Ладья постмодернизма

Попеременно воспроизводятся гулкие разряды времён. И течёт река Гераклита. Перетекают воды из прошлого в настоящее, видоизменяются, меняют цвет, запах и вкус. Открытые земным ветрам, скользят, как лодки по волнам, эпохи за эпохами; каждое время существует под своим кодовым названием.

Скрылись лодки с обозначением: возрождение, просвещение, реализм. Трутся боками модернизм и постмодернизм. Ладья постмодернизма явно перегружена, в неё уложены пожитки всех прежних веков. Джон Барт погрузил туда «Химеру». Он покончил с реализмом и соединил экзистенциализм с древними мифами и сказками «Тысячи и одной ночи».

 Сам Д. Барт признавался, что его задача: «превратить простое в запутанное».
У него собственный рассказ, помещён в других рассказах: Дуньязада перебивает Шахразаду, которая рассказывает «Беллерофониаду», а «Беллерофониада» оказывается частью «Дуньязадиады», а рассказывает её Дуньязада. Сложно? Да. Лодка качается из-за перегруженности.

Вероятно, поэтому Умберто Эко считает, что писателю можно свободно выдумывать, однако, предупреждает, что следует «сковывать себя ограничениями». 

Литературные постмодернисты смысловые темы рассматривают как интертекстуальность. Они часто используют приёмы игры, иронии, шутовства для раскрытия серьёзной темы. Карнавализация пространства, в их понимании, помогает выживать в беспорядочной жизни. Вследствие стирания границ между прекрасным и безобразным реальное ещё более погружается в хаос. И нельзя найти ни начала, ни конца – искажение времени, смесь вымышленного с реальным. Всё сложно.

Что за лодка под именем: «Постмодернизм»? Куда она плывёт? Выплывет или потонет под невозможным грузом?
Ладью сопровождает улыбка чеширского кота, сидящего в прибрежных кустах.


Рецензии