Маргарита человек разумный часть 434

Маргарита человек разумный часть 434

Морской монах и морской епископ
Морской епископ (Рыба-епископ) - в европейском фольклоре - мифическое существо, якобы живущее в Балтийском море. Рождение легенды относят к XVI веку. По сохранившимся описаниям, морской епископ напоминал крупную чешуйчатую рыбу с острыми боковыми плавниками и плавником на спине, якобы таким широким, что рыба могла использовать его вместо плаща, и острым гребнем на голове, напоминающим епископскую митру, за который данное существо и получило своё наименование.
Бестиариями называют средневековые сборники зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах. Бестиарии составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения и теологического трактата.
Характер их соответствует средневековому взгляду на природу, соединявшему в себе пытливость ума с чувствами изумления и ужаса от неизвестных сил и явлений; они представляют стройную смесь научных познаний с баснословными сказаниями и символическими толкованиями. Животные, растения и камни являются диковинными существами, полными чародейственных сил и таинственного отношения к человеку.
В бестиариях можно было узнать про василиска, грифона, русалку, мантикору, саламандру, антропофагов, псоглавцев и других. В том числе о таких причудливых морских обитателей как Морской монах и Морской епископ.
Морской епископ
Это существо по легенде жило в Балтийском море. Рождение этой легенды относят к XVI в. По сохранившимся описаниям морской епископ напоминал крупную чешуйчатую рыбу с острыми боковыми плавниками и плавником на спине, якобы таким широким, что рыба могла использовать его вместо плаща, и острым гребнем на голове, напоминающим епископскую митру, за который данное существо и получило свое наименование.
По легенде, морской епископ впервые попался в сети польским рыбакам в 1433 г. Диковинное существо было доставлено королю. К морскому епископу обращались по-польски и по-латыни, но он молчал в ответ, печально глядя на людей большими прозрачными глазами.
При этом он отказывался от любой пищи и хирел на глазах. В конце концов, он якобы сумел знаками упросить епископов отпустить его в море. Епископам с большим трудом удалось уговорить короля, и наконец благодарное существо, осенив окружающих крестом, навсегда скрылось в водах Балтики. Еще один морской епископ якобы попался с сети уже в Германии в 1531 г., но прожил в неволе только два дня. Именно его изобразил Конрад Геснер в своей «Истории животного царства». Предполагается, что морской епископ на самом деле является гигантской мантой (скат), действительно имеющей головной гребень и широкие плавники. Воображение легко может придать ей сходство с человеком.
Морской монах
Морской монах обитал где-то в северных морях. Рассказы о «морском монахе» известны со времен раннего Средневековья. Вот как, например, характеризует необыкновенную «рыбу» создатель первой «естественной истории» на немецком языке Конрад Мегенбергский (en:Konrad of Megenberg) (1349 г.): «Monachus marinus. Морским монахом называется чудовище в образе рыбы, а верх, как у человека; оно имеет голову, как у вновь постриженного монаха. На голове у него чешуя, а вокруг головы черный обруч выше ушей; обруч состоит из волос, как у настоящего монаха.
Чудовище имеет обычай приманивать людей к морскому берегу, делая разные прыжки, и когда видит, что люди радуются, глядя на его игру, то оно еще веселее бросается в разные стороны; когда же может схватить человека, то тащит его в воду и пожирает. Оно имеет лицо, не совсем сходное с человеком: рыбий нос и рот очень близко возле носа».
В первый раз чудовище, описанное как «рыба, напоминающая монаха с выбритой тонзурой в капюшоне», было выброшено на датский берег во время шторма в 1546 г. Около 1550 г. «морской монах» попался в рыбацкие сети возле города Мальмё (Швеция). И еще раз она попалась в сети в Дании, о чем свидетельствует Арильд Хвитфельд сообщает в «Хронике Датского королевства»:
«В 1550 году поймана возле Орезунда и послана королю в Копенгаген необыкновенная рыба. У неё была человечья голова, а на голове монашеская тонзура. Одета она чешуями и как бы монашеским капюшоном. Король велел рыбу эту похоронить. С рыбы было сделано несколько рисунков, которые были посланы разным коронованным лицам и натуралистам Европы».
«Рыба» была не слишком редкой, и время от времени попадалась в сети вместе с сельдью. Пойманный в 1550 г. экземпляр хранился как «диковинка» в подвалах королевского замка в Копенгагене, где его и нашел и зарисовал для своей «Истории животных» Конрад Геснер в Цюрихе (1516-1565 гг.).
Сравнив эти рисунки со старинными описаниям «монстра», профессор Стеенструп пришёл к выводу, что речь идёт о десятищупальцевой каракатице, окрашенной обычно в чёрный и красный тона, с присосками и бородавками на коже и присосками на щупальцах, которые легко принять издали за чешую. Таким образом, видимо, «морской монах» - легенда, возникшая из обычной ошибки восприятия - подсознательного «дорисовывания» незнакомого знакомым.
Япетус Стеенструп сравнил изображение Морского монаха из бестиария XVI века с гигантской каракатицей. Криптозоолог Бернард Хеулманс, со своей стороны, хочет видеть в «морском монахе» моржа. Также существует мнение, отождествляющее «морского монаха» с гигантским скатом, в германских странах именуемого «рыбой-монахом» или же с серым китом.
Морской монах упоминается в труде французского натуралиста Пьера Беллона (1517 – 1564) De aquatilibus libri duo (1553) – первой в истории европейской науке монографии, посвященной морским животным. Епископ попал на страницы труда Гийома Ронделе (1507 – 1566) Libri de piscibus marinis (1554 – 1555). Наконец, оба морских клирика упомянуты в выдающемся труде швейцарского ученого Конрада Геснера (1516 – 1565) «История животных» (Historia animalium), в его четвертой части, посвященной обитателям моря (1558). Морского монаха все авторы описывают как рыбу, имеющую голову, подобно человеку, причем эта голова снабжена тонзурой, как у католического монаха. Длина же его составляла около 2,4 метра. Морской епископ же имел крупный плавник, наподобие плаща, а на голове нечто в форме епископской митры. Местом обитания обеих рыб называли Балтийское море.
Существует ряд более ранних упоминаний морского монаха, относящихся к XII – началу XIII века. В книге De Naturis Rerum английского энциклопедиста Александра Неккама (1157 – 1217), в главе «О странных рыбах», говорится о «рыбе, которая напоминает монаха». Более подробно о ней сказано в книге «О животных» (De Animalibus) Альберта Великого (около 1200 – 1280): «Monachus maris. Некоторые говорят, что в британских водах встречается рыба морской монах. У нее белая кожа на верхней части головы, окруженная темной каймой, как голова монаха, который был недавно подстрижен. Но у нее рот и челюсти рыбы. Она завлекает тех, кто путешествует морем, пока не приманит их. Тогда она подплывает снизу и пожирает их мясо».
Ученик Альберта Великого Фома из Кантимпрэ (1201–1272) упомянул морского монаха в своей книге Liber de natura rerum. Он сообщает подробности о коварном нраве монаха. Согласно Фоме, «это чудовище охотно приближается к людям, гуляющим по берегу, играет и подплывает к ним, выпрыгивая из воды. Если оно видит, что людям нравятся его игры, то радуется и принимается еще больше забавляться на поверхности моря. Если оно видит, что от удивления человек решается приблизиться к нему, то приближается сам, а при случае хватает жертву и тащит его в морские глубины, где насыщается человеческой плотью. Лицом он не похож на человека, нос у него как у рыбы, а пасть опоясывает нос» (перевод Н. Горелова). 
Книга Фомы из Кантимпрэ была столь популярна, что появились ее переложения на другие языки. Фламандский поэт XIII века Якоб ван Марлант переложил ее стихами в труде «Цветы природы» (Van der Naturen Bloeme, около 1262-1266). Немецкий автор Конрад Мегенбургский создал прозаическое переложение «Книга природы» (Das Buch der Natur, 1350). После этого упоминания о морском монахе исчезают до XVI века.
Все авторы XVI века указывают, что рыба похожая на монаха, была выловлена в Балтийском море в 1540-х годах. О подобных случаях упоминают и датские источники. Например, «Датская хроника» Андерса Сёренсена Веделя говорит, что «необычная рыба, похожая на монаха была поймана в проливе Эресунн в 1545 году и имела в длину четыре локтя». «Хроника Датского королевства» Арильда Хвитфельда сообщает, что в 1550 году морской монах был выловлен в проливе Эресунн и отправлен в королевский дворец в Копенгагене. Король велел похоронить рыбу.
Возможно, таким образом король хотел пресечь нежелательные толки, ведь он только что поддержал лютеранскую реформу в Дании и Норвегии, а тут выясняется, что даже рыбы – католические монахи. Но перед тем, как закопать в землю, с морского монаха были сделаны рисунки, которые разослали известным натуралистам. Вероятно, именно так о нем узнали Беллон, Ронделе и Геснер. Эльзасский автор Конрад Ликосфен (1518 – 1561) пишет в книге Prodigiorum ac ostentorum chronicon (1557), что морской монах был пойман трижды: в Рейне в 1530, и возле Копенгагена в 1546 и 1549 годах.
По поводу морского епископа, Гийом Ронделе ссылается на рассказ некоего врача Гисберта Германского (Gisbertus Germanus) из Рима. Тот сообщил, что морской епископ был выловлен рыбаками в Польше в 1531 году. Его доставили к польскому королю (следовательно, это должен быть Сигизмунд I). Морской епископ жестами попросил отпустить его обратно в море, король согласился, и епископ, осенив всех крестным знамением, скрылся в волнах. Ронделе заключил свой рассказ такими словами: «Правда это или нет, я не могу ни утверждать, ни отрицать».
Морские монахи и епископы проникли даже в художественную литературу. Французский поэт Гийом дю Бартас (1544 – 1590) упомянул их в поэме «Седмица», посвященной сотворению мира и излагающей в стихах основы многих наук, вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. Отрывок, в котором речь идет о морских монахов и епископов в подстрочном переводе выглядит так:
«В море есть, как и в небе, солнце, луна и звезды; а также, как в воздухе, ласточки, грачи и скворцы, и, как на земле, виноград, розы, гвоздики, левкои, грибы и многие другие гораздо более редкие и чудесные растения. И множество рыб. А также бараны, телята, лошади, зайцы, кабаны, волки, львы, ежи, слоны и собаки. Еще мужчины и женщины, а также, что меня больше всего восхищает, епископы в митрах и монахи в капюшонах, что несколько лет назад были показаны королям Норвегии и Польши».
В поэме дю Бартаса проявляется концепция, возникшая еще в античности. Плиний Старший сформулировал ее так: «…общепринятое мнение, согласно которому, что бы ни рождалось в какой угодно части природы, все это есть и в море» (перевод Г. С. Литичевского). То есть, если на суше есть собаки, львы или свиньи, а море должны быть морские собаки, морские львы и морские свиньи. Поэтому и в античных мозаиках, и в средневековых книжных миниатюрах, и среди чудовищ, украшающих карты XVI – XVII веков, мы встречаем морские варианты самых разных существ: морских львов, баранов, слонов, коней и так далее. Анатомически вопрос решался просто: как писал Исидор Севильский, «нет создания, обитающего на суше, чей облик от пуповины и выше, не имел бы сходства с какой-либо из рыб, плавающих в водах Британии».
За новинками естественнонаучной литературы внимательно следили и картографы XVI века, обильно заселявшие разнообразными чудовищами моря на своих картах. Около 1561 года в Венеции была издана «Всеобщая и точная космография согласно новейшим авторам» (Cosmographia Universalis et Exactissima iuxta postremam neotericorum traditioem) созданная Джакомо Гастальди (1500 – 1566). Карта была напечатана на девяти листах размером 91 на 180 сантиметров. На крайнем западе карты, возле Японии и островов Святого Лазаря (Филиппины) были изображены и морской монах, и шагающий по колено в водах океана морской епископ.
За прошедшее с тех пор время ученые успели высказать несколько гипотез, в которых объясняли, что послужило источником представлений о морском монахе и морском епископе. Первым был датский натуралист Япетус Стенструп (1813 – 1897). Он обратил внимание на упомянутую Геснером окраску морского монаха: черную с красными пятнами. Он сопоставил ее с окраской гигантского кальмара (Architeuthis dux), которому, кстати, именно Стенструп в 1857 году дал первое научное описание. Стенструп решил, что мантия кальмара могла напомнить монашеское облачение, а его щупальца – разорванный подол. В результате Стенструп счел, что морской монах XVI века был кальмаром и даже поторопился дать ему латинское название – Architeuthis monachus.
Другие ученые предлагали на роль прототипа морского монаха моржа, длинномордого тюленя, тюленя-холача (Cystophora cristata), тюленя-монаха (Monachus monachus) и рыбу-удильщика (Lophius piscatorius).
Новую гипотезу предложил в 2005 году Чарльз Пэкстон (Charles G.M. Paxton), морской биолог из Университета Сент-Эндрюса. Он считает, что прообразом этого существа была акула, известная под названием морской ангел (Squatina squatina). Этот вид распространен в прибрежных водах атлантического побережья Европы (с заходом в Балтику) и Северной Африки, а также в Средиземном и Черном морях.
Прообразом морского епископа большинство авторов считает ската манту (Manta birostris) или же представителей других видов скатов. Широкие плавники скатов вполне могут показаться епископской мантией, а заостренная голова – митрой. Наконец, еще одна гипотеза считает общим источником и морских монахов, и морских епископов объекты, известные историком под названием «Дженни Хэнивер» (Jenny Haniver, Jenny Hanver, Jenny Havier). Так моряки называли поделки, которые во множестве изготавливались в XVI – XVII веках в Нидерландах, особенно в Антверпене. Само их название происходит от выражение jeune d’Anvers «молодой человек из Антверпена». Промысел состоял в том, что пойманных скатов или небольших акул высушивали и предавали им облик, напоминающий легендарных чудовищ: драконов, гидр, василисков, русалок и прочих.
 


Рецензии