Философия Айболита

Каждый год в начале июня я перечитываю Пушкина, открывая том его стихов, где на титульном листе есть дарственная надпись: «Поэзия утончает чувства. А начинается она с Пушкина. Пусть этот двухтомник будет первым камешком в твоей будущей библиотеке. Дочурочке от любящего папы». Папы нет с нами уже пятнадцать лет, и только теперь, будучи уже сама мамой, я начинаю понимать, что мне очень повезло с родителями. Умные, интеллигентные, эрудированные люди, они ненавязчиво делились с нами, детьми, своим интеллектуальным багажом, всячески  развивая различные способности. В семье практиковались домашние музыкальные вечера, воскресные походы на выставки и в театры, проведение конкурсов на лучший рассказ и т.п. Несмотря на то, что у родителей была хорошая библиотека, посещение общественных библиотек было обязательным, причем за нашим чтением пристально следили – мы выросли с братом на классике. Отношение к поэзии в доме было особенным: мама сама писала стихи, а папа, хотя и не писал, очень любил стихи и знал наизусть множество поэтических произведений, цитируя их при случае. Я помню, когда в старших классах начала задумываться о смысле жизни, мы вечерами разговаривали с папой о человеческих судьбах, и он частенько вставлял в речь поэтические фрагменты типа:
                Мы можем  пережить большое  горе,
                Мы можем задыхаться от тоски,
                Тонуть и выплывать. Но в этом море
                Всегда должны остаться островки.

                Ложась в кровать, нам нужно перед сном
                Знать, что назавтра просыпаться стоит,
                Что счастье, пусть хоть самое простое,
                Пусть тихое, придет к нам завтра днем…
Порой стихами он воспитывал меня: «Никогда не ссорься с людьми, даже с самыми несправедливыми. Помнишь, как доктор Айболит вел себя (с разбойником!) Бармалеем?
                Добрый доктор Айболит
                К Бармалею подлетает,
                Бармалея обнимает,
                И злодею Бармалею,
                Улыбаясь, говорит:
                «Ну, пожалуйста, мой милый,
                Мой любезный Бармалей,
                Не держите, отпустите
                Этих маленьких детей…»
В трудные минуты  папины уроки - его айболитовская философия - спасали меня. Исподволь, незаметно формировалось и отношение к поэзии.  В древности на Востоке детей не учили правилам стихосложения, но им читали вслух очень много стихов. Ритм, звукопись, красивые образы откладывались в подсознании  сами собой. Нечто подобное происходило и в нашей семье. Когда в  юности мы с братом стали писать стихи, технических ошибок - так свойственных начинающим стихотворцам – у нас практически не было. Это в большой степени благодаря папе, который по профессии был весьма далек от литературы  (он возглавлял управление «ОблЭнерго» в  Ульяновской области). Двухтомник Пушкина, который папа подарил мне, когда я была еще студенткой, был всегда со мной – сначала в Казани,  потом на Алтае, став первым камешком в моей поэтической библиотеке…

23 мая - день смерти папы.


Рецензии