Ещё раз о рифме
Одно дело, когда это признаки неумения, но совсем другое, когда мастер использует подобные вещи намеренно.
Честно говоря, меня совсем не привлекает поздний Пикассо. Но до того, как удариться в абстракционизм с элементами примитивизма, он был прекрасным рисовальщиком (искусствоведы поправят, если путаюсь в терминах, хотя в данном случае важна суть, а не «измы»). И изменил он манеру письма не от неумения, а совсем даже наоборот: захотелось чего-то нового, более, как казалось, адекватного времени, эпохе, происходящим вокруг событиям и своему внутреннему состоянию.
То же происходило и продолжает происходить во всех видах творчества и практически со всеми мастерами, которые в течение жизни зачастую не один раз меняют стиль и манеру исполнения (специально использую слово, применимое и к авторам, и к интерпретаторам), плывя против или даже поперёк наметившихся течений и ломая устоявшиеся каноны.
Вообще говоря, в творчестве можно все, если это оправдано и талантливо. Но формализовать эти понятия невозможно, поскольку восприятия и оценки в искусстве субъективны. И не всегда то, что общепринято и модно на данный момент, со временем оказывается наилучшим из существовавшего в эту эпоху. Хрестоматийный пример — опередивший остальных музыкантов на несколько столетий Иоганн Себастьян Бах, которого современники считали сочинявшим в устаревшей манере композитором.
В отношении глагольных и прочих «примитивных» рифм давайте посмотрим один из самых сильных отрывков в русской поэзии — фрагмент из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон»:
«Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз;
Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!
И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..»
С современно точки зрения, рифмы использованы самые «примитивные»: раз — глаз, удалиться — шевелится — катится, камень — пламень, той — слезой. Но этого при чтении совершенно не замечаешь. Наоборот, такие рифмы способствуют созданию очень выразительной звукописи, которая отличается в двух разновременных частях: «Он хочет в страхе удалиться...» и «Поныне возле кельи той...». Эти части вообще построены на контрасте между возникшим у Демона вроде бы человеческим чувством любви к земной женщине и сверхчеловеческим его проявлением.
И тут надо обязательно обратить внимание на то, что Лермонтовым, сознательно или интуитивно, использованы все четыре стихии древних философий: крыло как олицетворение воздуха, слеза — воды, камень — земли, а огонь прямо назван одним из своих имен. При этом выступают они в несвойственных для себя ипостасях: крыло не шевелится, т. е. превращается в камень — элемент земли , слеза, будучи водой, жарка, как огонь, и прожигает камень, хотя обычно земля пламя гасит. Всего этого в естественных для человека условиях быть не может. Возникает картина сверхъестественного по силе чувства отличного от людей существа в тот момент, когда в Демоне возрождается то лучшее, что он потерял, казалось, безвозвратно. И трагизм происходящего тоже становится очевидным.
Лермонтов не зря был ещё и художником. Он зримо рисует именно ту картину, которую потом сумеет в красках воплотить Врубель. И это место по сути своей объясняет все, что произошло между Демоном и Тамарой, Арбениным и Ниной, а также самим Лермонтовым и женщинами, которых он любил. Ведь тема Демона — центральная и глубоко личная в творчестве Лермонтова. И с ней потом будет перекликаться и мироощущение Маяковского, использовавшего уже совсем другую форму и приемы стихосложения, что в данном случае не важно. Поскольку важно воздействие на читателя, а не способ этого воздействия.
Талант, не говоря о гении, рано или поздно находит тот способ самовыражения, который даёт ему возможность обрести собственный, отличный от других голос. И адекватную конкретному состоянию и целям форму находит тоже. Но для читателя, который сам не литератор, литературовед или критик, совершенно не важно, какими средствами достигается впечатление, если результат созидателен, а не деструктивен (к сожалению, гении зла тоже существуют). И вдумчивый читатель, полагаю, всё это давно уже понял.
Свидетельство о публикации №121051104666