Пройдём ли мы весь путь с Младенцем Христом
Пройдём ли мы весь путь с Младенцем Христом
от Вифлеема до Голгофы
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Сегодня Святая Православная Церковь чтит особо Божью Матерь, потому что мы сейчас празднуем Рождество и этот праздник называется Собор Божьей Матери. Собор не значит здание, церковь, а Собор - значит Собрание Святых, которые участвовали в жизни Богородицы, которые заботились о Богородице - это и Царь Давид, это и Святой Иосиф, это раб Господень Иаков и многие другие. Мы все знаем о том, что Пресвятая Богородица сделал то, что не смог бы сделать ни один человек. Всё ветхозаветное время понадобилось для того, чтобы подготовить такого уникального человека, как Пресвятую Богородицу, чтобы она смогла выносить Бога.
Мы с вами уподобляемся сейчас Пресвятой Богородице, когда причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы с Вами вкушаем Самого Бога, мы соединяемся с Богом, его Святая Кровь течёт сейчас по нашим венам. Пресвятая Богородица уподобляется часто символически кадильнице. Мы знаем, что ни один священник и дьякон не смог бы удержать на своей руке уголь. Но он может удержать его в кадильнице. Так вот, кадильница – это образ Пресвятой Богородицы, а уголь – это символ самого Христа. А тот ладан, который кладёт священник или дьякон, или пономарь на эту кадильницу, на этот уголь, является наше приношение для Господа. Приношение может быть разное: молитва, милосердие, пост, добрые дела – всё это есть золото ладана, которые приносили волхвы Спасителю. И мы также должны уподобляться волхвам.
Мы часто с вами сейчас смотрим гороскопы, и это, на самом деле, является отступничеством Божьим. И поэтому вот те звездочёты – они тоже частично были уловлены в язычестве, в астрологии. Они были астрономами, но они всё равно учитывали и астрологию, поэтому Господь вразумил их, и они стали во Святых. Их сейчас почитают как Святых.
Мы знаем, что волхвы были представителями всех главных рас всего мира, как бы весь мир пришёл поклониться Господу. Мы с вами тоже должны отвлекаться от языческих заблуждений, привычек, приходить ко Христу и приносить Ему всё самое драгоценное.
Мы с вами вчера на вечерней проповеди говорили о важности изучения Священного Писания, Священного Предания о церковных праздниках. Сейчас очень много неверующих людей, лжеучёных, которые пытаются опорочить Святое Евангелие или Святое Предание. Это вызов всему православному христианству. Каждый из нас, православный христианин, должен защищать свою веру. Но, чтобы защитить веру, мы должны читать, знать, изучать. Мы с вами вчера смогли противостоять трем нападкам на православие по отношению к Рождеству. Давайте сегодня мы с вами продолжим защищать Рождество Христово, потому что, если мы не сможем защитить Рождество Господа нашего Иисуса Христа, то мы останемся также в неведении, и язычники, неверующие люди будут смеяться над Православной Церковью, над Божьей Матерью, над Христом Спасителем и говорить, что Рождество – это какая-то сказочка для детей. Но мы должны понимать, что это не сказка, это реальность. Надо уяснить каждому из нас, что все церковные праздники являются неотъемлемой частью христианина.
Мы должны постараться вникать в праздники. Если идёт Рождество, то мы вместе должны радоваться ждать это Рождество, и после Его Рождества мы должны уберегать Спасителя от Ирода, потом мы должны также со Спасителем вместе с Иосифом и Божьей Матерью бежать в Египет. После этого мы должны возвратиться в Назарет и там трудиться. Потом мы также должны вступить в Великий Пост. После Великого Поста мы должны вступить на Проповедь и проповедовать своим ближним. После этого мы должны вступить на страдания, на свою Голгофу. Если мы будем воспринимать каждый церковный праздник как настоящую духовную реальность, которая проходит здесь, в нашем 21 веке, в наших сердцах, в наших душах, в наших семьях, в наших Храмах, между нами, то мы будем совершенно по-другому относиться к каждому празднику. Если мы будем воспринимать это как давно прошедшее событие, то это всё пройдёт мимо нас, мимо наших ушей, мимо наших глаз, мимо наших рук, и мы тогда останемся вне спасения, потому что Церковь – есть Сам Христос.
Это Рождество никогда то было, оно сейчас совершается. Сейчас также Ирод охотится на Младенца Христа. Если мы с вами не убережём этого Младенца, то мы и останемся всё последующее время этого года без Христа Спасителя в нашем Храме, в нашем домашнем храме и в нашем сердечном храме.
Пусть каждый из нас задумается насколько это важно и постарается изучить все догматы Церкви, прочитать Священное Предание, изучить Иконописное Преданье – всё это нам поможет защищать православную веру прежде всего перед нашими сомнениями в нашем сердце, потому что мы должны сначала сами утвердиться в православной вере, а потом утвердить наших близких, наших родных, наших мужей, детей, внуков, а потом весь наш окружающий мир.
Дорогие братья и сестры, давайте с вами сегодня попробуем защитить Христово Рождество. Младенец Христос, когда родился, то к Нему пришли пастухи, поклонились Ему, а также через некоторое время пришли волхвы. И вот некоторые сомневались и сомневаются до сих пор в том, что каким образом волхвы могли прийти так быстро, если Звезда зажглась во время Рождества Христова. Мы знаем от Святителя Димитрия Ростовского и от других Святых, из Священного Предания, что по-настоящему Звезда зажглась не во время Рождества Христова, а во время Его зачатия, то есть во время Благовещения Пресвятой Богородицы. Это очень важное отличие, потому что мы должны сразу же прибавить девять месяцев. Девять месяцев нужно было на то, чтобы волхвам добраться из своих стран, то есть они готовились и приходили.
Почему это ещё важно сейчас для нас? Это важно ещё и потому, что некоторые учёные еще говорят, что Христос не мог прожить на самом деле 33 года, потому что они говорят: «Вот родился Христос в этот момент, умер – в этот момент по историческим данным, но в это время Ему не было 33 года». На это мы можем ответить именно этим событием. Мы знаем, что Звезда зажглась за 9 месяцев до Его Рождества, т.е. во время Благовещения. И вот как раз, если считать время Господа Иисуса Христа, Его жизнь, именно начиная от Благовещения, от Его зачатия, как раз и получается, что во время распятия на Кресте Ему исполнилось 33 года.
Это ещё важно и для того события, что некоторые говорят, что Евангелие - сказка и что Ирод почему-то выбрал именно двух летних младенцев для убийства. Зачем он это сделал, если Младенец только родился? На это опять ответ: вот эта Вифлеемская Звезда, которая зажглась именно во время Его зачатия. Ведь волхвы, когда пришли к царю Ироду, они же не знали родился Спаситель или не родился, они не знали сколько Ему времени. Они знали, что произошло событие. А какое событие произошло они не знали. Они знали только о пророчествах, потому что пророчества были ещё от Пророков, которые проповедовали в различных языческих странах.
Сначала волхвы пришли к царю Ироду и там они стали спрашивать. Когда царь Ирод сказал им, чтобы они возвестили ему, когда они поклонятся Царю Христу, чтобы они возвратились. Но они этого не сделали, потому что им Ангел повел им возвращаться к себе на родину, а Иосифу и Марии повелел бежать в Египет.
Это событие подтверждает, что волхвы сказали, что они думают, этому рождённому Царю должно быть около года. Они уже подходили к Вифлеему, искали Спасителя. И в это время они сказали, что Спасителю около 10 - 11 месяцев. Поэтому Ирод накинул еще один год для подстраховки и стал убивать всех младенцев.
Учёные сомневаются почему именно 14 тысяч младенцев, когда в городе Вифлеем всего было около 3 тысяч жителей и там могло быть убито всего 20 младенцев. На самом деле это неправда, потому что в окрестностях Вифлеема было насчитано не меньше, чем полмиллиона человек. По переписи во всем Израиле было около 3-х миллионов человек. И вот от полмиллиона человек можно было родить по статистике около 14 тысяч младенцев вот этого возраста, и в этом нет ничего удивительного. Воины Ирода убивали не короткое время вот этих младенцев, они гнались во все окрестности и искали Спасителя. Этому есть подтверждение то, что Ангел повелел не просто уйти из Вифлеема Святому семейству, он повелел бежать в Египет. Как мы знаем из Священного Предания, что вот эти римские воины, они гнались не только по Израильской территории, а они гнались ещё и по пустыне, и ещё долгое время воины гнались, когда даже Святое семейство находилось в Египте. А в Египте они находились несколько лет и за ними было преследование вот этих пособников Ирода, которые хотели погубить Младенца. И за это время, конечно же, много можно было убить младенцев. Потом уже много младенцев не убивали, и особенно вот эта кровавая расправа была первые дни, первые недели, первые месяцы после приказания Ирода. Ироду не приносили этих младенцев, они убивали их на месте. Поэтому вот это число, оно может быть и больше 14 тысяч младенцев, потому что было несколько версий, но 14 тысяч младенцев указаны как минимум. Святая Православная Церковь чтит их во Святых.
А сейчас некоторые ученые хотят всё это опорочить для того, чтобы превратить Рождество в нечто необычное, и чтобы мы стали сомневаться в Рождестве, потом в Крещении, потом в смерти Спасителя, потом в Воскресении. Это всё цепочка. Если у пилы убрать в цепи хотя бы одно звено, то пила не будет пилить. И также здесь, в этой цепочке событий, если убрать одно звено, то ничего не будет ценно и благонадёжно. Люди перестанут верить всему, что есть в Евангелие. Поэтому мы должны защищать Евангелие и всё, что там находится. Но мы можем защитить через Священное Предание и Иконописное Предание. Мы знаем, что разбойник на кресте, который был распят, он был по имени Рах, и об этом написано в иконе в честь этого благоразумного разбойника. И также много многое мы можем усмотреть в иконах. Мы также часто видим, как Святое Семейство бежит в Египет. Мы на иконе видим, как Иосиф с Марией на ослике убегают. Но мы ещё должны знать важную вещь, что не только Иосиф с Марией бежали в Египет со Спасителем, но и также с ними по Преданию шёл брат сводный Иисуса Христа по имени Иаков. Это был сын от первого брака Святого обручника Иосифа. По Преданию он взял своего сына и брата Спасителя и отправился из Назарета вместе с Божьей Матерью, скрывался от Ирода и смог возвратиться только после смерти этого страшного царя. После него стал восседать на троне его сын Архелай, который также был жесток.
Мы знаем, что по преданию, когда Святое Семейство бежало в Египет, не только люди пытались защитить и помочь Спасителю и Его Святому Семейству, но им помогли даже семейство разбойников. Своего Творца спасали и насекомые. Когда Святое Семейство забежало на гору в одну пещерку, то римские воины, которые близко подобрались к Святому Семейству по их следам и вот-вот готовы были их погубить. И когда воины подошли к этой пещере, то увидели, что проход в пещеру затянут паутиной. И один римский воин сказал: «Это не может быть, чтобы они сюда прошли, поэтому пойдем скорее дальше, чтобы они не убежали от нас». И вот, когда они отошли от пещеры, то Святое Семейство смогло выйти из этой пещеры и идти дальше. Даже пауки спасали Своего Творца. Они затянули за несколько минут паутиной вход в пещеру таким быстрым способом, что воины подумали, что здесь уже несколько недель или несколько месяцев не проходил ни один человек. Эти пауки спасали даже других Святых Мучеников в первых веках христианства.
Мы с вами люди современного века почему-то не хотим спасать Спасителя. Сейчас проходят такие же Евангельские события, и мы с вами на самом деле находимся, можно сказать, в новом Египте. Дело всё в том, что Господь был помещён в Египет, и там Господь-Младенец претерпевал очень много различных унижений с Божьей Матерью и Иосифом. Их даже часто никто не мог их накормить или приютить.
Мы с вами забываем о том, что наш ближний есть сам Христос, и наша ближняя какая-нибудь старушка – это есть образ Божьей Матери или старичок – образ Спасителя. Мы должны понимать, если мы не окажем милость сейчас, в эти святочные дни, то мы не окажем милость Самому Спасителю. Господь испытывает каждого из нас и хочет, чтобы мы имели милосердное сердце.
В Египте был один случай, когда Божья Матерь подошла со своим Семейством и уселись рядом с деревом и стали отдыхать. И вот у этого дерева Божья Матерь, отдохнув, помолилась. По её молитве свершилось великое чудо, и забил такой чудесный родник, что он до сих пор течёт и приносит много различных исцелений, и многие искушения у людей проходят и духовные, и телесные. Но в это же время случилось некоторое чудо над этими людьми, которые не захотели служить Господу.
И вот мы с вами сейчас прочитаем стихотворение, которое называется «Выживет ли Младенец Христос в Новом Египте?»
Бушует Ирод, злобу извергая,
И воинов посылает за Христом,
Бежит семья Христа, – изнемогая,
Ещё Младенец, – а уже с Крестом!
Бегут они в Египет средь пустыни,
И вот Каир, – уже блестит в дали,
Они проходят мимо Матарии,
Где хлеб растили люди у реки.
И Матерь Божья, исхудав в дороге,
Спросила хлеб, – у смуглых египтян,
Они же, посмотрев на них в тревоге,
Ушли к домам, забрав с собой крестьян!
Все отвернувшись, хлеба пожалели,
Семейство продолжало вдаль идти,
А египтяне сердцем почернели,
Мечтая хлеб, – грузить на корабли!
И загрузив корабль, – зерном отборным,
Они отправили его в Каир,
Но Нил вздымаясь валом непокорным,
Их хлеб отдал на дно, – где рыбам пир!
И с тех времён, – когда Мария плача,
Ушла с Иосифом голодная в Каир,
Для земледельцев вышла неудача,
Не вырастает больше их кумир!
И сколько б не пекли они лепёшки,
Не всходит тесто, – мёртвое стоит,
Лишь просят молока, – египетские кошки,
Голодный мальчик, – за столом сидит!
Они давно уж поняли ошибку,
Но не хотят прощенья попросить,
И повторяют снова эту пытку,
И не хотят по Божьему зажить!
Две "тыщи" лет, – хлеба уж не подходят,
Две "тыщи" лет, – кумира лишены!
Христос есть Хлеб, – они всё не приходят,
Им дороги лишь прежние мечты!
А Божья Матерь, каждый год проходит,
С Святым семейством мимо египтян,
То в виде бабушки Она приходит,
То дедушка попросит хлеб крестьян!
Но так никто не хочет исправляться,
Все ждут они великий урожай,
С кумиром хлебным, – трудно ведь расстаться,
Ведь берег Нила, – это хлебный край!
А разве мы не ждём, как те крестьяне,
Когда наступит рай здесь на земле?
И Хлеб, рассыпав прямо на "поляне",
Пытаемся сушить в вечерней мгле!
Свои богатства, – спрятали мы в Банки,
Но «речка Нил», – все банки унесёт,
И на кумиров, жалкие останки.
Песка речного, – гору нанесёт!
Кумиры пали, – видев Божью матерь,
Никто не смеет, перед Ней стоять,
Лишь мы стоим, – не чувствуя фарватер,
Куда нам плыть, – иль может убежать?
И Матерь Божья, с Сыном всех обходит,
И хлеба просит, – в странствии Своём,
Как мало милосердия находит,
И мокнут все под проливным дождём!
Уже, пол мира отказало в хлебе,
Уже, – в пол мире, – хлеба не растёт!
Придётся, – Хлеба, – Ей искать на Небе,
Где нет кумиров, денег и хлопот!
В этом стихотворении рассказано о Церковном Предании, когда Божья Матерь просила хлеба, и египтяне отказали. До сих пор в этом месте Матарии не растет хлеб, вырастает очень маленький урожай, и также тесто не подходят. Люди не могут ничего вырастить и испечь. Это проклятие. Люди могли бы покаяться, но люди не каются.
Божья Матерь на самом деле, когда шла дальше в Египет, то многие идолы падали. Вот поэтому люди-египтяне, язычники были очень недовольны. Когда падали многие храмы и совершалось землетрясение, идолы сокрушились, то многие языческие волхвы выходили и поклонялись Божьей Матери. Откуда это почитание? На самом деле, это время многие были в недоумении, почему так происходит. Когда ещё до рождения Христа в этих местах жил Пророк Иеремия, то он проповедовал о Божьей Матери, которая придёт и падут все идолы. Языческие волхвы, жрецы нарисовали некую икону. Она была почти в каждом Храме. Там была нарисована Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Когда царь спрашивал, что это за Дева, то язычники отвечали, что это великая тайна, и она совершится только в последние времена.
И вот эта тайна совершилась. Сам Христос пошёл в Египет. По Священному Писанию он был привезён в Египет на ослике. Также мы знаем, что Господь пророчествовал через Пророков о том, что из Египта воззвал я Сына Своего. Так Господь вернулся в Назарет и потом стал проповедовать.
Мы знаем, что Вифлеем переводится как город хлеба. Именно в Вифлееме родился Сам Спаситель, и это есть истинный Хлеб. Когда египтяне отказали Господу, Божьей Матери, Иосифу в хлебе, то они отказали Спасителю и лишились Хлеба Жизни.
Пусть каждый из нас, даже находясь в этом Новом Египте, в этом мире, где столько много язычества, постарается прежде всего не отказывать своему ближнему в Хлебе Насущном, не отказывать своим близким, своим далёким, своим чужим. Потому что нет никого на самом деле чужого. Тех людей, которых мы называем чужие, они есть самые близкие. Господь проверяет нас, испытывает, потому что Он ходит и проверяет. Если наш дом, наша семья откажет какому-то человеку в хлебе, в милостыне, то не получится ли тоже самое и с нами, как получилось в Каире, в этом местечке Матарии, когда не будет всходить хлеб, не будет урожая, не будет подниматься тесто и не будут испекаться хлеба, и мы лишимся всего, что даже имеем.
Пусть каждый из нас не забывает, что прежде всего мы должны служить друг другу. И только служение ближнему – это и будет служение Богу, Которого мы не видим. Пусть каждый из нас ждёт, когда наступит время Крещения, наступит время Великого Поста, наступит время Святой Христовой Пасхи, чтобы вместе со Христом нам воскреснуть.
Аминь
08.01.2020 г.
Свидетельство о публикации №121051305372