Маргарита человек разумный часть 639

Маргарита человек разумный часть 639

Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: «Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит».
Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами - 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления «пуре» - мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги.
«Они (духи воды) уж больно бражке рады и вину тоже», - рассказывают местные старожилы. Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву - бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки. О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда - был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть.
Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.
Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска - Марина Агеева - корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево. «Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища - домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди - Ведяте (держателю, хозяину воды - старику водяному) и Ведень Кирди - Ведяве (хозяйке воды).
А напоследок женщина и говорит: «Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески». И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело».
…И водицы не жалела
Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл... Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им «чадородия».
А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой, взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и священники, несли языческие православные иконы, то будучи уже давно православной мордва предпочитала проводить «моление о дожде» совсем иначе. Хотя в ее языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов. В засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники, как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них дождя. (Дмитрий Карабельников, краевед).

Самая злобная тварь Поволжья - летун
Вот кого нужно бояться, так это огненного змея (или «летун»). Правда, он угрожает, прежде всего, женской половине человечества.
- Это злой дух, который принимает облик умершего мужа и приходит к вдове, - объясняет этнограф. – Посторонние видят его в виде огненного змея и в других огненных формах. Толкушки, бутылки самогона и т.д. Он самый опасный из всех фантастических тварей Поволжья! Он приходит, чтобы забрать душу женщины. Если она поверит в него, огненный змей заберет душу себе. Он дарит ей всякие подарки, которые на утро могут превратиться в козьи какашки. Важно, чтобы женщина распознала, что это какое-то потустороннее существо и разоблачить его. Бабушки советуют уронить под стол вилку. Когда вдова начнет ее поднимать, то увидит, что у «мужа» вместо одной ноги конское копыто. Также можно попробовать заглянуть ему за спину и выясниться, что он прозрачный. Спереди он, как человек, а вот сзади видно все его внутренности: кости, кишки. Чтобы избавиться от него чертят крестики на окнах, зовут ночевать в дом детей, которых огненный змей боится, как безгрешных душ. Можно очертить себя мелом и сказать: «Не ходи черт за черту!» Если вдова поддается этому духу, то ее находят удавившейся на дворе. То есть она сразу попадает в ад, по христианским поверьям. Еще для защиты от огненного змея приглашают бабушек, которые отчитывают вдову. По традиции, считается важным, чтобы бабушкам заплатили, так как они занимаются богоугодным делом. Они ведут женщину париться в баню, и обязательно по новым половикам. Это такой символ новой жизни.
Сейчас в искусстве огромное количество фантастических тварей, но большинство из них - современные новоделы. К примеру, чупакабра. Этнографы ставят перед собой цель сохранить подлинный поволжский фольклор, о котором рассказывали наши предки               

Тайна Рогатой Горы: Пропажи людей в Нижегородской области
Слабо булькал ручей, впадавший в мелкую илистую речку, которая к тому же прихотливо петляла. Чахлый свет, пробивавшийся сквозь листву, терялся в гуще леса, скользя и умирая. Где-то рядом было болото - отчетливо ощущался сладкий запах торфа. Отсюда начинался подъем на Рогатую гору. Собственно, это не гора, а холм, но в округе его называют горой.
- А вот теперь поглядите вверх, - нарушил молчание Володя Малышев. - Как бы вы это назвали?
Над гребнем холма зависло облако. Такое, что я непроизвольно вздрогнул. Оно напоминало быка с клубящимися рогами. Черные тени побежали по склону холма. В этот момент ухнул филин, и воцарилась мертвая тишина, как в склепе. Стало по-настоящему страшно...
Виртуальный ветер. Я понял, что меня повело куда-то не туда. Словно ветер понес в какую-то бездну. Спасибо Володе Малышеву, который подвиг меня на поездку в эти края, -он ухватил меня за руку. И ветер сразу потерял силу. - Когда некому помочь, не на кого опереться, люди и пропадают, - сказал Володя. - Этот ветер меня тоже едва не уволок. Но ветер - он не настоящий, он виртуальный - он в нашем сознании. Если отдать себе приказ не повиноваться, ничего и не будет.
Да, конечно, он был прав. Но я еще не мог вникнуть в суть явления. Оно было более многоплановое, чем я его себе представлял. Это не походило ни на один метеорологический процесс, происходящий в природе. Впрочем, я даже не знаю, можно ли причислить то, что я видел, к уже известным физическим процессам. Если и можно, то, наверное, только с очень большой натяжкой.
Хотя, боюсь, я и не прав. О влиянии сгущенной облачности на физическое и психическое состояние человека впервые высказался не метеоролог, не физик, а скромный лекарь из уездного города Елабуги Родион Свиридов. На основе своих исследований он еще в середине позапрошлого века подтвердил то, что народ знал со стародавних времен: если тучи нависли, человеку грозит депрессия. И он привел такую статистику: на грозу реагируют, так или иначе, до 80 процентов всех пациентов его амбулатории.
Пропавшие без вести. Эти места на севере Нижегородской области издавна считались гиблыми. И не только потому, что здесь много болот. Люди почему-то обходили их стороной, хотя в смысле промысла тут все обстояло гораздо лучше, чем где-либо. Пушные звери не переводились вплоть до советских времен. Охотились здесь и на соболя, и на куницу, и на горностая, и на колонка, и на белку, а такую «мелочевку», как хорек или барсук, вообще не трогали.
Но даже на заре освоения нижегородского Поволжья охотники стали пропадать. Отправился в лес раз - вернулся без проблем, в другой раз - тоже, а на третий или на четвертый - все, приехали. Объясняли это одним: медведь задрал. Да и волки тоже водились. Только вот одно смущало: никаких следов, ни одного, даже микроскопического клочка одежды. Люди словно испарялись под воздействием высоких температур. Но ружье-то волки изгрызть не могут! Никаких документов, связанных с этим, до наших дней не дошло. Тут еще путаница из-за того, что ряд уездов Нижегородчины находились тогда в ведении властей Костромской губернии. Но кое-что мне удалось найти.
Историческая хроника. 9 июня 1878 года уездный исправник Дулебов доносил Костромскому полицмейстеру: «11 дней разыскиваю пропавшего крестьянина Сералиона Петрова Федорова, 1851 года рождения, пропавшего во время охоты. До сего дня место его нахождения не сыскано. Местные жители заявляют, что пропал-де он в силу сверхъестественных причин, но таковых в данном розыске не проявляется».
23 сентября 1887 года исчез крестьянин того же села Кузьма Петрович Ясенев. Уже другой исправник, Яков Моргалов, докладывал вышестоящему начальству: «Существует иллюзорное заблуждение, что исчезновения людей связано с появлением странной формы облаков на Рогатке. Но трупа Ясенева не найдено даже при особо тщательном обследовании местности. Слухи же о дьявольских похищениях продолжают циркулировать. Все это - продукт сознательного одурманивания темной массы со стороны всяческих доброхотов. Возможно, они и причастны к убийству и сокрытию тела...».
Заметка в газете «Волгарь» от 12 октября 1899 года: «Изчезли 5 октября с. г. две девочки 13 и 15 лет, Дарья Ковылкина и Матрена Петровых, ушедшие за клюквой к Рогатой горе. Они собирали клюкву каждая по отдельности, но обе не вернулись засветло, родители их и соседи не нашли пропавших. Заблудиться они не могли, потому что хорошо знают окрестности.
И наконец, заметка в газете «Свет», июнь 1901 г.: «Нижний Новгород. Две недели тому назад пропала девочка Ариадна Левкович, 9 лет, из Костромской губернии. Есть подозрение, что она увезена в Нижний Новгород, где находится в каком-то здешнем притоне и причислена к женщинам, промышляющим постыдным ремеслом, или к нищим, эксллоатирующим детей. Пропавшая девочка среднего роста, волосы пепельного цвета, глаза серые, лицо смуглое, продолговатое. Одета была в синюю юбку и белую кофту». Увы, полиция ее нигде не обнаружила. (Сергей Степанов, журнал «Приключения. Тайны. Чудеса»).


Рецензии