплавающими птицами и некоторыми животными. Превратившегося в человека водяного узнавали по зеленому оттенку волос и кожи, а также по мокрым следам. Он пребывал в непримиримых враждебных отношениях с домовым, и при случайных встречах всегда затевал с ним драку. Дело в том, что водяные мельницы считались местом обитания этих духов, а рядом находились дома мельников. Скорее всего, только там и могли встретиться домовой с водяным - но это лишь предположение.
- Хозяин воды недоброжелателен к людям, - поясняет Ольга Голубкова. - Он стремится утопить купающихся после заката солнца, в самый полдень и особенно в полночь - то есть пороговое время. Также тащит на дно тех, кто купается без креста. В своем царстве он обращает пленников в кабальных рабочих и заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок. На утопленницах и девушках, проклятых родителями, эти духи женятся.
Считалось, что во власти водяных находится удача рыболовов и мельников. Рыбаки, поймав первую добычу, кидают ее обратно в воду как дань или жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, куда он направляется, так как хозяин водоемов любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. (Алёна Литвиненко).
Свидетельство о публикации №121052503696