Тьма

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА В ДРЕВНИХ МИФАХ И РЕЛИГИЯХ

Основополагающие тексты религий, мистических, философских и идеологических учений, не зная действительной картины мира ставили на её место различные вымышленные, фантастические картины.

В мифах Древнего Египта перначальный Хаос родил Солнце. Солнце произвело  Воздух и Воду, от которых родились Земля и Небо, дети которых Рождение, Возрождение, Пустыня и др.

В мифах Древней Греции из существовавшего вначале Хаоса возникли Время, Земля, Любовь, Бездна, Мрак и Ночь. От Мрака и Ночи появились Верхний небесный (Эфир) и Дневной свет, которые родили богиню Моря. Земля родила Небо и Море и вместе с Небом Титанов и Океан мировых вод.

В мифах Шумера и Аккада первобытный океан-хаос морских солёных вод смешавшись с мировым океаном подземных пресных вод дал начало всему сущему.

В зороастризме в первые три тысячи лет мир был исключительно невидимым, духовным; во вторые три тысячи лет пребывающий в бесконечном свете безначальный творец всех вещей Ахурамазда создал небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. Действующий одновременно с Ахурамаздой  источник всякого зла Ахриман строит Ахурамазде козни, желая погубить первочеловека и первобыка. Из столкновения доброго и злого начал всё в мире пришло в движение.  От первого человека произошли мужчина и женщина, а от первобыка – все животные.

Одна из самых древних космогоний Китая – миф о Пань-гу. Первобытный бесформенный хаос со временем преобразовался во вселенское яйцо, в котором возникли два вселенсктх начала: тёмное (Инь) и светлое (Ян). В сердцевине яйца возник первочеловек – огромный Пань-гу. Взмахом топора Пань-гу отделил Инь от Ян и сотворил мутную часть — землю (Инь) и светлую часть — небо (Ян). Когда Пань-гу умер, дыхание его стало ветром, голос — громом, левый глаз  солнцем, правый глаз — луной. Руки и ноги образовали четыре стороны света, туловище землю, из крови возникли реки, из вен — дороги, из волос — звёзды, растения, деревья, из зубов и костей — металл, из костного мозга – нефрит. В предании «Дао де цзин» даётся более абстрактная картина происхождения мира: «Путь породил единство, единство породило двойственность, двойственность породила троицу, троица породила мириады существ».


ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА В СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЯХ

В космогониях индуизма мир возник по одной версии из звука, изданного барабанчиком Шивы; по другой, из брахманды – «космического яйца»; по третьей, из «первичного тепла»; по четвёртой, из тела первочеловека Пуруши; по пятой, из дыхания Маха Вишну; по шестой (в Ригведе), как некий космический половой акт. Мир представляет собой сансару – поток рождений и смертей, из которого надлежит выйти.

В сикхизме бог, понимаемый как безымянный Абсолют, выразил себя в процессе творения, как своё имя Саргун – персональный бог внутри каждого человека, затем через имя появилась природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как любовь.
В буддизме мир – сансара. Буддизм не даёт ответа относительно начала самой сансары.

В джайнизме нет концепции сотворения или возникновения мира. Объясняется лишь его устройство.

В даосизме из первоначальной неведомой пустоты образуются Инь и Ян, взаимодействие которых создают энергию или колебания и в конечном счёте всё существующее.

Мифы и религии – древнейшая, синкретическая, неразличённая форма человеческого сознания, отражения истины в головах людей. Для мифов древности характерны олицетворение, очеловечение, персонификация явлений и сил природы, обожествление стихий. Осознание мира двигалось по пути от единичных представлений к общим понятиям.

В исламе Господь Аллах сотворил небеса и землю за шесть дней (7;54) и не устал  (50;38). Потому последний день творения, пятница, праздник Господу. По сотворении мира небо было паром (31;11).

Со времени Спинозы, Лейбница и Декарта в философском и научном мышлении установился рационализм, признающий основой теоретической и практической деятельности людей разум. Мировозренческая картина рационализма статична и механистична. Мир –  бесконечное,«плоское», трёхмерное, евклидово пространство, снабжённое бесконечной же, простирающейся из прошлого в будущее лентой времён. Мир не имеет ни начала, ни конца, не создан и вечен. Гегель противопоставил этой статической, метафизической картине мира диалектическую, в которой единство и борьба противоположностей – глубинных, содержащихся в самой сущности вещей, противоречивых сторон составляет внутреннюю движущую силу развития природы, истории и мышления.


Рецензии