Особенности творческих взаимоотношений

 1.Вступление.

Статья рассчитана на широкий круг читателей. Задумана она, как некое размышление о сущности творческих процессов вообще и, непосредственно,  в сфере искусства. Речь пойдёт также о некоторых особенностях затронутой темы с прикладной точки зрения: как это всё происходит в непосредственной и конкретной реальности нашей жизни.
Чтобы у читателя не возникло недопонимания относительно основных соображений статьи, я, в меру своих сил, привёл здесь некоторые формулировки главных понятий. Вероятно, они могут не удовлетворить взыскательного читателя недостаточной корректностью определения, но суть ситуации они передадут достаточно верно.
Принимаясь за эту работу, я не рассчитывал на какие-либо особенные откровения и открытия. Но многое из того, что будет здесь изложено, находится в головах людей, зачастую, в хаотичном состоянии. Системность же – это ключ к пониманию многих вопросов, в том числе и наших будней. И хорошо, когда этот ключик имеется, даже если воспользоваться им не слишком-то получается.

2.Что такое творчество? Метод познания.

Итак, о творчестве. Творчество – это процесс созидания умственным трудом, на базе уже имеющихся и усвоенных ранее известных истин, такого продукта, который несёт в основе своей новое знание. То, что раньше не было точно известно.
Иногда люди, что называется «изобретают велосипед», но это никоим образом не отменяет процесса творчества. Просто, в данном случае, некто сам для себя создал это новое знание, не зная того, что это уже давно известно другим.
Фактически, творчество – это и есть метод познания, где отражён второй закон диалектики: переход количества в качество. Соответственно, творчество – это инструмент развития общества.
Кроме сферы искусства, творчество, как фактор развития, работает почти во всех отраслях человеческой деятельности. Конечный продукт творчества – новое знание – в прикладных направлениях человеческой деятельности именуется изобретением.

3.О пользе ошибок.

Здесь необходимо, для большей ясности вопроса, небольшое отступление от основной темы статьи – от творческого развития.
Разумеется, всем известно, что отрицательный результат – это тоже результат, который может принести обучающую пользу (например, так не делай).
Но без ошибок и нет фундаментального творческого развития. Только усомнившись в однажды установленных истинах и предположив их возможную ошибочность, можно двигаться дальше по пути прогресса. То, что когда-то считалось не верным, на новом этапе развития, который приходит в результате творческой деятельности исследователей – в итоге становится новым знанием.
К примеру, параллельные Эвклида, в геометрии Лобачевского, могут пересекаться. Или, что невозможно в физике Ньютона, то вполне возможно в понятиях квантовой механики. Причём, одно полностью не отвергает другое. Просто масштаб и уровень вопроса поднимается на качественно новый уровень. Таким образом, творческий процесс, предположивший некоторую ошибочность предыдущего знания, позволил создать новое знание на базе усовершенствованного старого.
Именно поэтому высокий уровень развития сугубо машинной цивилизации (мир роботов) представляется очень маловероятным. Машины сами не могут допускать ошибочность ранее заложенных в них правил поведения. Они сами не способны открывать новые законы. Задача про осла Буридана для них не разрешима. А значит, и развитие у такой цивилизации - крайне проблемно. Только цивилизация людей способна к развитию, благодаря возможности творческого подхода к вопросу ошибочности.
Но впрочем, здесь может быть много иных разнообразных суждений. Тема достаточно велика и сложна, и к контексту статьи имеет только косвенное отношение. И потому, перейдём к следующему пункту.

4.Сфера применения творчества и понятие «обоймы».

Творческая деятельность в искусстве, также как и многие иные виды человеческого функционирования, базируется на фундаментальных законах развития в сообществе людей, в социуме. И, хотя мы постоянно сталкиваемся с ними в повседневной жизни, редко кто сознательно обращает внимание на закономерности этих неписаных законов. Обычно, их именуют расплывчатым понятием – жизненная мудрость.
Творческий подход к решению задач повседневной жизни может распространяться (кроме искусства) практически почти на все отрасли человеческой деятельности: в науке, в спорте, в медицине, в промышленности, в управлении и прочее. Но везде такой вид социального функционала будет лимитирован в своём высшем проявлении одним весьма существенным обстоятельством. Условно его можно назвать «Законом обоймы» (ЗО).
Тут необходимо сделать одно небольшое отступление. Из теории управления известно, что эффективно один человек (руководитель, функционер, менеджер) может руководить подчинёнными в количестве, примерно, 10-12 человек. В зависимости от обстоятельств эта цифра может меняться, но некая близкая к этому базовая величина остаётся, как определяющий показатель. По этому принципу строится подавляющая часть самых разных профессиональных подразделений, объединений и коллективов. В больших объединениях включаются дополнительные правила формирований и коэффициенты. Но для рассматриваемой темы, вникать в это совершенно не обязательно.
Все отраслевые вершины социума (и искусство в том числе) подчиняются в реальной повседневности этому правилу и трансформируются в Закон обоймы (ЗО).

5.ЗО в практике повседневной жизни сферы искусства.

Обойма управления, или иной важной деятельности в какой-либо отрасли в социуме, может именоваться «нашим кругом», «элитами», «руководством»  или как-то ещё, но это не меняет суть ситуации. ЗО, в той или иной форме, работает всегда и везде.
Сфера массовых развлечений и коммуникаций, связанная так или иначе с искусством (кино- и театральная деятельность, концерты, выступления творческих исполнителей и коллективов, и прочие подобные мероприятия) продаёт свой продукт потребителю (зрителю, слушателю). Отсюда закономерно вытекает необходимый рычаг воздействия на ситуацию – баланс спроса и предложения. Спрос всегда имеет естественные рамки ограничения. К примеру, на слуху у человека обычно бывает около 10 поэтов. Вы сможете навскидку назвать большее количество авторов известных или популярных стихов? Кто-то может, но это будет не массовая категория любителей поэзии. А потому, заметно большее количество известных поэтов просто не нужно для концертной деятельности.
Примерна та же картина среди вокалистов или музыкантов для каждого конкретного направления (эстрада, классика, романс, шансон, рэп и пр.). Вероятно там «обойма» будет побольше, но она всё равно будет лимитировать количество необходимых «звёзд».
В каждом жанре и направлении, в каждом региональном островке воздействия, размер «обоймы» в некотором диапазоне - есть величина постоянная или около того. Баланс спроса-предложения регулирует эту ситуацию. Если вдруг у публики появляется дополнительная потребность на тот или иной жанр в сфере массовых развлечений, то менеджеры и продюсеры быстренько зажгут новые «звёзды» («потому, что это кому-нибудь нужно»), а обойма увеличится. Руководители, как рыбаки, выловят из реки творчества свой улов или просто выкрикнут в длинную очередь претендентов  – следующий! Как говорил Швейк: «И путь открыт к успеху!». А возможны и обратные процессы, и ещё как возможны.
Кроме того, «обойма» исполнителей должна, по законам эффективности  жанра, время от времени обновляться. Тогда и появляются новые «звёзды»,  переходящие из категории второй очереди – в первую, из резерва – на передовую. Но поскольку «обойма» слишком заметно не должна разрастаться, то кому-то из «бывших», кого назначат слабым звеном, придётся перейти в категорию «второй свежести». Тоже процесс вполне обычный.
Потому-то и так нелегко жить в мире шоу-бизнеса, как профессионального, так и любительского, или промежуточного между этими двумя состояниями. Участники этих процессов могут мигрировать по ступеням славы, переходить из одной категории в другую, производить какие-то иные манипуляции, но жизнь в «творчестве на вынос» всегда достаточно напряжённа и непроста.
В таких прикладных моментах, творческая жизнь – это всегда конкурс, соревнование и конкурентная борьба за высоту площадки выступления, за престижность зала, за величину тиража. И появление новой «звезды» почти всегда означает близкий закат «звезды» старой, предыдущей. Не просто сохранять достойные человеческие отношения в такой ситуации. Но честь и слава тому, кто остался при этом на высоте нравственного положения.
Вспоминаются известные строчки Высоцкого:
«И пусть хоть реки утекут воды,
Пусть будут в пух засалены перины,
До лысин, до седин, до бороды
Не выходите в первые ряды,
И не стремитесь в примы-балерины.»
Можно и стремиться, но надо чётко понимать и знать какой ценой ты всё это  оплатишь. И не нарушать законов нравственности, которые всем известны. Ибо каждый шаг в безнравственность приближает человека к возможному успеху в пути на вершину социума, но отдаляет от пути художественного достижения творческой глубины. А значит, отдаляет и от сохранения своего имени во временной протяжённости, в известности потомков. Пусть даже самой малой, но творчески честной.


Рецензии