Маргарита человек разумный часть 444

Маргарита человек разумный часть 444

Известие о калмыках
Теперь следует говорить о Калмыцкой вере и как о духовных, так и о светских с верою сопряженных обрядах. Что касается до их так называемаго учения веры, то они имеют оное с братиею своею Монголами, так же как письмо, язык и житие по большой части сходственное. В их законе почти таким же образом, как в Индийской или Браманской вере находится целое учение о строении света, и прошедшее и будущее состояние онаго сплетено из превеликаго множества басен и ослепляющей лжи. В оном находится древнее ученее о странствовании душ в толь пространном разумении, что все у них из человеков сделавшиеся божки были до своего превращения в божество подвержены по сему закону всякой строгости, и перебывали во всех животных телах, а по крайней мере они то думают о многих своих главных изтуканах или бур ханах.
Удивления достойно, что Калмыцкая вера во всех наружных обрядах, так же во мнениях о переменах света и во многих других вещах великое имеет сходство с некоторыми Христианскими развратно толкующими сектами; а особливо Браманская и Ламайская вера весьма сходственна с Несторианским разколом. Некоторые духовные у Калмыков обряды, кои намерен я описать, подтвердят сие дерзкое мнение.
Сперьва из Ламайскаго духовнаго в безчисленных письмах разсеяннаго учения приведу те известия, которыя выбрал я из разных переводов краткаго Монгальскаго духовнаго писания; а оные переводы сообщил мне находящейся в Ставрополе протопоп крещеных Калмыков Андрей Чубовской, который их язык совершенно знает. Я внесу все то, что только мог по случаю сведать о их пространном баснословном учении, и думаю, что чрез то умножится приобретенное поныне спознание о их заблуждении, и откроется участие, которое Браманский закон в том имеет.
И так сперьва следуют пространныя Ламайския басни о строении света. Они сказывают, что с начала было превеликое пространство, по их шуби шаягар называемое, котораго ширина и глубина простиралась на шесть милионов и сто шестнадцать тысячь Калмыцких бер или миль; но не определяют времени, когда оное произошло. В таком пространстве собрались златоцветныя облака, кои столь много дождя изпустили, что из того сделалось неизмеримое море.
По малу собиралась на сем море пена, так как на молоке; и ея чрезмерная величина так же означена в их книгах. Из оной пены произошли все животныя и люди, а из человеческаго рода их бурханы или боги. По том из десяти небесных стран поднялась на море буря, от которой в верьхней тверди сделался столб, простирающийся глубже основания великаго моря. Сей столб называют они сюмер сула, и считают в его окружности несколько тысячь бер или миль. Около его ходят населенныя планеты. Но как солнце, луна и звезды произошли в верьхней тверди небесной, о том в их знатнейших духовных книгах не находится никакого известия.
В протчем они говорят, что солнце состоит из стекла и огня, и в окружности имеет несколько сот их бер. Они присовокупляют стекло к существенным частям солнца для того, что есть зажигательныя стекла, которыя конечно на возтоке давно известны были. Луну почитают несколько меньше солнца, и по их объявлению состоит она из стекла и воды. Число звезде полагают они до десяти тысячь милионов, и звездочеты могут быть согласны с их мнением. Солнце в Калмыцком строении света имеет свое течение около большаго средняго столпа, сюмер сула называемаго.
У сего столпа считается четыре стороны разнаго цвета, а именно: серебреная, голубая, золотая и красная сторона. Естьли солнце обратит свои лучи на серебреную сторону, то начнет разсветать, ежели станет освещать голубую сторону, тогда склоняется день к полудню; естьли же солнце сияет на золотую сторону, то уже самый полдень, и когда оно оборотится к красной стороне, тогда начинается вечерняя заря, и продолжается до тех пор, пока оно скроется за столп, и следовательно ночь настанет.
Около помянутаго столпа ходят четыре большия земли или света, а между сими малыя попарно, и следовательно малых находится восемь. Между большими стоит наша земля по правую сторону (не знаю, в каком разумении сие сказано), и по их называется самбутул, для того, что на ней ростет много особливаго дерева ясамбу барарха, котораго они сами не знают.
Напротив нашей земли стоит такой свет (улымшибыту тул), в котором живут великаны. По сторонам один свет называется укир-едекчи тул, по тому что в нем живут только коровы; а другой свет именуют они муу-до-уту-тул, в котором обитают имеющие малинькую душу люди; но они живут по тысячи лет, не зная никакой болезни. Естьли приближится кончина, то за семь дней до оной бывает слышан некий глас, который называет человека по имени, и предвещает смерть: тогда приготовляющейся к смерти созывает своих сродников и приятелей, и с ними прощается.
Все помянутые светы или земли почитают они весьма великими, и никакая тварь, кроме одних только бурханов, не может по их мнению переходить из одного света в другой. Но опричь сих светов считают в неизвестном обширном пространстве еще семь других жилищ, восемь малых морей и много облаков, на которых живут их воздушные духи; и вся такая система окружена превеликим железным кольцом, и тем утверждена. О всех безразсудных выдумках имеют они обстоятельныя сказки.
На нашей земле, по их мечтанию, выходят из четырех превеликих гор четыре главныя реки а именно: Ганга, Шулда, Бакчу и Айпара. Между горами пасется слон по четыре месяца в году, о котором они много чудес разсказывают, и называют его газар-сакиин-ковен, то есть защитник земли. Он длиною и вышиною несколько миль, бел как снег; у него тритцать три красныя головы; у каждой головы шесть хоботов, на всяком хобот шесть колодезей, на которых находится шесть звезд, и на каждой сидит украшенная девица из поколения воздушных духов. На средней голове слона обыкновенно ездит больший дух защитник земли хурму-сту-тенгри называемый, когда он хочет переселиться из одного места в другое.
Калмыцкое учение повествует, что по сотворении нашего света жили люди по осмидесяти тысячь лет. Они были преисполнены святости, питались невидимыми дарами благодати, риди дянар называемыми, и чудную имели силу возноситься на небо. В то время было странствование душ, и все люди были хубюльганс, то есть перерожденные. В оной же век света Калмыцкие бурханы или боги, коих числом тысяча, преселились на небо.
По том настал неблагополучный век. Земля произрастила некоторое так как мед сладкое растение, в их книгах шиме называемое. По том нашелся прожорливый человек, который отведав онаго, объявил и протчим людям. От того вся бывшая по сие время святость и сила в людях возноситься на небо со всем изчезла, долголетная жизнь и великанской рост начал уменьшаться, и они долгое время пребывали в темноте, пока солнце и звезды на небе возсеяли.
Как люди несколько времени питались оным растением, и напоследок онаго не стало, то принуждены были употреблять в пищу земляное масло, которое видом было красновато и очень сладко: но и сие перевелось, и люди по нужде избрали себе в пищу тростник особливаго рода, которой они сала-семис называют. Тогда начали они собирать сие растение в запас; но вместо того, чтоб ему умножаться, напоследок со всем не родился: и тогда было такое время, в которое все добродетели из света удалились, напротив того люди вдались в прелюбодеяние, смертоубийство и в прочие пороки. Они начали отправлять земледелие, и разумнейшаго из всех избрали себе начальником, который должен был между ими делить землю и протчее имение, и напоследок сделался Ханом.
По их мнению и ныне еще продолжается такое время. После перваго или золотаго века уже многие из тысячи бурханов в оном веке живших опять явились на земле для изправления человеческаго рода. В то время, когда люди уже не могли жить долее сорока тысяч лет, явился Эбдекши бурхан в Енедняйском (может быть в Монгальском) царстве и проповедовал веру.
Когда люди жили по тридцати тысячь лет, то последовал за оным алтач джидакти бурхан, то есть златый и нетленный; а как человеческой век простирался еще до двадцати тысячь лет; то в мир пришел в герел-сахихчи-бурхан, то есть охранитель мира, а по нем последовал бурхан Мафсушири. Напоследок в то время, когда люди жили еще по сту лет, сошел на землю большой бурхан джаджиммуни, основатель нынешней Ламайской веры, и проповедовал оную шестидесяти народам, кроме Калмыков. К великому несчастью каждый народ неприлежно слушал его учение, и толковал в другую сторону, по чему и произошло столь много вер и языков, сколько находится народов.
Теперь следует Ламайский апокалипс или предсказание о будущем. Век и рост людей и всей твари с нашего времени начнут по малу уменьшаться, так что наконец лошадь будет не больше зайца, а человек не выше аршина, и не проживет долее десяти лет, а уже на пятом месяце от роду будет вступать в бракосочетание. Тогда появятся между ими тяжкия болезни и мор, от чего большая часть из них изтребится. Но пред последним концом мира слышан будет глас от воздушных духов; после чего полетят с верьху на землю всякия смертоносныя вещи. Остальные и в ужас приведенные карлики возьмут с собою на 7 дней пищи, и скроются в темных пещерах. Земля покрыта будет мертвыми трупами, и вся обагрянится кровию.
По том пойдет пресильный дождь, и сею водою все мертвые трупы и нечистоту унесет в отдаленное море: а другой благовонный дождь очистит землю, и напоследок низпадет с неба всякое одеяние, пища и проч. Люди начнут опять жить добродетельно; и таким образом пройдет много времени, в которое люди будут опять жить по осмидесяти тысячь лет.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →