Маргарита человек разумный часть 485

Маргарита человек разумный часть 485

Истории Карельской тайги
Странные истории приходилось мне неоднократно слышать в глухих таежных уголках Карелии. Их рассказывали и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками. Две такие истории я и предлагаю вниманию читателей.
Вообще, наверное, в России не много сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличный от современного «окультуренного» мировосприятия.
Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого- и самопознания, однако не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество - прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой и живой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству... Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.
Возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несоединимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны. В небольшой деревушке Суйсарь, что в двадцати километрах от Петрозаводска, в 80-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в деревне, но и во всей округе.
В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в свое маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.
Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.
Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь - это моя песня. Кто хочет слушать - пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она. Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании.
Затем с молитвенною просьбою и с низким поклоном обратилась к «лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя. Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет там ее», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно закивал своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и неверящим собственным глазам сопровождавшим. - Ждите!» А сама не оглядываясь пошла домой.
Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне». Смерть ее была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.
В 90-х годах, путешествуя по пудожскому краю, я обратил внимание на «сказы» о некоем странном человеке, .которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек - Федор Иванович Дутов - был потомственный колдун и знахарь, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного.
Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревню даю без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но... не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.
Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище оборотня. Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, вопля боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей.
А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.
Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в это время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывают, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и... плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то душераздирающим волчьим воем. (Алексей Попов).

За лешими, водяными и немного за пришельцами
- отправилась в Карелию в августе 1990 года экспедиция Ленинградского научного объединения «Криптобиология» («Криптос» по-гречески – «тайный, скрытый», так что криптобиология – изучение биологических загадок). Работу объединения курирует Ленинградский центр творческих инициатив и Ленинградский университет. Причин для организации экспедиции было две. Первая связана с исследованиями «снежного человека» в Северо-Западном регионе.
В начале 1989 года на Карельском перешейке Ленинградской области объявились две загадочные особи, ростом под три метра, похожие на людей, сплошь покрытые шерстью. Их наблюдали многие свидетели. Научное объединение детально обследовало этот случай, и выводы из проведенной работы были таковы: эти существа принадлежат к реликтовому виду «человек пещерный», в популярной литературе именуемому «снежный».
В русском фольклоре он может быть отождествлен с понятием «леший». Популяции этого реликтового вида на территории Ленинградской области нет, отдельные особи иногда подходят к городу на Неве вдоль северного берега Ладоги из Карелии, где существование относительно большой самоподдерживающейся популяции вероятно.
По имеющимся у нас сведениям, обе особи весной 1990 года перекочевали обратно в Карелию. В связи с этим у членов объединения возникла мысль проследить весь путь миграции зверо-людей. Вторая причина состояла в следующем. В 1990 году ленинградские уфологи планировали экспедицию на карельское Ведлозеро, куда в 1928 году упало большое небесное «тело», а затем стали происходить необычные явления.
В течение весны и начала лета мы провели большую подготовительную работу. Были изучены материалы по Ведлозеро, предоставленные в распоряжение экспедиции Государственным гидрологическим институтом. Помощь в биологической обработке материала оказали сотрудники Института биологии внутренних вод Академии наук (Ярославская область). В ходе работы выявился один штрих, по-видимому, не имеющий научного значения, но забавный. Размеры Ведлозера абсолютно точно совпали с размерами озера Лох-Несс в Шотландии.
Предварительная экологическая модель Ведлозера показала, что существование в нем популяции крупных животных с массой по 50-100 кг. возможно – озеро их прокормило бы. И вот мы – пятеро питерцев – прибыли в Петрозаводск. Сотрудники института биологии Карельского научного центра Академии наук СССР рассказали нам такую историю. В апреле 1990 года один из жителей поселка Пряжа увидел на льду Пряжинского озера огромную светло-серую человекоподобную фигуру, покрытую волосами. Она быстро двигалась по снегу, на крутых склонах переходя на четвереньки. Описание полностью соответствовало облику «человека пещерного». Сотрудники института биологии выехали на место происшествия, но следов не нашли.
Мы двинулись сначала в Пряжу, затем на Ведлозеро. Сменили три базовых лагеря, проводили наблюдения, опрос местного населения. Параллельно с нами на озере работали еще несколько экспедиций – ленинградские и томские уфологи, петрозаводчане из Комитета «Сфинкс». Между нами завязалось сотрудничество, обмен материалами. Уфологи, которые работали здесь уже не первый сезон, уверенно заявили, что никакого крупного объекта на дне озера не обнаруживается. Свои усилия они сосредоточили на взятии донных проб с целью поисков метеоритного или какого-либо другого рассеянного вещества.
На месте падения тела 1928 года обнаружили ряд аномалий. Биооператоры отмечали там энергетические аномалии, хотя и не могли объяснить их природу. Временами местные жители наблюдали в этом месте в воде светящиеся кольца диаметром в несколько метров. Они также рассказывали и о других интересных аномалиях.
Обработка материалов экспедиции продолжается, но главный вывод можно сделать уже сейчас. Окружающий нас мир вообще и природа Карелии в частности, полны тайн. Их не надо бояться. За ними стоят реальные физические и биологические явления и объекты. Надо лишь избегать предвзятого отношения к загадкам, воинствующего скептицизма и изучать их, используя весь арсенал методов современной науки. (В. Сапунов, «Комсомолец», 28 августа 1990 года).

Йети живет там, где нет нас
Один из современников святого Сергия Радонежского, великий подвижник преподобный Лазарь, уроженец Константинополя, явился на Русь из Византии в середине XIV века. Он поселился в глубине бывшей Олонецкой губернии, в Карелии, близ нынешней Пудожи, между Онежским и Муромским озёрами. Преподобный Лазарь почил в 1391 году и был погребён за алтарём возле деревянного храма, которую сам строил, но перед смертью он оставил завещание, где коротко поведал о своей жизни. Он рассказывает, как трудны были его годы, проведённые среди язычников – лопарей и чуди:
«Многие притеснения, побои и раны претерпел я от этих зверообразных людей, – вспоминал Лазарь, – не однажды они прогоняли меня с острова, даже сожгли мою хижину». Но как-то раз, во время его отчаянной молитвы, место, где он находился, озарил необычайный свет, и пред ним явилась жена, сияющая золотом, в окружении святых мужей. Позже на том месте монах поставил храм Успения Пресвятой Богородицы. Язычники, жившие здесь же, рядом с Лазарем, тоже узрели сияние. С той поры их отношение к нему изменилось, и «лопари ушли с острова», оставив его в покое.
Совершить путешествие к Свято-Успенскому монастырю (возрождённому в 1992 году) и ныне совсем непросто. Старинная дорога по болотам в обход Муромского озера практически вышла из употребления и является непролазной. Вокруг – болота и леса, а посерёдке – деревня Гакугса. Добираться сюда лучше по воде. Тут находится монастырское подворье, где можно найти лодку. Затем, вверяя себя Николаю Чудотворцу, следует отправиться в довольно рискованное плавание через бурливое Муромское озеро. Пройдёт примерно три часа плавания, и лодка, наконец, пристанет к отлогому песчаному берегу, рядом со стенами обители. Разве удивительно, что в этакой труднопроходимой глухомани инок Лазарь мог встретить «зверообразных людей»?..
Болота, полноводные озёра, непроходимая тайга сделали этот край идеальным убежищем не только для ищущих покоя паломников и священнослужителей, но и для загадочных человекообразных существ. Сведения о встречах с ними на берегах Онежского и Муромского озёр поступают довольно регулярно и чаще всего из Пудожского района.
Одно из первых сообщений о необычных гигантах появилось в 1987 году. Однажды вечером чудище трёхметрового роста вышло из леса и стало спускаться к воде. Рыбаки, буквально парализованные страхом, как только существо снова скрылось из виду в лесу, предпочли быстрее покинуть опасное место стоянки и перенесли свой лагерь на другой берег Муромского озера. Примерно через полгода после этой истории, уже зимой, следы на снегу видели биологи из Петрозаводска, проводившие в тех же местах серию экспериментов. Следы были столь огромными, к тому же с отпечатками голой стопы, что оставить их мог только реликтовый гоминид.
Ещё одна встреча произошла в 1990-х годах возле вышеупомянутой Ракурсы. По рассказам жителя этой деревни, он отправился в лес за черникой, но неожиданно услышал шум, обернулся и увидел, что в его сторону летит огромный пень, выкорчеванный с корнем. Поражённый сельчанин заметил, как среди елей исчезли три массивные мохнатые фигуры, которые он сначала принял за обычных женщин, одетых в шубы до пят. Однако вес пня был бы не под силу ни одной женщине, да и что за смысл рядиться в мех в самое жаркое время года?
Впрочем, ещё задолго до появления Лазаря Муромского в карельских болотах, легенды и мифы финно-угров рассказывали о человекоподобном существе метсахийси. Он был вроде русского лешего, всегда заботился о природе и охранял её. По преданию, лесной хозяин проживал на восточном берегу Онежского озера, но потом место его обитания заняли люди – вот почему он скрылся в непроходимых лесах, так как не мог жить рядом с человеком.
По собранным в 1990-е годы данным, снежный человек появлялся не только в Пудожском районе, его встречали неподалёку от Кеми, у аномальной и опасной Смерть-горы и возле Ловозера в центральном районе Карельского полуострова. Все очевидцы, видевшие это загадочное существо, отмечали его огромный рост и очень мощное биополе, приводившее всех в оцепенение. Тем не менее, во всех этих случаях снежный человек не проявлял агрессии, а предпочитал быстрее скрыться с глаз людей. Те, кто рассмотрел его достаточно внимательно, отмечали необычную усечённую форму головы, похожую на череп неандертальца, очень длинные верхние и нижние конечности, густую тёмную шерсть. Передвигался снежный человек прыжками, а для обмена информацией с соплеменниками использовал необычный свист.
Учёный-биолог Вадим Макаров, более 20 лет изучающий проблему «йети», утверждает, что ареал обитания снежного человека меняется с начала 1990-х годов, когда в горных районах Средней Азии и Кавказа начались вооружённые конфликты. В связи с этим в последнее время йети-мигрантов часто встречают в лесах и заброшенных деревнях России – в Саратовской, Тамбовской, Костромской, Ленинградской, Московской областях.
Например, под Саратовом «снежного человека» поймали во фруктовом саду. Сообщили о находке в местный университет, но, пока там машину искали, дикарь убежал. В Малой Вишере под Петербургом жители неоднократно видели двухметровых «леших». Под Костромой охотники часто встречают «дикого человека». Его также неоднократно видели в Ленинградской области.
По утверждению доктора биологических наук, председателя объединения «Криптобиология» Валентина Сапунова, снежный человек под Петербургом – не плод фантазии и не массовая галлюцинация. Это – объективная реальность. В 1982 году в лесу возле деревни Орехово Приозерского района дикого человека, покрытого волосами, встречали туристы. С февраля 1989 года по март 1990 года «лохматых людей» регулярно наблюдали на Карельском перешейке в узкой полосе от Ушкова до Матоксы, а также под Сортавалой и Приозёрском.
В нынешнем году профессор Сапунов и его коллеги совершили экспедицию на заброшенный стратегический аэродром Вещево под Выборгом, где недавно местные жители опять увидели йети. Сфотографировать троглодита учёным в той зоне пока не удалось, но поиски продолжаются.
Из недавних событий – нашумевший инцидент в Кусинском районе Челябинской области, где в октябре 2010 года неведомое существо появилось вблизи деревни Каскиново, до смерти перепугав пастуха Азата Хажиева, гнавшего табун из леса в деревню. По словам Азата, человекообразное существо тёмного цвета, более двух метров ростом, двигалось по полю на окраине деревни. Великан направлялся в сторону гор и передвигался примерно в десять раз быстрее пастуха. Добравшись до дома, мужчина на своей машине отправился на поиски следов неизвестного, однако на траве никаких отпечатков не осталось. И всё же кусинец твёрдо уверен в том, что встретился с человеком, а не зверем.
О природе загадочного существа и его неожиданных явлений людям учёные мира спорят на протяжении десятилетий. Однозначный ответ на этот вопрос вряд ли возможно получить, пока не получены материальные факты его присутствия в нашем мире. По мнению Вадима Макарова, йети «оторвался» от обезьяны, но не стал человеком. Скорее всего, он – потомок неандертальцев.
Криптозоологи из Петербурга пришли к выводу: как только началась перестройка, потянулся мохнатый люд из лесов к человечьему жилью – свободу почуял. Колхозы развалились, деревни вымерли, и освободившиеся территории начало осваивать неведомое доселе существо. Ведь снежный человек – это альтернативный экологический вид, параллельная ветвь эволюции. Он живёт там, где нас нет.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →