Маргарита человек разумный часть 595
Овда
Древний ли марийский миф, или сказка на ночь маленьким детям, чтобы не лазили, где попало? Личность ли это, породившее мировое зло? Может, это Предки древних племён, что населяли Волго-Вятский лесной край? Или это существа из параллельных цивилизаций, что существуют рядом с нами на Земле? Может быть, это какой-то сложный психологический феномен типа популярных ныне НЛО или прочих аномальных явлений?
Есть догадки, что это клан настоящих ведьм и колдунов, оставшихся от ушедшего на восток удмуртского народа (одо-марий)? Или же это Снежный человек, слухи о котором периодически появляются в разных районах Марий Эл и Кировской области? Загадок в этом вопросе намного больше, чем ответов, точнее, ответов пока совсем нет…
У всех народов есть свои мифы, легенды и сказания, через которые они показывают свое «представление о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях». Но мало кто знает, что у народа мари распространены былички (устный рассказ человека о его встрече с нечистой силой) об Овдах, легендарных существах женского пола. Есть много версий об их происхождении, но до сих пор нет единого мнения. Тогда кто же такие Овды?
Образ Овды известен народам, живущим между Поволжьем и Приуральем. В мифологических рассказах марийцев, удмуртов, чуваш, татар существует собирательный образ неряшливой женщины, любившей кататься на лошадях. У каждого народа она получила своё имя.
В марийских быличках существуют основные черты Овд: это женщины с длинными волосами и большими грудями, которые они могли закинуть за плечи. Их домом были пещеры и леса. В полночь, когда по поверьям марийцев нечистые силы обладали наибольшей силой, Овды проводили свадьбы. В некоторых быличках, приведённых в «Марийской мифологии» Л. С. Тойдыбековой говорится, что участники свадьбы стучались в дверь к хозяевам и спрашивали разрешения сыграть свадьбу в их доме. На случай отказа хозяев дома проклинали. Марийцы верили, что проклятия Овды всегда сбываются.
Среди марийцев существуют легенды о том, как Овды проклинали деревни. Сюжет у них одинаков: мариец отпускал лошадей пастись на ночь. Наутро лошадки возвращались к хозяину, но одна из них, породистая и благородная, приходила измотанной и очень уставшей. Тогда хозяин, думая поймать таинственного наездника, намазывал спину лошадки смолой или дегтем и отпускали ее вместе со всеми пастись.
Наутро лошадка возвращалась с наездником девушкой-Овдой, которая «намертво» прилипла к спине. Хозяин не щадя бил ее, чтобы другим повадно не было. Овда перед смертью просила о пощаде, но не находила сочувствия и прощения в глазах своего палача. Тогда Овда проклинала всю деревню, предсказывая, что домов в селении не будет больше определенной цифры. В некоторых районах Марий Эл цифра колеблется, но итог одинаков - деревни оказывались на грани вымирания.Деревня Кусола, что расположена в Волжском районе, была проклята Овдой, которую местные жители чем-то прогневали. Именно наложением проклятия объясняют тот факт, что Кусола находится на грани исчезновения. Деревня Кужмара Звениговского района, считается одним из древнейших сел марийских земель.
Есть мнение, что селу не менее тысячи лет. В те далекие времена Волгу населяли бургасы – один из финно-угорских племен. Марийское Поволжье в те времена преимущественно было занято лесами. Некоторые роды местного племени заменяли традиционное собирательство плодов земледелием. Они расчищали землю от деревьев и использовали ее по прямому назначению.
Параллельно со сменой образа жизни в родах менялась и власть: усиливался патриархат. Роды могли жить только на полянах, т. е. на своих очищенных участка, от чего «кужмарцы» назывались полянными жителями. Все же основное население края вело старый образ жизни. Они жили в лесу и питались его плодами. Лесных жителей называли «Овда», потому что в их роду главенствовали женщины. Уже несуществующая деревня «Посянур» Моркинского района также стала жертвой проклятии Овды.
Хочу, на суд вам выставит свою историю, которая случилось со мной в 14 лет, не так далеком 1997 году. Напомню, что я с республики Марий Эл. И ваше право верить в эту историю или нет! Но в предисловии расскажу. Все мы, но или большинство в детстве проводили летние каникулы у бабушек и дедушек в деревне. Мое детство было не исключением, все летние каникулы я проводил у бабушки в деревне, с друзьями лазили везде, собирали ягоды грибы, купались в озере. Деревушка уже к тем временам была на грани исчезновения, было 14 дворов, жилых 9. Сейчас и того меньше. Старики вымирают. А молодежь уезжает в города. Но соответственно, дружков нас было немного, 3 – 4 пацана. Все вместе и шарахались.
Как убежишь утром на пруд, и целый день, питаешься подножным кормом. Или сбегаешь на колхозное поле - наберешь гороху стручкого, и целый день им питаешься. Времена беззаботного детства. А вечерами когда приходишь домой бабушка рассказывала разные истории да небылицы. В один из вечеров поведала она мне такую историю.
«Было мне 14 лет. Лето было. Все ушли в поля, осталась я одна по хозяйству. Хожу по двору, кур накормлю, воды скотине принесу, да отцу с братьями кушать готовлю. Да необходимость появилась в задний огород выйти. Не помню зачем. Выходить начала, калитку закрыла, думаю, чтобы курицы не вышли. Поворачиваюсь, и встала, как вкопанная, на задах вдоль прясла (забора), не то человек, не то существо на двух ногах идет (назовём её Овда, позже объясню). Высокая и вся в шерсти. Шерсть цвета чуть темнее песка пляжного. Испугалась я очень, а дома нет ни кого. Что делать не знаю.
А существо остановиться, нагнётся, дальше пойдет. И таким шагом не быстрым. И меня главное не замечает. Я вправо-влево, расстояние метров 50 до нее, сердце в пятки ушло. Вспомнила сосед дед дома, я к нему (имя деда не помню) прям по огороду, так, мол, и так. Вышли тут же, смотрим: стоит не уходит, но на нас не смотрит. Минут 15 за ней наблюдали. А потом ушла за овраг. И с поля видимости пропала. Время к обеду было, отец с работы пришел, мы с дедом к нему. Все рассказали. Сами все испуганные. Отец ружье достал, и пошел смотреть, нам сказал оставаться здесь. Пришел минут через 30, рассказывает, по траве видно ходил кто-то, видно, как будто лежала, трава сильно утоптана, как будто специально кружилась. А потом следы вышли с оврага, и пропали куда-то, потерялся след иначе. Да немного шерсти принес, с кустарника снял».
Дальше, конечно, рассказ пошел, по деревне, кто-то верил, кто нет. Но бабушка, мне часто рассказывала, и вспоминала эту историю из своей жизни. Что касается меня – я, наверное, больше верил, чем нет. Иногда казалось, что бабушка просто пугала меня, что бы ни лазил где не надо. Мальчишкой я рассказывал своим деревенским друзьям эту историю. Мы хихикали, и как то всерьез все равно это не воспринимали. Но однажды!
Ну, так вот, был 1997 год, времена когда с деньгами было худо. И денег на карманные расходы, взять было негде. Бабушка особо не баловала. Ходили мы на оживленную трассу, благо не далеко от деревни то было, продавать, всякую мелочь. Ягоды, картошку, молоко, грибы – все такое. Деньги на жвачку, да сигареты зарабатывать. Тогда курить-то, и пробовал начинать в первый раз.
Был уже август месяц, поля с пшеницей были уже убраны, возвращались мы в деревню с очередного похода на трассу. Идем, смеемся, прикалываемся втроем, думаем, что будем делать завтра. И не дойдя до деревни метров 30, в стороне за деревней замечаем, существо (ОВДА), идет по скошенной пшенице! На дорогу песчаную вот-вот выйдет, дорога, которая огибает деревню по задам огородов. Расстояние до «существа» метров 60-70, не больше. Вид у нас отличный, так как, случаем мы оказались немного на возвышенности, а деревня чуть в низине справа, а это существо, двигалось поодаль впереди слева. Я схватил камень, стоим втроем - смотрим, я Сашке говорю: «Свисни».
Тот свистнул, и она обернулась, ускорила шаг, вышла на эту дорогу, прошла по ней метров 15, зашла за куст, и дальше мы уже ее не видели. Я говорю: «Пойдем следы смотреть, она же по песку шла, значит следы остались». Пацаны мне боятся признаться, что ли, мол, пошли домой, быстрей. Одному мне было очково идти - следы смотреть. И мы быстро пошли по домам.
Я домой пришёл, все рассказал бабушке, бабушка в очередной раз просветила своей историей. По описанию бабушки была она точь-в-точь, песчано-рыжеватая, да высокая. Обратил внимание, что шерсть у нее комками, как у собак бездомных. Всю ночь я ворочался, всю ночь не мог уснуть, всю ночь в нашей маленькой деревне лаяли все собаки. Что-то, в 14 лет мне было очень страшно. Совпадения были в том, что мне, когда я увидел это, было 14 лет, как и тогда бабушке. Второе, что на том же самом месте, так как участок все тот же, что и 100 лет назад. Может там тропа её? На зрение пожаловаться тоже не могу. Не пили, курить баловались (табак не более). Да и было нас трое.
Потом когда я уже был студентом, я вычитал информацию в библиотеке, о марийской мифологии. Может, похоже на овду. Правда вот грудей за спиной мы не заметили, и вся в шерсти. Еще один раз по каналу ТНТ показывали передачу «Необъяснимо, но факт», о том, как Сергей Дружко, искал эту овду, в наших марийских лесах. Он рассказывает, что Овда, это какой-то динозавр (мамонт), чушь полная. Но посмеяться можно. Хожу теперь лесам да по полям нашей марийской республике с МД, и думаю, какая вероятность еще раз повстречаться…
1. Так сложилось, что именем Овда мари называли дьявола, точнее Киямата (Керемета). Так как было принято: ни в коем случае не произносится имя бога смерти, владыки подземного мира Киямата, и даже его посланца ангела смерти Азырена.
Однако со временем произошло дробление культа Киямата (Керемета), из которого выделились мелкие злые духи кереметы (что-то наподобие русских чертей), силы которых незначительны и соблюдение предосторожностей может оградить человека от них. Но обозначение Овда – для этого персонажа сохранилось. Поэтому иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (Акцорин).
Таким образом, Овда – это один из собирательных образов духа мирового зла.
Свидетельство о публикации №121052201208