Маргарита человек разумный часть 646

Маргарита человек разумный часть 646

Крокодилы  Новгорода
Листая подборки печатных изданий, посвященных различным аномальным и удивительным явлениям, последние годы все чаще встречаются материалы посвященные, объектам так называемой криптозоологии, молодой науки, исследующей места возможного обитания чудом сохранившихся доисторических животных. И ладно бы рассказ шел о джунглях Африки или Центральной Америки, где действительно могли сохранится отдельные виды доисторических монстров. Нет, речь, как правило, идет о севере России.
Уж не лукавят ли авторы материалов? Оказывается, нет! Мало того летописные своды доисторической Руси полны описаний животного с удивительным для нашей местности названием «крокодил». Рассказать «Национальному Географическому Обществу» откуда в древних славянских свитках могло появиться это существо, согласился известный историк и этнограф, организатор и участник ряда экспедиций на русский север Андрей Синельников.
Д.С.: Андрей, неужели существуют летописные источники в которых говориться о русских крокодилах?
Не только существуют, но и серьезно изучаются. Само слово крокодил существует на Руси, как минимум с начала XII века. Например, историкам хорошо, известно Послание митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, в котором есть вполне конкретное упоминание крокодила: «И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие». В не менее известной Ипатьевской летописи автор, восхваляя Романа Мстиславовича Галицкого, сравнивает его со львом, рысью, туром и … крокодилом. Вот эти слова: «устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».
Д.С.: Действительно источники, заслуживающие доверия, но может быть, древние славяне добавляли крокодила для красного словца, точно не представляя себе, что это за животное?
Вряд ли. Наши предки были людьми прагматичными и описывали лишь, то, что видели своими глазами. Тем более крокодил вопреки распространенному мнению не был для них каким-то неведомым чудой-юдой. Не нужно забывать, что многие жители Руси посетили во время паломничества Иерусалим, а заодно и Египет, где как известно наблюдение крокодила явление достаточно, рядовое. Попадали на Русь и иностранные летописные источники, в которых упоминался крокодил. Например, в период с XIII по XIV век на Руси было популярно Послание мифического индийского царя, принявшего христианство – «Сказание об Индийском царстве».
В этом литературном памятнике среди прочего упоминалось описание крокодила: ««Есть у мене люди пол птици, а пол человека, а иныя у мене люди глава песья; а родятся у мене во царствии моем зверие у мене: слонови, дремедары, и коркодилы и велбуди керно. Коркодил зверь лют есть, на что ся разгневаеть, а помочится на древо или на ино что, в той час ся огнем сгорить». Даже знаменитый греческий историк и философ Аристотель отмечал, что крокодил - это животное, не способное двигать нижней челюстью, но только верхней…
Д.С.: Хорошо. Предположим на Руси действительно знали о существовании крокодилов и верно представляли, что это за животное, но где упоминания, что крокодилы водились непосредственно на самой Руси?
Существую и они! Своеобразные подробности жизни крокодилов на Руси содержаться в Псковской летописи датированной 1582 годом. В ней говорится: «В лета 7090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша».
К сожалению, что это была за река, кишащая плотоядными тварями, в летописи не говорится. Исследователи в свою очередь утверждают, что текст летописи составлялся не непосредственно очевидцем событий, а записывался с устных рассказов в более позднее время. Однако сам факт, скорее всего, действительно имел место. В этом не сомневается один из известнейших отечественных историков академик Б.А. Рыбаков. Ученый был уверен, что факт нашествия речных ящеров на город, действительно происходил, об этом, по его мнению, свидетельствует существования культа ящера в Великом Новгороде и других городах севера Руси.
Д.С.: Существует описание этих существ у иностранных путешественников, являющихся для нашей страны, сторонними, независимыми наблюдателями?
Безусловно. Наиболее ярко описывает свою встречу со «славянским» крокодилом некто Джером Горсей, торговый представитель английской компании, дважды посещавший Россию в период с 1573 по 1591 года. В отчетах о своих путешествиях он делится впечатлением от встречи с чудовищем неподалеку от Варшавы и называет его «crocodile serpent».
Если верить словам торговца, то он и его спутники повстречали тварь, внешне напоминающую известного нам крокодила, змею и огромную ящерицу. Убив животное, как отмечает Гарсей на путников обрушилось страшное зловоние такой силы, что торговец заболел и целую неделю провел «на больничном» в соседнем селении. Впрочем, историки не сильно доверяют рассказам торговых агентов из-за любви последних к преувеличениям.
Однако в этот раз коммивояжер, скорее всего, сказал правду, поскольку его слова подтверждаются другим авторитетным западным путешественником, Герберштейном. В своих записках ученый, говоря о Литве, утверждает, что в этой стране живут идолопоклонники, которые у себя во дворах подкармливают неких «гивоитов» – змей с четырьмя короткими лапами, с черным жирным телом, похожим на ящерицу.
Д.С.: Действительно описания более чем убедительные, но должна существовать легенда, рассказывающая о том ящере, которому поклонялись славяне в Великом Новгороде до прихода языческого православия?
Это предание, записанное в «Повести о Словене и Русе», вошедшей в «Новогородский летописец». В легенде говорится о старшем сыне Новгородского князя Словена, известном в городе, как чародей Волхов. Этот человек умел при необходимости оборачиваться крокодилом: «Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищренми и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша».
Этот текст также вошел в Цветник 1665 года и Хронограф 1679 года. Читая его, в голове сразу представляется некий монстр-оборотень, достойный строк в летописи, а экранизации в голливудском фильме ужасов. Когда чародея оборотня похоронили, на его могиле, как утверждают легенды, насыпали огромный курган, который на третий день сначала просел, а затем провалился в подземные пустоты, образовав яму.
Д.С.: Как ученые объясняют появление подобных существ в летописных сводах древней Руси?
По-разному. Например, Михаил Ломоносов считал легенду, из Новгородского летописца повествующую о сыне князя - оборотне метафорой, за которой скрывается реальный исторический персонаж, разбойник, за свою жестокость сравниваемый с крокодилом. Но это лишь предположение, не более.
В то же время, некоторые исследователи склонны считать, что до XVI века в Восточной Европе действительно могла водиться некая крокодилообразная ящерица. Ведь, в той же языческой Литве действительно существовало серьезное поклонение крупным змеям, считавшимся покровителями домашнего очага. Так, что упоминаемые Герберштейном «гивоиты» вполне могли существовать на самом деле, но они вряд ли могли достигать более полуметра в длину и быть опасными для человека.
Д.С.: Каково Ваше личное мнение об этом феномене?
Если говорить о легенде про Волхова-оборотня, то я считаю, что подобным образом народная память сохранила для потомков момент опрокидывания в Волхов славянских кумиров, в том числе Перуна. А уже позже народная молва приписала Перуну возможность оборачиваться змеем или крокодилом, в общем ящером. Работая с архивами, я встречал записи одного подобного рассказа, датированного 1859 годом.
В нем некий старик-рыболов рассказывал, что когда-то жил в Новгороде змей-перуняка, который ночью оборачивался змеем и ходил спать в Ильмень озеро. Так продолжалось до тех пор, пока князь Владимир не изгнал его из этих мест. Причем, что интересно, на месте светилища Перуна, созданного воеводой Добрыней в 983 году, действительно существовало капище некого «корокодила» или ящера.
Кроме того, до сих пор на памятниках культуры тех лет, сохранившихся на территории всей северо-восточной Руси можно встретить множество изображений крокодила или ящера на различных бытовых предметах – зданиях, колонах, бляхах, чашах, оружии. Я согласен с академиком Рыбаковым, который считал, что факт существования «русского крокодила» не вызывает сомнений. В пользу этой версии он приводил названия топонимов многих рек и озёр Северо-Запада России: река Ящер, озеро Ящино, селения Ящера, Малая Ящера, или даже Спасо-Крокодильный монастырь, неподалеку от Клина. Сейчас это село Спас-Крокодилино.
Д.С.: Но, тогда должны существовать находки хотя бы скелетов этих крокодилов?
Совершенно верно. Последняя такая находка датируется и вовсе второй половиной девятнадцатого века. Открытие было сделано в Белоруссии и зафиксировано самым тщательным образом. Произошло это событие при описании храмовой утвари, когда чиновники заглянули в погреб храма. В нем помимо древнего скелета человека, они обнаружили белый скелет некоего животного, по описанию похожего на крокодила. Минские этнографы также рассказывают предание будто бы животное по описанию похожее на Герберштейновского «гивоита» было поймано в болоте аж в 1885 году. По их словам чучело животного украшало кабинет зоологии Минского реального училища вплоть до революции, а потом пропало в «пожаре» Гражданской войны. (Беседовал Дмитрий Соколов).


Рецензии