Маргарита человек разумный часть 397

Маргарита человек разумный часть 397

Села - бог-громовержец
Сели, у ингушей Бог грома и молнии, отец бога Елта, Села Саты, муж богини Фурки. Села подвластны люди, боги; в его бурдюках заключены стихии: из одного он выпускает снежную вьюгу, из другого - мороз, и т. д. Радуга - это лук Села, который он вешает на небо, молнии - его стрелы. Из-за непослушания ему окривел Елта; он обрекает на вечные муки героя Курюко, выкравшего у Села овец, воду, растения для людей, и героя Пхармата, похитившего у него огонь для нарт-орстхойцев. Согласно более поздним представлениям, Села не столь всемогущ.
Предводитель нарт-орстхойцев Сеска Солса, вступив с ним в единоборство, поломал ему рёбра, и нарт-орстхойцы угнали белых Овнов, который ежегодно совершал в честь Селы. жертвоприношения. В весенний месяц сели-бут («месяц Селы») по ингушскому народному календарю в святилищах Селы совершали жертвоприношения; в молитвенных песнопениях, обращённых к нему, просили дождя и хорошего урожая. Селинг (инг.) село. Хермарт (с ингуш. яз. Пхар «Кузнец», Пхермарт украл огненное пелено у Селы и дал его нартам(ингушам-великанам, времен палеолита).
Ерд
Ерды, в мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном (седовласый старик) или зооморфном (белый козёл) облике. В одном из преданий Ерд имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса - т. н. ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Ерд был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.).
Мелер-Ерда
Мелер-Ерда - Бог ингушей покровитель плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.
Можь
Можь – у ингушей и чеченцев злая сестра солнца и луны. Можь сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гонится за солнцем и луною. Когда она догоняет их и заслоняет, происходит затмение. Можь отпускает солнце и луну только после того, как ее об этом попросит невинная перворожденная девушка.
Хьунан Йо (Лесная дева)
В вайнахской мифологии это богиня охоты, покровительница диких животных, леса. По легендам, она помогает охотнику, при условии, что он сохранит в тайне, что видел ее. В противном случае, охотник умирает в страшных муках. Лесных женщин ингуши представляют как людей, отличающихся необыкновенной красотой; роскошные волосы у них доходят до самых пяток и имеют золотисто-серебристый цвет. Но по характеру своему злы, коварны и опасны для людей, хотя и не особенно; но благодаря тому, что проклятия их имеют силу, они ненавидят людей и проклинают их род при встрече с ними Несколько отличается от приведенной выше характеристика образа «лесной женщины»
Боги природы
Гела - бог солнца. (Предположительно еще назывался Галь-ерд).
Дарза-нана (Фурки) - богиня вьюг.
Миха-нана - богиня ветра. 
Елта - бог охоты и урожая.
Села-Сата - богиня искусства и ремесел, покровительница девушек.
Тушоли - богиня весны и плодородия.
Эл-да (Эштр, Этер) - бог мертвых.
Уна-нана  - богиня смерти и болезней.
Хи-нана - богиня воды.
Аза - мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца
Бетта - божество луны.
Дели-Малх - солнце (букв. «божье солнце»).
Кинч - мать богини луны.
Мож - сестра луны и солнца.
Мехка-нана - богиня горной местности. Раньше жители аула Гвилети ее высоко чтили и обязательно ей молились, прежде чем взойти на гору Башлам. Эта богиня помогала путникам и тем, кто ходил в горы. Мехка-нана знает, где на горе спрятаны клады. Осенью она по низу горы протягивает невидимую веревку, и кто ее перейдет, тот неминуемо замерзает.
Боги покровители
Мятцели - старший брат Тамыжа и Амгали. Самый известный и почитаемый из всех богов. Его именем назван месяц июль и день недели (воскресенье). Особое покровительство он оказывает женщинам. В день праздника Мятцели, запрещается обижать и оскорблять их.
Тамаш-ерда  - (Тамыж-ерда). В переводе с инг. «крылатый дух» (там - крыло).
Амгали-ерда - брат Тамыж-ерда. Обитает на горе Будур-лам в селе Хули.
Молдз-ерд - Бог войны (в переводе с инг. «проворный дух»).
Сусол-дяла - подчиненный бога Мятцели.
Болом-дяла - По преданию, когда часть ингушской семьи переселялась поближе к бацбийцам, при подъеме в горы, одной девушке стало плохо, и она воскликнула «Даьлой, ва даьлой! (Боже! о Боже!). Вдруг все покрылось непроницаемым туманом, а когда он рассеялся, на голой до того времени песчаной почве зеленела сочная трава. После этого чуда половина семьи (Хили-уачи) вернулась об¬ратно и поселилась в Арзи.В честь ознаменования чуда выстроили храм Болом-дяла (Болом)».
Тхаба-ерда - в переводе «Святой (ерда) двух тысяч». Изначально был христианским храмом, который в дальнейшем превратили в языческий и устраивали жертвоприношения богам.
Магал (Маги-ерда) - Был предсказателем, в его доме жила звезда ветров, змея и птичка-несущая благодать (стриж).
Мелер-ерда - покровитель напитков (вино, пиво). На з. стороне Лаьжг, рядом с «Мелара-гала» в районе «Мелара кхаш» (пахотные земли,на которых выращивался хлеб и напитки для ритуальных праздников в окрестных селах)
Лесные духи
Подчиняются Елте - богу охоты и плодородия.
Хьунан Йо
«Лесная дева». У нее длинные серебристо-золотистые волосы, и она небычайно красива. Мужчина, который имел с ней связь, никогда не знал неудач в охоте. Но если он рассказывал кому-либо о ней, то утром его находили мертвым.
Вочаби
Имели образ горного козла, но чаще всего люди не могли их видеть, и лишь слышали их голоса. Наказывают охотников, которые могли убить их животных. После этого охотник терпел неудачи, или не осмеливался больше охотиться.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →