Религия
Современное религиоведение выделяет мировые религии по признаку их наднациональности и их распространённости. Кроме того к мировым религиям относят не только наднациональные и широко распространённые религии, но и религии, оказавшиеся их источниками. К таковым религиям – источникам относят индуизм и иудаизм. Выделение этих признаков мировых религий исходит из внешнего, видимого, из явления, а не из сущности.
ВЕРА В ДУХОВ, БОГОВ
Среди почти тысячи определений религии наиболее универсальным представляется определение, данное русским философом Сергеем Николаевичем Трубецким, который в 1899 году в энциклопелической статье определил религию как «организованное поклонение высшим силам». В этом определении схвачены такие признаки религии, как 1) допущение существования высших сил, причин, в частности, богов или Бога, как 2) вера в существование этих сил, доверие к ним, факт надежды на эти силы и как 3) наличие организованной системы поклонения им. Не во всех религиях полагается существование духов, богов или единого Бога.
ВЕРА В НАУКУ
Если религия может существовать без признания существования духов, богов или единого Бога, то её «богами» могут быть различные силы и причины, например, сила, толкающая материю к саморазвитию и совершенствованию, сила естественного отбора в живой природе, сила общественного договора, сила экономической необходимости. Можно верить в Человека, в Разум, в Демократию, в Коммунизм. Получается, что вера в эти вещи и организованная система поклонения им тоже религия. В таком случае атеизм, неверие в богов или в Бога, подпадает под определение религии и в связи с наднациональным его характером даже мировой религии. Скажут: религии верят в фантазии, а атеизм научен, значит истинен. Наука по определению – единство истины и заблуждения. Я родился в середине ХХ века нашей эры и свидетельствую: современная научная картина мира коренным образом отличается от научной картины мира прошлого столетия, и даже если она, положим, истинна сегодня, то до неё в течение всех прошлых столетий и тысячелетий наука, выходит, пользовалась ложной картиной мира. Оказалось, что характерная для эпохи Просвещения вера в непредубеждённый разум и в научную истину такая же религия, как и все остальные.
ВЕРА В ИСТИНУ
Думаю, что порочность определения религии в том, что оно допускает веру в ложь и поклонение лжи. Мы же определяем религию как поклонение Истине в Истине и поистине. «Правда – бог свободного человка». (А.М. Горький).
Свидетельство о публикации №121052002951