Люблю 19 мая. Торжественно клянусь...
А я подумал с утра: а что помнится мне от пионерских лет в пенсионерские лета? Увы, со мной худо: совсем-совсем немного. Костёр огромный на 19 мая в районе Дня песен (Солгинский). Он мне запомнился главным образом тем, что какая-то девочка упала около костра от солнечного удара и звали её - Люба. Ещё тактильно и обонянием помню пионерский галстук. Завязывать по-хорошему я его так и не научился. После наши бесконечных коридорных свалок в школе на переменах он терял ароматный запах утюга и шелковистую поверхность, идеальную - обрезаться можно об уголки.
Помню смутно отдельные строчки клятвы, что-то вроде: "Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...".
Ещё - очень смутно - пионерский строй со смутным, неосознанным до конца торжеством (по какому поводу - ни за что не припомню, хотя догадаться можно, наверное).
Всё. Ни капли из прошлого не выдавливается больше. Девчатам, в отличие от нас, всегда большее рисуется памятью их дотошной.
Кто-то скажет: а сбор макулатуры, стенгазеты, походы, пионерские собрания... Ну, во-первых, галстук и звание пионера здесь ни при чём: мы же всё это делали, не думая о пионерстве (да и смешно же это - делать и думать, что "пионер я")). Обычные дела обычного ученика советской школы. Сделали бы из нас скаутов каких, мы бы и скаутами это делали, не сделали никого из нас (мы же НИКУДА сами не просились, ни один из сотни миллионов пионеров!), мы бы под опекой взрослых и учителей делали всякое-якое.
И вот не аукается мне ни одно собрание пионерское (всё равно говорили там за нас, нашим, нажитым не стало).
От комсомола немножко побольше помнится, но вне школы, как правило, уже студентом и учителем.
Так что для меня 19 мая - это 19 мая, с черёмухой, огородными делами, речкой, футболянием на стадионе, майскими жуками, шумными мальчишескими сборищами, затеями, которым не было конца, потому что мы были в них свободны, потому что мы были в них самими собой, а значит - творцами собственной судьбы.
И вот тут свиток содеянного велик, бесконечен, радостен и памятен мне.
С очередным 19 мая нас всех! С весной, зноем, первым купанием на речке. Сейчас вот поеду, проплыву несколько метров для начала.
Свидетельство о публикации №121051903228
Прежде всего пионерия учила хорошему. В том возрасте, когда дети плохо различают оттенки, но хорошо видят разницу между "белым/черным", пионерская идеология задавала правильные ориентиры. Такие ребята, как Мишка Квакин и Мальчиш-Плохиш - были однозначно плохими героями, и подражать им было западло).
Пионерия именно своей всеобщностью задавала некий уровень, оказаться ниже которого дети в самом дурном возрасте (10-13) реально опасались. "Вот исключим из пионеров" - это была вполне себе действенная угроза, которая позволяла держать детей в рамках. Какой аналог сейчас можно придумать? Никакой.
Пионерия позволяла выдвигать положительных лидеров.
Если у вас маленькие классы, я не знаю, ведома ли вам эта проблема.
Но если класс больше 20 человек, есть в нем лидер или нет, положительный он или отрицательный - имеет огромное значение. Как бы ни был опошлен гайдаровский Тимур, но именно такие ребята (а я таких видела в реале), если они есть в классе, делают вокруг себя коллектив, а не банду. Пионерия им помогала статусом - председатель совета отряда, члены совета дружины, председатель совета дружины - организовывая сверстников они могли опереться не только на свой авторитет, но и на авторитет п/организации. Чьим авторитетом, кроме личных качеств, может сейчас оперировать лидер класса? Учительским?
Пионерия - криво, косо, но создавала коллективы. Все эти "Зарницы", сборы металлолома и макулатуры, тимуровские дела, краеведческие активности, конкурсы строя и песни, сборы отрядов, лагеря пионерского актива и т.п. формировали коллективы, объединенные положительными (это важно!) делами. Сейчас дети даже в больших классах разобщены, ибо им поставлена одна и главная задача - хорошо учиться и, не посрамив школу, сдать ОГЭ, ЕГЭ.
Наконец, в рамках пионерской работы стали возможны всякие новаторские педагогические эксперименты, типа Макаренковской коммуны или Крапивинской "Каравеллы". (Симона Соловейчика - не знаю, прибавлять сюда? Он вроде бы со старшеклассниками работал...). Плюс неоценимый 60-летний пед. опыт таких лагерей, как "Артек" и "Орленок".
Это я отвлеченно, теоретически, так сказать, написала.
А еще лично для меня пионерская работа дала много положительных эмоций и свела с двумя людьми, которые и до сих пор мои друзья.
Кстати, современных пионеров я совсем недавно видела. Живьем). У нас на Красной площади 22 апреля товарищ Зюганов самолично принимает в пионеры энное количество детей. И еще, кажется, 7 ноября.
Николь 77 30.07.2021 16:27 Заявить о нарушении
Учитель Николай 30.07.2021 16:41 Заявить о нарушении