Маргарита человек разумный часть 427
Являются ли эти горные «эльбрусские» дикие люди тем же самым, что и живущие на кабардинской равнине? А.А. Машковцев выдвигает два возможных решения:
1) это два разных типа, две особых расы,
2) дикие «великаны» Центрального Кавказа, достигающие огромного размера и огромной силы, это попросту очень крупные особи мужского пола тех же самых диких горных людей. Второе предположение представляется А.А. Машковцеву более вероятным. Зоологам хорошо известно, что у крупных млекопитающих самцы могут достигать значительно большего размера, чем самки. Огромного размера достигают подчас самцы медведей, диких кабанов, тигров.
Чаще всего самцы, достигающие огромного размера, очень угрюмы, свирепы и любят одиночество. Охотники называют таких очень крупных кабанов, «одинцами». Охота на них весьма опасна. Вот таковы же, возможно, и горные «алместы», - они более нелюдимы, достигают большого роста и огромной силы. Они предпочитают круглый год жить в непроходимых горных ущельях. Они гораздо более, чем молодь и особи женского пола, склонны избегать людей и близости населенных пунктов. Вероятно эта высокогорная популяция «одинцов» совершает сезонные миграции в области Главного Кавказского хребта, живя то на его северном, то на его южном черноморском склоне (Сванетия, Грузия, Абхазия).
Что касается до «алместы», живущих на равнине Кабарды, то А.А. Машковцев делает предположение, что это - особи преимущественно женского пола, в особенности имеющие детенышей или беременные. В поисках недостающих жизненных условий они принуждены делать попытки жаться к людям, - становятся «нахлебниками», воруют в садах овощи и фрукты, поедают отбросы, в полях питаются кукурузой, арбузами, ягодами терновника и т.п. Поскольку детеныши «алместы» очень похожи на человеческих детей, может быть материнское чувство женщин издревле, с далеких языческих времен побуждало их в свою очередь к жалости, к контактам с этими дикими существами (Машковцев А.А. Поездка в Кабардино-Балкарию 1960 г. (рукопись)).
Наконец, закончим наш обзор данных по Кабардино-Балкарии записями, произведенными летом и осенью 1962 г. Вот фрагменты из записей С.Г. Мюге. Лесоруб из Баксана Хозали Жанкираев в лесу в района Эльбруса встретил волосатого человека, который схватил его за руку; Хозали вырвался, дикий человек его не преследовал. Инженер И.И. Симонов, работавший в 1956 г. близ селения Жемгала, сообщил, что жители этого селения однажды, придя утром на работу к месту изготовления клепок для бочек, застали возле непогасших за ночь углей костра дикого человека. По словам ассистента КБГУ А.К. Темботова, во время последней войны партизаны, скрывавшиеся в балках района рек Малка и Кич-Малка, в течение нескольких дней подкармливали двух «алместы», живших в соседней пещере.
Жители села Сармаково утверждают, что в 1924 г. в трех километрах от села водился «алместы»; видели его по ночам многие, но он избегал встреч с двумя и более людьми. В 1935 (или 1937 г.) Баразби Ногмов в селении Каменомост охранял склад, к нему подошел «алместы», но Ногмов от испуга (по поверию кабардинцев, от заколдовывающего взгляда «алместы») стрелять не смог, хоть и хотел. Шофер тракторист Тохов в 1939 г., возвращаясь ночью, встретил на тропинке, проходившей через поле подсолнечника, находившегося на расстоянии трех-четырех шагов «алместы»; Тохов зажег пропитанную керосином паклю, которую носил с собой по ночам для защиты от волков, и при свете хорошо рассмотрел «алместы»: рост с человека, покрыт шерстью, разрез глаз якобы вертикальный (может быть это впечатление создает сильно выраженное так называемое «третье веко»?).
Среди жителей селения Сармаково есть поверие, что «алместы» можно поймать и приучить выполнять домашнюю работу, однако лишь в том случае, если удастся у него вырезать кусок шерсти и спрятать в доме. В 1938 или 1940 г. Мату Жериков (свыше шестидесяти лет, сторож), рубя хворост в балке Шеголуба, увидел «алместы», побежал на полевой стан, вернулся с племянником Талибом Жериковым и они застали «алместы» на том же месте; увидев людей, «алместы» встал и ушел. Талиб Жериков в 1939 – 40 г, ночью проходил мимо уборной, которую с лаем окружили собаки; Жериков бросил в уборную сверху камень (уборные часто ставятся без крыш) и оттуда выскочил «алместы», который скрылся в бурьяне на близлежащем кладбище.
В 1936 – 37 г., в июне, дождливым днем чабан услышал в балке Аурсенд странный крик и, подойдя к краю балки, увидел в пещере три фигуры; он побежал на полевой стан селения Каменомост и привел с собой к балке человек 30, в том числе Талиба Кулишева, со слов которого записаны дальнейшие сведения. В пещере увидели трех «алместы», повернувшихся к людям спинами и издававших нечленораздельные звуки - «бормотавших»; так как люди плотно стояли у входа в пещеру, «алместы» не пытались бежать из нее, а люди их хорошо рассмотрели на расстоянии 3 – 5 метров.
Рост немного меньше человеческого, коренасты, покрыты черно-бурой шерстью, похожей на шерсть буйвола, местами сваленной как войлок; резкий неприятный запах «старого загона»; хвоста нет; глаза раскосые, красноватые; голова, по-видимому, немного длиннее, чем у человека, хотя точно трудно определить, так как она покрыта длинными, очень грязными и сбитыми волосами; шерсть на теле не очень длинная, но плотная, причем на груди длиннее, чем на боках и конечностях; наблюдатели якобы увидели какие-то набедренные повязки из тряпка или войлока. Кулишев уверен, что в этих балках «алместы» можно встретить и сейчас, хотя встречаются они гораздо реже, чем раньше.
Мухаммед Шагенов из с. Каменомост утверждает, что в 1933 г. утром у родника на него напал «алместы», началась борьба, но на шум прибежали собаки и «алместы» отступил, скрывшись в пещере. В этой же самой пещере в феврале 1960 г. охотник М.М. Балагов, преследуя раненую лису, натолкнулся на «алместы» - человека голого, покрытого бурой густой шерстью; охотник оставил лису и побежал домой. В районе Псыбундж (за Кич-Малкой) ехавший на волах Мурадий Хофиюгов луннной ночью летом 1945 – 46 г. встретил на дороге двух «алместы».
Тика Шаботеков, старик свыше 80 лет, по его словам, до последней войны много раз видел «алместы» в балках Джаман Кул и в балке левее с. Каменомост, преимущественно ночами; по его словам, после войны «алместы» в этих районах исчезли. По словам Бестана Шанахова, старика 105 лет, он около 50 лет тому назад возле пещеры по течению р. Малки видел «алместы»: рост небольшой (150 – 160 см.), глаза вертикальные (?), красные, весь покрыт черной шерстью - взлохмаченной, неаккуратной; волосы «на голове длинные, грязные, свисают космами; обладает очень неприятным запахом, напоминающим запах старой пещеры. (Борис Федорович Поршнев).
Свидетельство о публикации №121051401602