Маргарита человек разумный часть 447

Маргарита человек разумный часть 447

Ламайских богоотступных духовных, которые общим именем шубрак называются, не можно лучше сравнишь, как только с римскими католическими духовными. Главу их, так называемаго Далай-ламу, должно почесть за Папу, но с тою только разностию, что душа Далай-ламы переходить из одного человеческаго тела в другое, и что его действительно за бога почитают. Столицу сей презнатной особы, которой безразсудные Калмыки покланяются так как живущему на земли бурхану, по большой части называют бараун-тала; и другие же понтал или баталай ласау.
По объявлении бывших там из Калмыцкой орды отправленных для духовнаго дела посланников, и по усердию своему туда ездивших на поклонение, стоит Далай ламы монастырь, в которой не пускают женскаго пола, на высокой горе; и сказывают, что сия гора прорыта таким образом, что посреди онаго река течет. В сем монастыре находится до семи сот небольших идольских мечетей. Об одежде Далай ламы можно из сообщеннаго рисунка, сделаннаго со слитаго изтукана, иметь лучшее понятие, нежели из пространнаго описания. Имеющая острую верхушку камилавка пришита к воротнику, и так можно оную назад скидывать. Сия святая особа завсегда носит одежду желтую; ибо желтой и красной цвет за святой у них почитается.
У Торгоутских Калмыков находится Лама или наместник Далай-ламы, и на место онаго всегда поставляется из знатных духовных. Как пришли Сюнгорские улусы, то и у нах находился начальствующий Лама; но не мог я доподлинно наведаться, естьли ныне такия две главныя духовныя особы у соединенной и под Российским покровительством состоящей орде. Одеяние сих Лам разнится от одежды Далай-ламы только тем, что верхнее платье у них с рукавами, которое надевают они в студеную погоду.
Простый народ почитает их за бурханов, и как знатные, так и подлые с простертыми руками им покланяются так как бурханам. Благословение Ламы в том состоит, что он налагает только руку. Я сам видел много литых изтуканов Далай-ламы, которые изображены с таким же протяжением руки, как цорджи или епископы обыкновенно благословляют. Лама имеет свой собственной из несколько тысячь кибиток и при том по большой части из духовных состоящей улус, и сверьх того еще получает от нижняго духовенства ежегодную дань лошадьми или верблюдами.
Первый чин духовенства по Ламе считается Цорджи, и значит почти тоже, что у нас епископ. Такие Цорджи обыкновенно носят одеяние желтаго или краснаго цвета, и нижнее платье у них с рукавами. Однако они также как ламы завсегда носят духовной красной орден оркимджи называемой, и ходят без штанов для того, чтобы при изпражнении не прикасаться к телу, и тем бы себя не опоганить.
Нижайшие духовные, или нижней чин духовенства составляющие, называются геллунг, и живут разсеявшись по всей орде, так что иногда у одного Геллунга считается прихожан 150 и до 200 кибиток, и каждый Геллунг отправляет в своем Аймаке божию службу. Сии Геллунги живут только тем, что прихожане дают им небольшие подарки, а особливо по праздникам. В протчем сии духовные и самые нижние причетники уволены от всех светских податей. Геллунг поздравляет своего князя только тем, что погладит по своему усу, и сей знак почитается за отменное поздравление.
Каждый Геллунг имеет у себя много учеников, манджи называемых, коих обучает он Тангутскому языку и Ламайской богословии. Должность учеников в том состоит, чтобы они во время идолослужения пели, и знали употреблять потребныя при том орудия. Каждый Геллунг обыкновенно имеет при себе помощника или диакона, по их гядзюль называемаго. Хотя Геллунг может из своих учеников ставить в диаконы или Гадзюли; но из сих уже посвящаются в Геллунги токмо в стану самого Ламы, и при том бывает особливая церемония.
Еще должно упомянуть о нижних причетниках, гепкю называемых, и можно их сравнить с нашими понамарями. Помянутые Гепкю находятся только при знатном духовенстве, где для множества собранных Бурханов обыкновенно разставлена бывает особливая великолепно украшенная кибитка, Бурхан-Ирг называемая, над которою такие причетники имеют смотрение. Все сии нижние духовные, начиная с Геллунга, платьем ни мало не разнятся от простых Калмыков, только что всю голову бреют до гола, и не отращивают обыкновеннаго хохолка, которой с церемониею снимают у своих учеников во время их принятия в училище; также они не носят кисти на шапке. В протчем как знатные, так и все нижние духовные должны наблюдать чистоту и воздержание; однако Манджи или ученик может с позволения Геллунга оставить чин духовной и жениться.
Как идолослужение у Калмыков везде отправляется на Тангутском языке, котораго ни один неученой Калмык не разумеет, то жрецы по крайней мере должны оной читать уметь, и во время случайнаго служения наперед приготовлять потребныя молитвы и песни. Сверьх того у всех духовных находится множество Монгальских писем, в которых описаны церемонии идолослужения и другия обыкновения, как на пример при погребении, посещении болящаго и проч. Ибо они имеют особливые обряды и Тангутския заклинания, тарни называемыя, которыя, по их мечтании, имеют силу изцелять от всякой болезни. Они почти никаких лекарств не знают, а читают только молитвы, и привешивают ладонки или иныя какия фигурныя вещи.
У всякаго Калмыка висит на груди коженая ладонка, которую получает он от своего жреца. Я видал большие лоскуты сотканные из хлопчатой бумаги, на которых напечатаны ничего незначущия фигуры, и разкрашены разными красками. При каждом лоскуте находится Тангутской стишок и описание на Монгальском языке, и оное от всего полезно. Такие лоскуты у Калмыков называются бу и почитаются за драгоценное сокровище. Жрецы имеют вырезанныя деревянныя формы, коими они помянутыя фигуры или бу печатают.
Ни один жрец Ламайской веры не может быть без звездочетных книг, из коих должен он предсказывать щастливые дни и часы для всякаго дела; по чему каждый Калмык до начатия какого дела советуется со своим жрецом. Сказывают, что они имеют такую книгу, из которой предвещают смотря по полету некоторых птиц. Заподлинно я знаю, что живущая в степях белая сова по Татарски тумана, а по Калмыцки цахан-шубго называемая, которую птицу убить за грех себе вменяют, почитается за щастливой и нещастливой знак, смотря по тому, в которую сторону она полетит. Естьли сия птица пустится в левую, то есть нещастливую сторону; то Калмыки всячески стараются ее обратить в правую сторону, думая тем поправить свою судьбину.
У Калмыцких жрецов есть еще по их мнению преважная и пространная книга, бодимер называемая, в которой пространно описано житие их идолов. Но мне так же выхваляли книгу, ертюнцюн-тоали именуемую, то есть сокращение всего Ламайскаго баснословнаго учения.
Простые жрецы обыкновенно имеют у себя идолов, и живут в белых войлошных кибитках для того у что по их закону не должно ни в каких других кибитках держать бурханов. Как у простых Калмыков напротив дверей находится постеля, то вместо оной у жрецов поставлены на том месте ящики, в коих хранятся духовныя книги и идолы. Наилучшие бурханы поставлены поверх оных в особливых футлярах; а пред ящиками стоит столик или жертвенник, на котором находится до девяти медных или серебреных чашечек, такилин-цогаця называемых, да еще лампада или фонарь.
На том месте, где разкладывают огонь, вкопана в землю чаша с долгою железною ручкою. В сию чашу, цогаця называемую, вливает Геллунг несколько от всякаго напитка, которой хочет он употреблять, и то делает вместо жертвоприношения; а никогда в оную не плещет из чужих чаш, не сказав наперед сих слове: ом а хум, что по их толкованию значит: да будет все сие чисто, подаждь боже изобилие, и благослови сие питие. Но у них много таких кратких молитв. В такой кибитке с бурханами обыкновенно спит Геллунг и его помощник Гядзюль и несколько учеников на посланных на земле войлоках без дальных околичностей; однако Геллунг всегда занимает место по правую сторону от дверей.
Калмыки обыкновенно празднуют три дни в каждом месяце: ибо они наблюдают течение луны, и с новомесячия начинается у них месяц, то первый праздник так называемый бывает в осьмой день после новомесячия; вторым праздничный день (лю) пятаго надесять, а третий (хоим) тридесятаго числа. В сии дни ни один ревностный Калмык ничего не употребляет кроме молока и все препровождают день у кибитки своего жреца, куда для слушания божией службы созывают их тем, что по утру бьют в бубны, или трубят в деревянные и медные рожки, по их бюря называемые.
Одни только знатные и грамотные смеют входить в кибитку, а простой народ обоего пола сидит во круг оной, и перебираешь четки (аркин) при каждой пронизке говорит вышепомянутыя шесть слов, и еще про себя читает короткую молитву наизусть выученную и ему невразумительную. Тем больше шумят сами духовныя особы во время идолослужения. Сверьх того пред кибиткою вывешивают они на шестах длинныя лопасти из хлопчатой бумаги сотканныя, на которых написаны Тангутския молитвы: ибо они думают, что веяние сих написанных молитв приносит такую же пользу, как и чтение оных.
Пред бурханами горит свеча; а вышепомянутыя на жертвеннике поставленныя чашечки наполнены то водою, то сушеным мясом, сыром и другими снедными вещами, большия же чаши наполнены всякими на жертву приносимыми съестными припасами. Каша, молоко и протчее поставлено на земли пред бурхановым жертвенником. У Калмыков почитается за прегрешение перешагнуть чрез такую чашу; и когда мне случалось то делать неумышленно, то они смотрели на меня свирепым видом. Богатые жрецы ставят на жертвенник пред бурханами сделанныя из ладону свечки, по их кюкши называемыя.
Напротив того скудные жрецы только при начатии продолжающегося почти во весь день идолослужения сыплют несколько ладану на жаровню поставленную на таган. В сии дни украшенные бурханы бывают разставлены на ящиках позади жертвенника и одеты лоскутами зеленой, красной или желтой камки, во что их обыкновенно завертывают и кладут в ящики. Сверьх сего бывают развешены в кибитке все находящаяся у жреца святыя на бумаге изображения, так как освященныя знамена.


Рецензии