Маргарита человек разумный часть 630

Маргарита человек разумный часть 630

Образ быка черт принимает на себя в рассказе о тоскующей по убитому сыну женщине. Родственники, желая спасти ее от нечистого, сходили к колдуну. В тот же вечер она вышла к поленнице, а «он ее как треснул по голове… Она аж упала. Лежу, говорит, и вижу: бык от меня пошел и хвост задрал. Какой уж тут сын ходил – тут нечистая сила ходила» (Чрп. №22). По болгарским представлениям, бык недосягаем для нечистой силы. С другой стороны, нечистый сам мог явиться в облике быка. Славяне жертвовали быков богу – «творцу молний». Вполне вероятно, что с приходом христианства негативно переосмысленными оказались не только сами языческие божества, но и присущие им атрибуты и образы, в том числе и образ быка.
Образы диких животных, которые мы встречаем в изучаемых рассказах, часто соответствуют роду занятий людей (рыбный промысел, охота), что и неудивительно, поскольку фантазия человека с древнейших времен населила леса, поля и водоемы сверхъестественными существами, так называемыми духами – «хозяевами» стихий. И даже с приходом христианства, перейдя в разряд отрицательно маркированных существ, эти духи не перестали определять жизнь человека, также продолжавшего кормиться охотой, ловлей рыбы, земледельческим трудом.
Например, в «охотничьих» рассказах черт превращается в рябчика или белку. «Мужицёк ходил за охотой… увидел рябцика на стожье, сидит на коле. Поднял курок и лопнул этово рябцика» (Сок. №35). Рябчик этот, однако, оказался нечистой силой, и мужику предстояло испытание, прежде чем он смог безопасно продолжать охотиться в лесу. Похожая история произошла с другим охотником, только на этот раз черт превратился в белку: «… ходил он целой день и не мог сыскать ни одновой птицы. На закате соунца увидеу на ёлке беуку. Когда он выстрелил в неё, то вместо беуки послышался человечий голос» (Сок. №110).
Людям, живущим ближе к морю и питающимся его дарами, нечистая сила может представляться в виде морских животных. Отец, спасающий свою дочь от черта, «в карбас сел, дак карбас хотел опрокинуть (нечистый) (в море как тюлень выстанет на лапы, готов его схватить)» (Блш. №17).
Все вышеперечисленные образы, как уже говорилось, тесно связаны с древними языческими богами – духами природы. Однако фольклорные тексты не обошлись и без влияния христианских мотивов в изображении нечистой силы. Так, текст «Провалившийся в землю дом» (Крин. №13) дает нам картину апокалипсиса. Этот рассказ пронизан христианскими представлениями о последних днях мира. Здесь же мы встречаемся с христианскими воплощениями дьявола – пресмыкающимися гадами и ящерицами. Интересно, что и сами люди описываются похожими на представителей потустороннего мира: «народ казался с чудовищными головами, вместо рук медвежьи лапы, с лошадиными ногами, забегало множество ящериц и… пресмыкающихся гадов, появились обитатели преисподней бездны». С некоторыми из этих атрибутов мы столкнемся в дальнейшем.
Итак, зооморфные образы нечистой силы представлены в мифологических рассказах Карелии и сопредельных областей достаточно полно. Некоторые из них тесно связаны с древнейшими верованиями человека, но несомненно и то влияние, которое оказало на изучаемые произведения пришедшее на Русь христианство. Обратимся теперь к антропоморфным образам нечистого.
Образы антропоморфные, так же как и зооморфные, можно разделить на несколько категорий. Это деление 1) по возрасту (старики – молодежь), 2) по родственным отношениям (отец, муж, сын) и 3) соответственно социальному статусу.
Антропоморфный облик черт принимает чаще всего. В целом ряде рассказов мы встречаемся с непосредственным упоминанием человеческого образа: мужик, неудачливый в рыбной ловле, вспоминает черта, а тот тут как тут: «на дороге попался ему человек и говорит: «Что ты, мужик, думал?» (Онч. №67). Охотнику, подстрелившему черта в виде белки, является «из лесу большова роста человек с длинной рогатиной» (Сок. №110).
Черт может превращаться как в молодых, так и в пожилых людей. Например, на вечеринку являются парни и девушки: «Видит, наши ребята танцуют. Гармонь играе, танцуют с девушкамы, хоть того больше» (Крин. №2). «Вот с вецера прикатило ребят к им партия человек в двадцать» (Сок. №64). Напротив, главе дьявольского рода приличествует быть старым и мудрым: «Сидит старик в избы, стрась и гледеть» (Онч. №96). Другой текст (Блш. №125) дает такую картину: «Ну, он отвернул оленя в домашню сторону. Отвернул, подъехал немного, едет старик навстречу, на двух оленях, хромой старик». Таким образом, в мифологических рассказах о встрече с нечистым присутствует и возрастная характеристика последнего.
Нечистого в образе родственника рассказчика (отца, мужа, сына) мы встречаем довольно часто. Это в первую очередь тексты о тоскующих женщинах: «Досюль жил мужик с жоной и в Питер уехал. Сказали жонки, што помёр; она об нём плацет: «Хоть бы мертвый, приехал». И приезжаэт домой…» (Онч. №87). «У моей тетушки сына убили на войне. Она по нем все и скучала. И стало ей казаться, что он к ней приходит…» (Чрп. №22).
Помимо рассказов о посещении женщины нечистым в образе ее мужа или сына, в мифологической прозе Карелии мы сталкиваемся со сравнительно новыми обликами черта – обликами, имеющими социальную окраску. Они связаны с военной, армейской тематикой. В одном рассказе нечистый предстает перед нами в образе генерала (Сок. №43), в другом – красноармейцев (Чрп. №276). Вероятно, эти былички и бывальщины восходят к древним мифам о встречах с языческими божествами, а реалии, наполняющие их, позаимствованы из современной жизни.
Одним из самых загадочных является облик черта, изображенный в терской сказке. Здесь визуальная характеристика персонажа замещается самой его номинацией – полдьявола–полчеловека: «…заходят в дом, а там живут мужик полдьявола–полчеловека, и такая же жена и три дочери таких же» (Блш. №67). Это наименование подчеркивает двоякую природу существа – человеческую и дьявольскую. Примеры подобного «дуализма» мы найдем и в других рассказах, где часто посредством лишь одной детали описывается облик зооантропоморфных или «гибридных» существ.
Персонажи с зооантропоморфными чертами оказываются наиболее распространенными в анализируемых рассказах. Обычно демонические существа описываются похожими на человека, но имеющими рога, когти, копыта, хвост. «И вот вечером, в двенадцать часов приходит черт с рогами» (СкЗ. №24). «А он… глазом видит: не люди, а беси с рогамы, с хвостамы» (Балашов №118).
               
 


Рецензии