Маргарита человек разумный часть 528
Русалки
Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах.. подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась... В славянской мифологии русалки существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
Особенно опасны в четверг - русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки - венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. (или весну). Русалки обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь.
Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а русалка догоняла. Часто русалок изображали в виде чучела (иногда - обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией отпевания. В этом варианте обряд проводов русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки».
Сказочный мир русалки
В сказаниях и мифах разных народов есть свои русалки, они бывают добрыми и злыми, но это всегда духи, с того света, они мертвецы, хотя и живут рядом с живыми. У каждой из них есть своя печальная история. И связанна она, прежде всего с таким светлым, а порой и несчастным чувством, как любовь. Сказания о печальной любви расскажут вам и наши предки. У славян есть печальная повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Волги, в те времена ее называли Ра. А начиналось все так: встретил на берегу реки бог Семаргл богиню ночи Купальницу.
Они поженились, у них родился мальчик Купала, его назвали в честь матери, и дочь – Кострома. Похитили брата птицы и унесли в теплые края. Потому и не знала Кострома, что был у нее брат. Она росла писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому ни за кого она не пойдет замуж. Боги разгневались на нее за это и решили наказать дерзкую девицу – вернули они на родину Купалу. Плыл он по реке в ладье, заметил проплывавший мимо венок и поднял его. А у славян издавна был тогда обычай – если брал юноша в руки сплетенный девушкой венок, то обязан был на ней жениться.
Они полюбили друг друга, когда увиделись. Сыграли свадьбу. А после нее открыли боги Купале, что женился он на собственной сестре. У многих народов и у наших предков запрещены были кровосмесительные браки. Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома в темное лесное озеро, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер, чтобы очиститься от страшного греха.
Месть совершилась, но она оказалась слишком жестокой для двух ни в чем не повинных влюбленных. Небожители раскаялись и решили вернуть влюбленных к жизни. Но вернуть им человеческий облик не могли. Тогда и превратили их в цветок Иван - да - Марья, где желтым, огненным цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как воды лесного озера, - Кострома. Символом очищения от греха стали огонь и вода. А на славянских землях появились первые русалки.
Жители Густомесово жалуются на русалок в озере
Русалками в нашей области заинтересовались журналисты «Костромской народной газеты». Как выяснилось, жители районов могут рассказать немало интересного о тайнах костромских водоемов. Все эти факты вошли в материал «Тайны мертвого озера», который публикует издание в свежем номере. Например, жители села Густомесово (Красносельский район) до сих пор обсуждают то, что они называют «миграцией русалок».
«Наше село расположено на правом берегу Волги, далеко от крупных городов, поэтому логично, что большую часть лета мы проводим, не вылезая из воды. Вот и в тот день мы пошли на пирс искупаться. Когда мы уже выкупались и обсыхали, то заметили нечто странное на воде. Вверх по течению под водой двигалась череда светящихся овальных пятен около 80 сантиметров в длину и полуметра в ширину. Их было штук 25, двигались они колонной по одному, в пяти метрах от берега, на расстоянии примерно метр друг от друга.
Пока мы с ошалелыми лицами смотрели на эту процессию, пятна со скоростью спокойно идущего человека двигались дальше. Мы даже сначала не заметили, что последние штук восемь из них притормозили около нас. Мы сначала подумали, что все это нам показалось. Однако вскоре поняли, что нас медленно берут в кольцо! – рассказала одна из свидетельниц необычного явления. - Нам стало не по себе. Одна моя подруга, самая смелая из нас, взяла горсть песка и швырнула в одно из пятен. А оно... зашипело! Как раскаленное масло! Вот когда мы рванули от пирса всей толпой! Только успели полотенца похватать. Еще неделю не ходили купаться!»
Как известно, в Костромской области очень много водоемов, многие из которых практически не исследованы. Интересно, что легенды о русалках появились не вчера. Мало кто читал изданный в середине 19 века роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой «Мертвое озеро». Между тем, произведение – довольно любопытное. Некоторые исследователи полагают: это страшное озеро следует искать в ближайшей к Ярославлю или Костроме округе. Как известно, в наших краях Некрасов был своим человеком и вполне возможно, использовал для книги реальные факты.
Произошло с моей бабушкой
Бабушка родилась в 1904 году и жила в деревне в Костромской области. Она закончила 3 или 4 класса приходской школы, книжек особо не читала, была религиозна. Тем не менее всегда мне рассказывала, что девочкой еще шла как-то через лес в другую деревню, проходила мимо бочажка (это я так понимаю, глубокое место в речке, омут, может). И к этому бочажку им никогда не разрешали приближаться, так как очень глубоко и не выплыть.
Так вот, проходит она мимо и видит, что над ним, на берегу, сидит девочка худенькая-худенькая и рукой расчесывает волосы. А волосы у нее длинные и белые. И рука как тростинка. Бабушка как закричит: «Ты чего там сидишь, упадешь!». Девочка на нее быстро оглянулась, встала и как прыгнет в бочажок этот. Только ее и видели. Бабушка уверена, что видела русалку. Как-то эта история ей в память впечаталась, хотя пережила она на своем веку многое и умерла в 96 лет. («Криптозоология»).
Болотник
Болотник - это леший, который живёт в лесу на болоте. «Ездила я, значит, в том году к тётке своей, в Костромскую область. Деревенька их маленькая, с нашей и не сравнить. А вокруг леса бесконечные и болота. Я-то лес страшно люблю, грибы там, ягоды собрать всякие. А тут как одной пойти, болото же, человек знающий нужен. Стала я тётку просить, чтоб вместе пойти, а она упёрлась и ни в какую! Еле уговорила. Стали собираться, а она хлеб и молоко в горшочке с собой в корзинку складывает...
- Леший - это в лесу, а на болоте - Болотник. Хошь верь, хошь нет, а только в нашей деревне его, почитай, все встречали. И если не по нраву ему человек, так и до смерти запугать может иль в трясину заманить. Не любит он неуважения и тех, кто лес портит. Много тут историй приключилось. Да вот хотя бы эта, лет 5 назад, что с Петровой дочкой случилась.
Пошли девки деревенские в лес за грибами да за ягодами, и дочка соседская, Дашка, с ними. Ягод в тот год много было, да за ними к болоту идти надо. Вот девки и пошли. А Дарья позади маленько была, ступила неловко, вот в трясину и угодила. Стала она тонуть, засасывает всё глубже и глубже. Она кричать начала, да её не услышали, девки-то болтают да смеются громко. Вдруг какой-то мужик к Дашке склонился и смотрит на неё. Страшный, весь волосатый, даже морда как у зверя шерстью покрыта. Рубище на нем, а не одежда, и воняет - жуть. Дашке хоть и страшно, а утонуть неохота, стала она просить мужика:
- Дяденька, помогите, пожалуйста, дайте руку.
- А ты замуж пойдешь за меня, если руку тебе подам да от смерти спасу?
Согласилась Дарья. Вытащил её мужик, и договорились они на завтра, что в лес она придет. Тут он и пропал.
Пришла Дашка домой, да всё и рассказала родителям. А бабка-то её и говорит:
- Не мужик это был, а Болотник. Ему ты женой стать пообещала.
- Так я и не пойду, - сказала Даша.
- Ну нет, идти надо, всё равно житья не даст. Как пойдешь - возьми с собой овечку и Болотнику-то отдай. Скажи, мол, ведунья сказала тебе, что как станешь на болоте жить, так разговаривать нельзя будет, только «бее-бее». Болотник-то слепой, может, и не заметит.
Дашка всё так и сделала. Первое время всё нормально было, а где-то через месяц стала девка сохнуть прямо на глазах, и по врачам водили её, да всё без толку. Так она и умерла. А в деревне старики говорили, что Болотник её извёл, понял он, что его обманули. Тётя Нюра в лес так и не пошла после тёткиных рассказов. Погостила ещё маленько и домой отчалила».
Разговор двух женщин перекинулся на что-то другое, но я уже ничего не слышала, я думала. В памяти возник вечный герой русского народа Иван Сусанин. Именно в Костромской области завел он поляков в болото. Может, он знал, что они все обречены и нет никому спасенья от Хозяина лесных болот - Болотника.
Свидетельство о публикации №121051901411