О некоторых основах стихосложения. Часть 3
3. Основные способы рифмовки.
3.1. Способ сплошной (попарный) в катрене.
Сплошной способ рифмовки – это приём, где рифмуются первая и вторая строка, а потом рифмуются третья и четвёртая строки (АА+ББ). Заглавными буквами обозначены выбранные автором рифмы.
Пример. Восторгался тобой всё нескладно я «А»
Красота ты моя, ненаглядная. «А»
Привела к тебе тропка узкая, «Б»
Красота чудная, нерусская. «Б»
3.2. Способ перекрёстный в катрене.
Перекрёстный способ рифмовки – это приём, где рифмуются первая и третья строка, а потом рифмуются вторая и четвёртая строки (АБ+АБ).
Пример. Белеет пару одинокий, «А»
В тумане моря голубом! «Б»
Что ищет он в стране далёкой? «А»
Что кинул он в краю родном? «Б»
3.3. Способ «опояска» (кольцевой) в катрене.
Способ опояска – это приём, где рифмуются первая и четвёртая строка, а потом рифмуются вторая и третья строки (АБ+БА).
Пример. Как весел грохот летних бурь, «А»
Когда, взметая прах летучий, «Б»
Гроза, нахлынувшая тучей, «Б»
Смутит небесную лазурь… «А»
3.4. Способы рифмовки в многострочных строфах.
Для пятистрочных строф наиболее характерны способы рифмовки, где рифмуются между собой первая, третья и четвёртые строки, а вторая строка рифмуется с пятой (А+Б+А+А+Б).
Пример. Со взглядом этих чудных глаз «А»
Я засыпал и просыпался. «Б»
Они воспитывали нас, «А»
Спасали в самый трудный час «А»
Нас всех, но я один остался. «Б»
Встречаются и иные рифмовки пятистрочника, вроде английского лимерика - А+А+Б+Б+А.
Однажды увидел чудак
Во сне, что он ест свой башмак.
Он вмиг пробудился
И убедился,
Что это действительно так.
Разумеется, могут быть образованы и другие комбинации рифмовок пятистрочника.
Для строф объёмом в 6 или 7 строк перекрёстных вариантов рифмовки существует, соответственно, ещё больше. Важно только помнить о необходимости соблюдения выбранного размера для рифмующихся строк. Пример семистрочника (А+А+Б+В+В+В+Б).
Как пойдет – никто не знает, «А»
Где найдёт, где потеряет. «А»
Что дано – тому и быть. «Б»
Но одно я точно знаю – «В»
Надо жить, не отступая «В»
От пути, где Русь родная, «В»
Помнить, верить и любить. «Б»
Здесь использован логаэд. Проведём небольшой разбор по строкам.
1-я строка. Анапест + ямб + ямб.
2-я строка. Анапест + анапест + хорей.
3-я строка. Анапест + ямб + ямб.
4-я строка. Анапест + ямб + ямб.
5-я строка. Анапест + ямб + ямб.
6-я строка. Анапест + ямб + ямб.
7-я строка. Хорей + хорей + анапест.
4. Рифмованный и не рифмованный стих.
4.1. Рифмованный стих.
В данном случае особых пояснений не нужно. Для примера можно взять почти любой стих А.С.Пушкина из школьной программы.
4.2. Белый стих.
Белый стих – это форма не рифмованного стиха в силлабо-тоническом варианте стихосложения (обладает размером).
Пример.
Как по морю, да по океану,
По волне голубой, да зелёной,
Шёл Кораблик, трудяга старенький,
В порт приписки из капремонта.
Или. В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
4.3. Свободный стих (верлибр).
Свободный стих – это форма не рифмованного стиха, где полностью отсутствует размер, но имеется наличие поэтических строчек.
Пример - известное произведение А.Блока.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
Другим примером верлибра можно считать «Песнь о буревестнике» М.Горького.
Свидетельство о публикации №121051104196