Сапиенс для синопсиса

Аксана Халвицкая (Москва), родилась в городе Вологде, окончила Высшие литературные курсы в Литературном институте им. Горького. Финалист V Всероссийского Фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест-2019». Лонг-лист Литературной премии «Лицей» в 2020 году. Участник XX Форума молодых писателей «Липки». Участник Всероссийского форума молодых деятелей культуры и искусства «Таврида 5.0». Государственный стипендиат в номинации «Талантливый молодой автор России». Участник фестивалей «Плюсовая поэзия», «Фестиваль актуальной поэзии М-8», «Петроглиф», «Северная земля», Фестиваль мелодекламаций имени Верушкина и других. Автор поэтических сборников, опубликованных в Москве и Германии. Стихи и рассказы опубликованы в журналах «Интерпоэзия», «Формаслов», «Лиterraтура», «Словесность», а также в «Литературной газете» и различных сборниках. В настоящее время живёт в Москве.

У Аксаны Халвицкой только что вышла книга [1] «Синопсис для сапиенса», которая  заставляет вздрогнуть еще до того, как книгу начинаешь читать. Во-первых, каламбурное название, дающее основание для первой чувствительной мысли, что это ради красного словца, но то обманчивое ощущение, потому что по окончании чтения глубины смыслов захлестывают. Да, это не каламбур, это скала, преграда, удерживающая мозг от сползания в затхлую рутину, как удерживает рука-манипулятор руку человека на обложке книги. Но это отдельная тема, обложка здесь идет буквально впереди содержания книги.

Во-вторых,  кто еще мог придумать такое кроме Аксаны Халвицкой, чтобы эволюцию человечества вместить в колонтитул на каждой странице? Чтобы переворачивая страницу книги – четная – нечетная, - всякий раз видеть становление сапиенса из обезьяны на одной и его закат, превращение в обезьяну,  на другой.
В-третьих, возвращаясь к рисунку на обложке, который повторяет известный  сюжет тянущихся друг к другу рук (как на фреске Микеланджело), здесь одна рука предстает в виде робота-манипулятора, но она же и творение этого сапиенса, поэтому можно это видеть как симметричное отражение, тем более, что на последней странице обложки показано отражение уже не рук, а фигур робота и девушки, идущих навстречу друг другу, фигур, которые, в свою очередь, снова отражаются по горизонтали, но это последнее отражение обрезает их головы. Мы это видим, но еще не знаем еще, как данный поворот обыгран в тексте книги.

Книга необычная, выходит за пределы привычного по всем статьям. Быть незамеченной она просто не может. Она определяет тонкий нерв сегодняшнего дня средствами прозы и поэзии в одной книге.
К сегодняшнему дню, а пишу я в начале 2021 года, на книгу Аксаны Халвицкой вышло две рецензии. Одна написана Еленой Крюковой [2] (Н. Новгород), которая отмечает праздничную атмосферу книги, бурлящее эмоциональное настроение как в стихах, так и в рассказах, а вторая Борисом Кутенковым [3] (Москва), который обращает внимание на «деконструирование массовых стереотипов», связь и соотношение с классической литературой с одновременным созданием «ярких художественных моментов». При этом в самой книге есть предисловие, написанное Александром Евсюковым, который отметил, что «писательский взгляд автора проникает гораздо глубже, чем привычные юмор или сарказм». И это еще не все - на обороте книги две ремарки. высказывание Санджара Янышева о соотношении «поэтического» и «прозаического» в её работе,  где конструируется действие, которого не было, но которое могло бы произойти», – пишет другой автор отзыва, Ганна Шевченко. Пять уважаемых критиков весьма подробно и точно осветили уникальность и необычность книги «Синопсис для сапиенса», надо ли писать еще? Надо. Есть ощущение, что самого главного еще не написано, но я попытаюсь.

 С этой книгой Аксана Халвицкая могла бы стать enfant terrible современного литературного ландшафта, достаточно прочитать рассказ «Предсказание». Вот отрывок.

«Погружаюсь на дно, распугиваю мальков. подводное течение мнет мне бока, полирует чешую, гладит спинку. У коряги вкусные линяющие рачки, хрустящие на зубах перловицы. Зарываюсь в ил, заглатываю черные икринки. А это что? Чую запах нездешнего лакомства. Где ты? Рассекаю воду, прицеливаюсь, щупаю усами. Вот же! Жирный извивающийся червяк! Как аппетитно изгибается! Как манит! Скорей! Хватаю его, кусаю, заглатываю. Что это? Острый предмет застревает в горле. Выплюнуть. Освободиться.  Уплыть. Ничего не получается. Предмет застревает в жабрах. Неведомая сила тянет меня из воды. Слепит солнце. Нечем дышать. Страшное существо хватает меня. Встряхивает. Бьет по голове. «Какая была жизнь!» — думаю я. И умираю.»

Этот отрывок я пропустил через робота-читателя, который дает оценку прочитанному тексту - легко или сложно. Он выдал вердикт: «Легко читать, для 9-11 летних». Это сказал робот – он понимает, что пишет Халвицкая! И он понимает, что 5-летний ребенок может не понять, о чем это.
Текст вот этой своей статьи я пропустил через робота-читателя, который сделал оценку читабельности текста. Он выдал вердикт: "довольно сложно читать. Текст для 1 - 3 курса студентов вуза, то есть 17 - 19 летних". Я не сомневаюсь, что он не ошибся.

Известна система искусственного интеллекта, которая способна давать развернутые ответы на вопросы об отношениях. Они «прогнали» ее через несколько форумов с темами «любовные советы», «путешествия» и «здоровье» и научили находить причинно-следственные связи в вопросах и ответах. «Я понимаю ваши чувства, сейчас вам тяжело. Мне кажется, что у младшего из них есть к вам чувства. Он вам открылся, поэтому все не так уж плохо. Я желаю вам счастья. Продолжайте действовать!» -; такой ответ дал робот женщине, попавшей в любовный треугольник. Полторы тысячи опрошенных на сайте знакомств людей даже не догадались, что разговаривают с роботом. И качество его ответов нравилось людям гораздо чаще, чем качество ответов живого психолога.

Книга Аксаны Халвицкой заставляет не просто задуматься о том, что это такое – искусственный интеллект, а прямо заставляет уже с ним начинать работать. Пока не поздно. Эта книга показывает сапиенсу синопсис – чтО надо делать. Надо работать совместно, ибо, наступит день, точнее, наступит ночь, когда солнце погаснет и все живое на Земле исчезнет, но человечество останется благодаря разуму, который создал человек.

Стивен Хокинг сказал, что усилия по созданию мыслящих машин могут привести к тому, что само существование человечества окажется под угрозой. Нет, это не так, утверждает книга «Синопсис для сапиенса», наоборот, И дается ответ, почему нет голов у отражений? Потому что в них разум и он общий.
Согласно оглавлению книга поделена на две части и первая из них «повествует о н`еписях и героях». Н`еписи – живые люди, но «запрограммированные». Такие странные персонажи. От английской аббревиатуры NPC – NonPlayer Character – персонаж в компьютерной игре, управляемый не игроком, а самой программой.
У Василия Шукшина был очень необычный, с характерным названием фильм «Странные люди». Он его снимал, находясь на пике своего кинематографического творчества, вершиной которого была «Калина красная». Шукшину было интересно показать необычных людей в привычных обстоятельствах, чтобы раскрыть человеческие характеры и снять зашоренность, «замыленность» ситуаций и положений, дать новые пути и возможности своим героям и читателям и зрителям одновременно.
Странности людей Аксаны Халвицкой  подобны, только с точностью до наоборот. В необычных, крайне экстраординарных ситуациях, придуманных автором для поселения в них людей,  они ведут себя весьма скромно, даже примитивно и тривиально.
   Вот отрывок из рассказа «Мартышка». «Анатолий Анатольевич всегда ходил домой по одному и тому же пути. Каждый день он заканчивал работу ровно в шесть часов вечера, выключал компьютер, убирал в верхний ящик стола бумаги, менял офисные туфли на уличные, надевал пальто и выключал свет». Это Акакий Акакиевич цифровой эпохи, которого ждет невероятная концовка, запрограммированная колонтитулами книги – обезьяна эволюционирует в гомо сапиенс, затем Анатолий Анатольевич превращается в обезьяну (мартышку). При всей прогрессирующей необычности этой книги она легко вписывается в ареал хорошей, настоящей, добротной литературы.
В качестве доказательства приведу только один пример. Только что в апреле этого года вышла  книга лауреата Нобелевской премии 2017 года Кадзуо Исигуро "Клара и Солнце" - размышление о том, что делает человека человеком. Героиня этого романа Клара, искусственная подружка, аналог робота-друга Алекса, бойфренда Анфисы Сергеевны, из рассказа А. Халвицкой «Симуляция жизни», логическое продолжение нынешних голосовых помощников для многих людей. Из магазина Клара попадает в семью девочки Джози, страдающей от какого-то заболевания, и твердо намерена ее спасти. Клара, функционирующая на солнечных батареях, верит, что помочь Джози сможет именно Солнце - если помолиться и пообещать что-то взамен. Рецензенты пишут, что "Клару и Солнце" можно читать и как красивую историю о детстве и преданности, и как антиутопию или как метафору человеческой души.
Вместе с книгой Аксаны Халвицкой «Синопсис о сапиенсе» новая литература окрыляет и расширяет понимание человеческой души. И в легкости этого понимания главная ценность.


1.Синопсис о сапиенсах / Аксана Халвицкая. — М.: Формаслов, 2021. — 114 с.
2.Елена Крюкова “Потому что — Счастье”. Режим доступа: 3"Борис Кутенков о книге Аксаны Халвицкой". (не  дает поставить ссылки)
4.Кадзуо Исигуро, "Клара и Солнце". М., изд-во Inspiria, 2021 г., 352 с.


Рецензии
"В необычных, крайне экстраординарных ситуациях, придуманных автором для поселения в них людей, они ведут себя весьма скромно, даже ПРИМИТИВНО и ТРИВИАЛЬНО".
Слова с одинаковым значением, которые не сочетаются в одном предложении. Критику стыдно это не знать.

Отдайте то, что мне должны! Я все забуду, но если будете упрямиться, искусственный интеллект вам не поможет.

Александр Рубис   08.11.2023 23:52     Заявить о нарушении