Маргарита человек разумный часть 563
Падший ангел из легенд
Предания гласят: как-то русалка подарила некоему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем корабле. Некоторые драгоценности он отдал своей любимой девушке. Да еще и не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал ревность и гнев. Она направила его лодку к пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В тот же миг юноша уснул, а, проснувшись, обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти лишь до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желания, при этом оставался пленником из-за собственной жадности.
Русалки жестоко мстят, будучи обмануты или обижены. По некоторым легендам, это – падшие ангелы, чьей пищей служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой они завлекают моряков в свои сети. Если же такой способ не срабатывал, русалка полагалась на уникальный запах своего тела, которому не мог противиться ни один мужчина. Поймав и усыпив жертву, она раздирала ее на кусочки острыми зубами. Менее жестокая легенда гласит, что русалки и тритоны жили в подводном царстве, среди множества сокровищ, забирая жертвы себе. Поэтому моряки считают русалку плохой приметой. Это значит, что увидевший ее вскоре утонет.
Корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с солнцем и луной. Бог солнца имел тело человека с венцом из головы рыбы и мантией из рыбьей чешуи. Постепенно его вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек. Вероятно, возникновение мифов о тритонах связано именно с ним. Богиня луны Атаргартис, полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что солнце и луна, заканчивая путешествие по небу, погружаются в море.
Им казалось естественным, что боги светил должны иметь подходящие тела для жизни и под водой, и вне ее. Необычные тела – соединение человека и рыбы, а также способность погружаться в неизведанные океанские пучины – добавляли таинственности. Русалки унаследовали эти качества. Может, зеркало, с которым их часто изображают, символизирует луну, влияющую на приливы и увеличивающую власть русалок. Связь с этими богами, наделенными в дохристианское время исключительным могуществом, увеличивала веру в легенды о русалках.
Прямые предшественники русалок – и тритоны из греческой мифологии. Они могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и у русалок, состояли из двух частей – человечьей и рыбьей. Древнегреческие сирены были полуженщинами-полуптицами, но они также чудесным пением заманивали людей. Когда герой мифов Одиссей пытался миновать их, он заткнул уши морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не поддаться искушению их пения. Индийские речные нимфы имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие новых побед, они никогда не мстили мужчинам, стремясь приносить радость.
С установлением христианства русалок стали описывать как существ, страстно желающих получить душу. Считалось, что русалка может обрести ее, только пообещав оставить море и поселившись на суше. Трогательна и печальна история VI века о русалке, ежедневно навещавшей монаха из братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил. Русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, но была не в силах предать море. В конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют «слезами русалки».
Женщины и… мужчины с рыбьим хвостом
Несмотря на скепсис заядлых материалистов, уже в наше время группа ученых-энтузиастов исследовала немногочисленные описания русалок (начиная с Аристотеля) и старинные гравюры. И выяснилось, что у типичной русалки, как и у человека, зрение бинокулярное, то есть смотрит она двумя глазами сразу и видит мир рельефным. Также по-человечески на руке у русалки большой палец противопоставлен остальным. Значит, она может брать в руки предметы и работать с ними.
На всех изображениях видна крупная голова, что говорит о хорошо развитом головном мозге. А вот рыбья чешуя на хвосте русалок существует лишь в воображении художников. На самом деле это, скорее всего, ороговевшие складки кожи. Да и сам хвост напоминает не хвост, а что-то наподобие лопастей китов. Под кожей, в отличие от морских млекопитающих, не было толстого слоя жира, поэтому русалки могли жить только в теплых морях.
К рыбам русалки не имеют никакого отношения. Они млекопитающие, подтверждение чему – наличие молочных желез. Вес взрослой русалки меньше веса взрослого человека, поэтому, по соображению ученых, беременность у нее продолжалась месяцев семь-восемь. Судя по количеству молочных желез, рождался обычно один детеныш, реже два.
Русалки были всеядны, питались морскими водорослями, моллюсками, рыбой. Даже разводили целые «огороды», где выращивали морские растения и съедобных моллюсков. Культура русалок не была высокоразвитой. Они не умели пользоваться огнем, не знали ткачества, книгопечатания, не умели добывать и обрабатывать металл, не делали керамику. Зато русалки были прекрасными музыкантами (играли на морских раковинах) и певуньями.
На некоторых гравюрах можно увидеть изображения особей мужского пола, но очень редко. Вероятно, численность их была крайне невелика, и поэтому русалки влюблялись в простых смертных, а потом страдали от неразделенной любви. Как истинные женщины, русалки были существами переменчивыми: могли то великодушно спасти моряка, то сладкими песнями прельстить его и обречь на гибель.
Когда и почему вымерли эти уникальные существа? Предполагают, что исчезновение русалок произошло в середине–конце XIX века, а причина банальная: экология. Вот и превратились русалочки в мифических существ, вроде Лохнесского чудовища. И тайны их существования хранят лишь темные глубины океана.
Проводы русалки
В Курской губернии среда на Русальной неделе звалась «буроломы» и связывалась с запретом белить холсты; иначе, как считали, начнется буря и разостланные на земле холсты унесет в омут. Последний день недели в разных местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». В этот день в южнорусских и поволжских губерниях устраивали обычно обряды чествования и проводов русалок.
В народной среде обязательность проведения обряда «проводов русалки» объясняли желанием вовремя избавиться от этих опасных существ. Так, воронежские крестьяне считали, что, если не бросить в поле «русалку», «то русалки всю лету будут тра-щать (стращать, пугать)». Вместе с тем ритуальное растерзание, сжигание или просто оставление чучела русалки в ржаных полях способствовало, по народным представлениям, лучшему росту хлебов.
«Проводы русалки» сопровождались или завершались еще одним важным ритуальным действием: участники обряда обливали друг друга водой. Это могло происходить во время шествия с «русалкой» и после него, уже на гулянии с хороводами, песнями и плясками. В саратовской традиции обливание осмыслялось как призывание дождя в летний период. Но, кроме того, общеизвестно, что обливание водой, равно как и купание, и перепрыгивание через огонь, в традиционной культуре всегда связывалось с идеей очищения, особенно тех, кто участвовал в ряженье.
Действительно, завершающим актом «проводов русалки» кое-где в Рязанской губернии было обязательное перепрыгивание участников обряда через костер, на котором сгорало чучело русалки. Здесь считали, что каждый перескочивший через огонь получал защиту от болезней, злых духов и колдунов. В Тульской губернии существовал обычай непременного омовения в реке на рассвете, после совершения обряда. Этот обычай местные жители связывали со снятием запрета на купание после ухода русалок.
В русском фольклоре нередко встречается мотив возвращения девушки, ставшей русалкой, в человеческий мир. Обычно мифологические рассказы повествуют о том, что при попытке вернуться русалка обращается к людям: говорили, что мать у них прокляла дочь. Ночью нельзя было ругаться, а она прокляла. Она оборотилась русалкой. Я иду однажды вечером, а она стоит у угла дома и кричит: «Андрей, надень мне крест!» Я думаю, с себя сниму крест, а ей надену. Подхожу, а она в овраг бежит и меня за собой тащит. Я думаю: «Ну нет, в овраг я не пойду». А она так и осталась русалкой.
Чаще же в быличках подмененную в детстве девушку, ставшую русалкой, в невестином возрасте спасают именно накидыванием на ее шею креста, и она остается жить с людьми. По украинским поверьям, русалки в Духов и Троицын день просят себе святого крещения.
Свидетельство о публикации №121052001148