Имя на поэтической поверке. Алексей Апухтин
Если прочитать это стихотворение «Деревенский вечер» детям и спросить, кто же автор, то многие воскликнут: «Пушкин!..» И будут по-своему правы, поскольку Алексей Апухтин – весь оттуда, из пушкинской эпохи, хотя и родился через три года после смерти Пушкина:
«Деревенский вечер»
Зимний вечер сжат дремотой…
В тёмном зале всё молчит,
За обычною работой
Няня старая сидит.
Вот зевнула, засыпает,
Что-то под нос бормоча…
И печально догорает одинокая свеча.
26 февраля 1856 года.
На долю Алексея Николаевича Апухтина ещё хватило и пушкинского воздуха, и пушкинских метелей, и няня маленького Алёши Апухтина была под стать Арине Родионовне.
Стихотворение «Деревенский вечер» кажется последствием к седьмой главе «Евгения Онегина». Опустел дом, где росли Ольга и Татьяна, одна старушка няня дремлет в той зале, где ещё вчера звучал, смех и лилась музыка.
Алексей с детства тосковал о Пушкине, как о старшем брате, с которым он разминулся. И эта грусть-тоска светится в «Деревенском вечере», как одинокая свеча.
А поэту в пору написания этого стихотворения – всего шестнадцать лет, он студент Императорского училища правоведения в Петербурге.
Для массового читателя имя Алексея Апухтина ассоциируется прежде всего, с известными романсами. Вспомним, навскидку его известный классический романс, который на слуху:
«Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
Тема абсолютной любви в его стихах, обрамлённых прекрасной музыкой, его друга ещё по училищу Петра Чайковского, явилось той ширмой, за которой прячется всё остальное, что было создано им.
Между тем, его литературное наследие, не ограничивается романсами. Он был мастер в описании сложной и многогранной человеческой психики.
За два года до смерти было написано стихотворение «Сумасшедший» («Садитесь, я вам рад»), подводившее итог всей творческой жизни автора.
Ошеломляющий эффект производит это сочинение, ставшее визитной карточкой поэта. Написано оно в виде трагического монолога, который произносит человек, почти лишённый рассудка.
В нём содержится попытка уловить тончайшую грань между безумием и нормой.
В декабре 1890 года в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение «Сумасшедший», лирическая часть которого, со слов «Да васильки, васильки…» стала основой популярного городского романса:
«Сумасшедший»
Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королём был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущает мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны…
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных и очень устаю.
Как вам моя понравилась столица?
Вы из далёких стран? А впрочем, ваши лица
Напоминают мне знакомые черты,
Как будто я встречал, имён ещё не зная,
Вас где-то, там, давно…
Ах, Маша, это ты?
О милая, родная, дорогая!
Ну, обними меня, как счастлив я. как рад!
И Коля… здравствуй, милый брат!
Вы не поверите, как хорошо мне с вами,
Как мне легко теперь! Но что с тобой, Мари?
Как ты осунулась… страдаешь всё глазами?
Садись ко мне поближе, говори,
Что наша Оля? Всё растём? Здорова?
О, Господи! Что дал бы я, чтоб снова
Расцеловать её, прижать к моей груди…
Ты приведёшь её?.. Нет, нет, не приводи!
Расплачется, пожалуй, не узнает,
Как, помнишь, было раз … А ты теперь о чём
Рыдаешь? Перестань! Ты видишь, молодцом
Я стал совсем, и доктор уверяет,
Что это лёгкий рецидив,
Что скоро всё пройдёт, что нужно лишь терпенье.
О да, я терпелив, я очень терпелив,
Но всё-таки… за что? В чём наше преступленье?..
Что дед мой болен был, что болен был отец,
Что этим призраком меня пугали с детства, -
Так что ж из этого? Я мог же, наконец,
Не получить проклятого наследства!..
Так много лет прошло, и жили мы с тобой
Так дружно, хорошо, и всё нам улыбалось…
Как это началось? Да, летом, в сильный зной,
Мы рвали васильки, и вдруг мне показалось…
--------------------------------------------
Да, васильки, васильки…
Много мелькало их в поле…
Помнишь, до самой реки
Мы их сбирали для Оли.
Олечка бросит цветок
В реку, головку наклонит…
«Папа, - кричит, - василёк
Мой поплывёт, не утонет?!»
Я её на руки брал,
В глазки смотрел голубые,
Ножки её целовал,
Бледные ножки, худые.
Как эти дни далеки…
Долго ль томиться я буду?
Всё васильки, васильки,
Красные, жёлтые всюду…
Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут всё выше и выше…
Слышишь, смеются они…
Боже, за что эти муки?
Маша, спаси, отгони,
Крепче сожми мои руки!
Поздно! Вошли, ворвались,
Стали стеной между нами,
В голову так и впились,
Колют её лепестками.
Рвётся вся грудь от тоски…
Боже! Куда мне деваться?
Всё васильки, васильки…
Как они смеют смеяться?
-------------------------
Однако что же вы сидите предо мной?
Как смеете смотреть вы дерзкими глазами?
Вы избалованы моею добротой,
Но всё же я король, и я расправлюсь с вами!
Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме!
Для этого меня безумным вы признали…
Так я вам докажу, что я в своём уме:
Ты мне жена, а ты – ты брат её…Что, взяли?
Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена.
Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни?
Что делать, милая, недаром вся страна
Давно уж требует твоей позорной казни!
Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор
И благости пример подам родному краю.
Я не казни, нет, все эти казни – вздор.
Я взвешу, посмотрю, подумаю … не знаю…
Эй, стража, люди, кто-нибудь!
Гони их в шею всех, мне надо
Быть одному … Вперёд же не забудь:
Сюда никто не входит без доклада.
1890 год.
Надо упомянуть, многие помнят со старшего поколении, комическую сцену, из двухсерийного фильма режиссёра Татьяны Лиозновой «Карнавал» -1981 года, которая в 1973 году выпустила на телеэкран 12-ти серийный фильм «Семнадцать мгновений весны».
Нина Соломатина, юная героиня, в фильме, ошеломляет приёмную комиссию театрального вуза, экспрессивным чтением одного из лучших произведений Алексея Апухтина, стихотворения «Сумасшедший».
С ходу его стихи никто не узнаёт, и обращённые к просвещенной аудитории строки: «Садитесь, я вам рад…» в смущении принимают за дерзость. Ясное дело, героиню фильма в театральный ВУЗ не приняли.
Сюжет фильма такой. В небольшом провинциальном городке Оханске, со своей матерью живёт молодая девушка Нина Соломатина, роль её играет Ирина Муравьёва.
Отец, художник-оформитель, играет роль Юрий Яковлев, бросил её в раннем детстве и переехал в Москву. Решив попробовать поступить в театральное училище в следующем году, Нина временно поселяется у отца и его семьи.
Но на вступительных экзаменах в театральное училище, она позорно проваливается, с чтением «Садитесь, я вам рад…»
Такова судьба поэта Алексея Апухтина, вроде бы и известный по словам Блока о «цыганских, апухтинских» годах русской поэзии, по знаменитым романсам П.Чайковского – и всё же остающийся неузнанным уже не одним поколением читателей.
А фильм «Карнавал», режиссёра Татьяны Лиозновой, занял 9-ое место по итогам проката 1982 года – 30,4 миллиона зрителей, а Ирина Муравьёва, за исполнение главной роли, признана лучшей актрисой 1982 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
В фильме также были исполнены впервые песни «Позвони мне, позвони…», «Пусть не меркнут огни ваших радостных глаз» и «Спасибо, жизнь!»- певицей Жанной Рождественской.
Будущий поэт Алексей Николаевич Апухтин появился на свет 15 ноября 1840 года в городе Болхов Орловской губернии. Детство Алексея прошло в имении своего отца, деревне Павлодар Калужской губернии.
Семья не была богатой, хотя и принадлежала к среднему сословию дворянства. У Алексея было трое братьев – Николай, Афиноген и Владимир.
Глава семейства , Николай Фёдорович, был майором в отставке. Мать, Мария Андреевна, в девичестве Желябужская, была высокообразованная женщина, она предчувствовала в сыне необычайный талант и окружила его в семье всеобщим поклонением. Со временем «избалованность» переросла в незаменимое духовное родство с матерью.
Она и стала первой учительницей своего старшего сына, в котором не чаяла души, и привила ему любовь к поэзии.
Невысокий достаток семьи не стал препятствием к тому, чтобы дать Алексею приличное образование. В 1852 году родители определили его в Императорское Петербургское училище правоведения, которое считалось одним из лучших в стране.
Алексей оправдал их надежды, и стал лучшим учеником в классе, по всем предметам у него были только высшие оценки. Кроме того, он состоял в редакции «Училищного Вестника».
В 1859 году Алексей окончил училище, и приступил к службе в министерстве юстиции. В том же году он пережил личное потрясение – потерю любимой матери. В память о ней были написаны стихотворения: «Какое горе ждёт меня?», «Ещё свежа твоя могила», «Когда я был ребёнком, родная моя…»
Служба не увлекла молодого человека. Вместе с другом Петром Чайковским, они вели праздный образ жизни «золотой молодёжи».
Вскоре жизнь свела Алексея Николаевича с Львом Толстым и Иваном Тургеневым. Появляются лирические стихи, посвящённые Петербургу, всё чаще звучат некрасовские нотки о социальном неравенстве:
«По Руси великой, без конца и края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Всё бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес так мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид её убогой»
В то время выходит цикл его стихов «Деревенские очерки». Опубликовал их самый популярный в то время журнал «Современник», несмотря на то, что некоторые стихи были жёстко исправлены цензурой, они всё же понравились читателю.
Руководители журнала Н.Некрасов и И.Панаев предрекают начинающему поэту будущую славу. Недюжинный талант самого Апухтина ценили И. С.Тургенев и А. А.Фет.
.Но судьба внесла свои коррективы.
В начале 60-х годов Алексей Апухтин вдруг осознал, что его поэзия слишком интимна, и не отвечает запросам общественности. Пока он ещё сотрудничает с некоторыми журналами, которые публикуют его стихи.
В 1862 году вышло в свет его стихотворение «Современным витиям». В нём он выражает свою позицию «посреди гнетущих и послушных».
Алексей Апухтин предпочёл отмежеваться от любых общественных партий и литературных направлений. И стал называть себя «дилетантом» в литературе.
Несмотря на такое заявление, у Алексея Апухтина имелись чёткие литературные принципы, позиции и авторитеты – Лев Толстой и Александр Пушкин.
В 1862 году он едет в родовое имение, на родину, в Орловскую губернию, и на 20-ть лет прекращает творческую деятельность, обрывает, все связи с наставниками.
Друзья он так объясняет свой поступок:
«Никакие силы не заставят меня выйти на арену, загромождённую подлостями, доносами и семинаристами».
Однако не заносчивость диктовала эти строки юному Апухтину, а опять же - Пушкин: «Иная, лучшая потребна мне свобода…».
Будто в отместку за этот решительный и, кажется беспрецедентный в истории нашей литературы шаг, критика сделала Апухтина синонимом обломовщины.
После революции поэзию Алексея Апухтина корчевали с особенным усердием как « классово-чуждую».
С 1863 по 1865 год, Алексей Николаевич служит при губернаторе в Орле в чине старшего чиновника по особым поручениям.
Переехав в Петербург, Алексей Николаевич устраивается на службу чиновником в Министерство внутренних дел. Несколько раз выезжал за границу по служебным делам. В 70-е годы Алексей Апухтин почти не издаётся, пишет только для ближайшего окружения.
Но, даже эти немногочисленные стихи расходятся рукописными тиражами. Их декларируют в салонах и с эстрады, на них накладывают музыку и создают романсы. На этой основе можно сделать вывод, что поэт в те годы уже стал знаменитостью.
В начале 80-х годов произошёл поворот в общественном сознании, и к Алексею Апухтину возвращается жажда творчества, читал стихи, по приглашению, даже самому царю Александру III.
В 1885 году он пишет поэму «Год в монастыре».После этого успеха поэт принимается за сочинительство, и через год издаёт сборник стихотворений первый и последний, при жизни поэта, на 85-ть стихотворений.
Вышедший в 1886 году, он разлетелся тиражом в 3000 экз., и пережил 3 прижизненных и 7 посмертных изданий. С этого времени, Алексей Апухтин начинает регулярно печататься в различных изданиях.
Но, даже на пике популярности Алексей Николаевич держался особняком от литературной жизни. Лишь иногда он участвовал в сборниках, которые издаются в благотворительных целях.
В 1869 году была написана «Солдатская песня о Севастополе», посвящённая Алексеем Апухтиным, поражению России в Крымской войне – 1853-1856 годов.
В отличии от любовной лирики, где поэт воспевает силу чувства, единственного ради чего стоит жить, «Солдатская песня о Севастополе» выражает настроение поэта-патриота, который не мог оставаться равнодушным к огромным человеческим потерям и людской скорби:
«Солдатская песня о Севастополе»
Не весёлую, братцы, вам песню спою,
Не могучую песню победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей
И пришли к нам, и нас победили.
А и так победили, что долго потом
Не совались к нам с дерзким вопросом;
А и так победили, что с кислым лицом
И с разбитым отчалили носом.
Я спою, как, покинув и дом и семью,
Шёл в дружину помещик богатый;
Как мужик, обнимая бабёнку свою,
Выходил ополченцем из хаты.
Я спою, как росла богатырская рать,
Шли бойцы из железа и стали,
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!
Как красавицы наши сиделками шли
К безотрадному их изголовью;
Как за каждый клочок нашей русской земли
Нам платили враги своей кровью;
Как под грохот гранат, как сквозь пламя и дым,
Под немолчные, тяжкие стоны
Выходили редуты один за другим,
Грозной тенью росли бастионы;
И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов её смелых…
Пусть нерадостна песня, что вам я пою,
Да не хуже той песни победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
Стихотворение «Солдатская песня о Севастополе» было положено на музыку Петром Чайковским, ближайшим другом Алексея Апухтина. На его стихи, композитор Пётр Ильич Чайковский, в своё время, написал шесть романсов.
*«Кто идёт»
* «Забыть так скоро»
* «Он так меня любил»
*«Ни отзыва, ни слова, ни привета»
*«День ли царит»
*«Ночи безумные»
В мае 1853 года юный поэт Алексей Апухтин оказался в одном классе Императорского училища правоведения с Петром Чайковским,и они подружились на всю жизнь.
Надо сказать, будучи самым близким другом, Алексей Апухтин оказал заметное явление на Петра Чайковского.
История, к сожалению, говорит о неблаговидном факте, их юношеской дружбы, но как говорится, из песни слов не выкинешь.
В семье Чайковских считали, и не без оснований, что первый гомосексуальный опыт, Пётр пережил в училище в 13-ем возрасте со своим однокашником, будущим поэтом Алексеем Апухтиным.
Сам Алексей Апухтин, к тому моменту уже был любовником классного наставника Шильдер-Шульднера, выходца из Германии.
Они сидели за одной партой, вместе бегали – курить – эта привычка осталась у них на всю жизнь - много общались.
Будучи закрытым мужским учебным заведением, оно, как и другие учебные заведения, такого типа, в том числе зарубежные, предполагали к возникновению, как платонических любовных чувств, так и устремление к физическому удовлетворению в период пубертатной гиперсексуальности.
Здесь также играли роль и совместные посещения бани, и уроки танцев, где воспитанники танцевали друг с другом, один в роли кавалера, другой в роли дамы.
Ещё в 1862 году, Пётр Чайковский в компании друзей-правоведов, «золотой молодёжи», их времени, включая Алексея Апухтина, попал в гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шопан», в результате которого они , по выражению младшего брата Чайковского –Модеста, тоже гомосексуалиста, «были ославлены на весь город в качестве бугров «гомосексуалистов».
К удивлению, и Алексей Апухтин и Пётр Чайковский, родились и ушли из жизни в один и тот же год:
Алексей Апухтин (27.11.1840 – 17.08.1893.)
Пётр Чайковский (07.05.1840 – 06.11.1893)
В последние годы Алексей Апухтин очень плодотворно работал. За два года до смерти написал трагический монолог, лишённого рассудка человека «Сумасшедший», поэму «Год в монастыре», множество рассказов в стихах, этюдов и романсов.
Также остались дневники тех лет «Неоконченная повесть, «Дневник Павлика Дольского» личного характера.
Ещё в 70-е годы поэт сильно прибавлял в весе. В итоге у него развилось ожирение, которое прогрессировало на протяжении 10 лет. К этому добавилась водянка-асцит, развившаяся за два года до смерти.
Алексей Апухтин никогда не был женат и не имел детей.
В последнее время Алексей Николаевич практически постоянно находился в кресле, в полулежащем состоянии. Со свойственным ему юмором, Алексей Николаевич, шутил над своей внешностью, рассказывая следующую историю – маленькая девочка, войдя в комнату, спросила, увидев Апухтина:
«Мама, это человек или нарочно?»
В моменты бодрствования он неизменно декламировал своего любимого Александра Пушкина.
Думается, что одним из самых страшных, надрывных эпизодов в биографии Алексея Апухтина стало… открытие памятника Пушкину, 7-го августа 1884 года.
Не само это знаменательное событие, конечно, а то, что Апухтин, который с воодушевлением помогал собирать средства на монумент своему кумиру, оказался в этот день в горьком и гордом одиночестве и в «приливе крошечной тоски» сам себе декламировал стихи Пушкина. Его забыли пригласить…
На церемонии открытия памятника Александру Пушкину присутствовали члены Городской думы и Городской управы, члены царской семьи, высокопоставленные чиновники Санкт-Петербурга.
Это, самый первый памятник Пушкину в городе, бронзовая скульптура. Его руки скрещены на груди, в одной из них он держит книгу.
Скульптура Александра Опекушина изображает Александра Пушкина в полный рост, на трёхметровом постаменте. Ещё 22 августа 1881 года царём Александр III было подписано повеление о переименовании улицы Компанейской в Пушкинскую.
Сейчас скульптура на высоком гранитном пьедестале в окружении деревьев сквера, представляет собой островок уединения и размышлений над вечными человеческими вопросами, хоть и находится на оживлённой Пушкинской улице, в центре города.
У Алексея Апухтина хватает мужества, в последние годы, с улыбкой слушать навязчивый монолог своей новой подруги – старости, он пишет:
«Тебя в ненастные, сомнительные дни
Я шарфом обвяжу, подам тебе калоши…
А зубы, волосы… На что тебе они?
Тебя избавлю я от этой ноши»
Скончался поэт 17 августа 1893 года в Санкт-Петербурге. Погребение состоялось на Никитском кладбище. Уже позднее, спустя 63 года, в 1956 году, прах был перевезён на Волковское кладбище, и повторно захоронен на Литературных мостках.
Память о поэте:
В центре города Болхов, Орловской области установлен памятник А. Н. Апухтину. В городах Орёл и Болхов - есть улицы Апухтина. Одна из школгорода Болхова носит имя А.Н.Апухтина.
Наш мэтр, поэт Евгений Евтушенко, в своём цикле "Поэты русские" -посвятил Алексею Апухтину стихотворение, где есть такие строки:
"Он с молодости был в немолодых,
и въехал он в бессмертие на паре
чужою страстью загнанных гнедых..."
Природная дарование и высокая человеческая и творческая культура обеспечила поэту Алексею Николаевичу Апухтину успех, и послужила залогом долгожительства его произведений.
Из поэтического наследия Алексея Апухтина.
«Пара гнедых»
Пара гнедых, запряженных с зарёю,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредёте вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.
Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарилась с вами,
Пара гнедых!
Ваша хозяйка в старинные годы
Много имела хозяев сама,
Опытных в дом привлекала из моды,
Более нежных сводила с ума.
Таял в объятьях любовник счастливый,
Таял порой капитал у иных;
Часто стоять на конюшне могли вы,
Пара гнедых!
Грек из Одессы, еврей из Варшавы,
Юный корнет и седой генерал –
Каждый искал в ней любви и забавы
И на груди у неё засыпал.
Где же они, в какой новой богине
Ищут теперь идеалов своих?
Вы, только вы и верны ей доныне,
Пара гнедых!
Вот отчего, запрягаясь с зарёю
И голодая по несколько дней,
Вы подвигаетесь мелкой рысцою
И возбуждаете смех у людей.
Старость, как ночь, вам и ей угрожает,
Говор толпы невозвратно затих,
И только кнут вас порою ласкает,
Пара гнедых!
«Памяти Ф.И. Тютчева»
Ни у домашнего, простого камелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика,
С улыбкой едкою, с душою благосклонной!
Ленивой поступью прошёл он жизни путь,
Но мыслью обнял всё, что на пути заметил,
И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,
Он был как голубь чист и как младенец светел.
Искусства, знания, событья наших дней –
Всё отклик верный в нём будило неизбежно,
И словом, брошенным на факты и людей,
Он клейма вечные накладывал небрежно…
Вы помните его в кругу его друзей?
Как мысли сыпались нежданные, живые,
Как забывали мы под звук его речей
И вечер длившийся, и годы прожитые!
В нём злобы не было. Когда ж он говорил,
Язвительно смеясь над жизнью или веком,
То самый смех его, нас с жизнию мирил,
А светлый лик его мирил нас с человеком!
«Дорожная дума»
Поздней ночью, равниною снежной
Еду я. Тихо. Всё в поле молчит…
Глухо звучат по дороге безбрежной
Скрип от полозьев и топот копыт.
Всё, что, прощаясь, ты мне говорила,
Снова твержу я в невольной тоске.
Долог мой путь, и дорога уныла…
Что-то в уютном твоём уголке?
Слышен ли смех? Догорают ли свечи?
Так же блистает твой взор,
как вчера?
Те же ли смелые, юные речи
Будут немолчно звучать до утра?
Кто там с тобой?
Ты глядишь ли бесстрастно
Или трепещешь, волнуясь, любя?
Только б тебе полюбить не напрасно,
Только б другие любили тебя?
Только бы кончился день без печали,
Только бы вечер прошёл веселей,
Только бы сны золотые летали
Над головою усталой твоей!
Только бы счастье
со светлыми днями
Так же гналось по пятам за тобой,
Как наши тени бегут за санями
Снежной равниной порою ночной!
1866 год.
«Будущему читателю»
Хоть стих наш устарел,
но преклони свой слух
И знай, что их уж нет,
когда-то бодро певших,
Их песня замерла, и взор у них потух,
И перья выпали из рук окоченевших!
Но смерть не всё взяла.
Средь этих урн и плит
Неизгладимый след
минувших дней таится:
Все струны порвались,
но звук ещё дрожит,
И жертвенник погас,
но дым ещё струится.
1868 год.
N.B.
Историческая справка.
События Крымской войны 1853-1856 года подвигли поэта Алексея Апухтина, как патриота России написать стихотворение «Солдатская песня о Севастополе».
Расскажу, для неискушённого читателя, о далёких, сложных, военных событиях тех лет.
Причина военного конфликта:
К 50-м годам XIX века Османская империя окончательно утратила своё могущество. Российское же государство, наоборот, после подавления революций в европейских странах, возвысилась.
Император Николай I решил ещё больше укрепить могущество России. В первую очередь он хотел, чтобы проливы Чёрного моря Босфор и Дарданеллы стали свободными для русского флота.
Это привело к боевым действиям между Российской и Османской империями. Кроме того основными причинами были:
*Турция имела право пропускать флот союзных держав через Босфор и Дарданеллы в случае военных действий.
*Россия проводила открытую поддержку православным народам, находящимся под гнётом Османской империи.
Турецкое правительство не раз высказывало своё возмущение по поводу вмешательства России во внутреннюю политику Османского государства.
*Турецкое правительство во главе с Абдул-Меджидом жаждало реванша за поражение в двух войнах с Россией 1806-1812 и 1828-1829 годов.
*Николай I , готовясь к войне с Турцией, рассчитывал на невмешательство западных держав в военный конфликт. Однако российский император жестоко ошибался – западные страны подстрекаемые Великобританией выступили открыто на стороне Турции.
Английская политика традиционно заключалась в том, чтобы всеми силами искоренить малейшее усиление какой-либо страны.
Начало военных действий:*Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической Церквями о праве обладания святыми землями в Палестине.
Кроме этого, Россия потребовала признания черноморских проливов свободными для военного флота России. Турецкий султан Абдул-Меджид, ободрённый поддержкой Англии, объявил войну Российской империи.
Если говорить коротко о Крымской войне, то её можно разбить на два основных этапа:
*Первый этап длился с 16 октября 1853 года по 27 марта 1854 года. Первые полгода военных действий на трёх фронтах – Черноморском, Дунайском и Кавказском, русские войска неизменно одерживали верх над турками-османами.
В 1853 году адмирал Нахимов захватил турецкую крепость Синоп.
*Второй этап длился с 27 марта 1854 года по февраль 1856 года.
Число участников Крымской войны 1853-1856 года выросло из-за вступления в войну Англии и Франции, на стороне Турции.
В войне настал коренной перелом.
Ход военной кампании.
К осени 1853 года события на Дунайском фронте протекали вяло и нерешительно для обеих сторон.
* Русской группировкой сил командовал только Горчаков, который думал только об обороне Дунайского плацдарма. Турецкие войска Омер-паши после тщетных попыток перейти к наступление на границе Валахии, также перешли к пассивной обороне.
*События на Кавказе развивались куда стремительней. 16 октября 1854 года отряд состоящий из 5-ти тысяч турок напал на русскую пограничную заставу между Батумом и Поти.
Турецкий командующий Абди-паши рассчитывал смять русские войска в Закавказье и соединиться с чеченским имамом Шамилем. Но русский генерал Бебутов расстроил планы турок, разгромив их у селения Башкадыклар в ноябре 1953 года.
*Но самая громкая победа была добыта на море адмиралом Нахимовым 30 ноября 1853 года. Русская эскадра полностью уничтожила турецкий флот находившийся в Синопской бухте.
В плен к русским морякам попал командующий турецким флотом Осман-паша. Это было последнее сражение в истории парусного флота.
Сокрушительная победа русской армии и флота пришлись не по нраву Англии и Франции. Правительство английской королевы Виктории и французского императора Наполеона III потребовали вывести русские войска из устья Дуная.
Николай I ответил отказом. В ответ на это 27 марта 1854 года Англия объявила войну России. Из-за концентрации австрийских вооружённых сил и ультиматума австрийского правительства, Николай I вынужден был согласиться на вывод русских войск из Дунайских княжеств.
Новый российский государь Александр II, сменивший скоропостижно скончавшегося,
2 марта 1855 года, Николая I на троне, непосредственно посетил театр военных действий.
После этого он решил сделать всё от него зависящее, чтобы прекратить Крымскую войну. Окончание войны пришлось на начало 1856 года.
В начале 1856 года в Париже был созван конгресс европейских дипломатов для заключения мира. Самым тяжёлым условием выдвинутым западными державами России, был запрет содержания российского флота на Чёрном море.
Основные условия Парижского договора:
*Россия обязывалась возвратить Турции крепость Карс в обмен на Севастополь.
*России запрещалось иметь флот на Чёрном море.
*Россия теряла часть территорий в дельте Дуная. Судоходство по Дунаю объявлялось свободным.
*России запрещалось иметь военные укрепления на Аландских островах.
Российская империя потерпела серьёзное поражение. Был нанесён мощный удар по международному престижу страны.
Крымская война обнажила гнилость существующего строя и отсталость промышленности от ведущих мировых держав.
Отсутствие у русской армии нарезного оружия, современного флота и нехватка железных дорог, не могли не сказаться на военных действиях.
Тем не менее, такие ключевые моменты Крымской войны, как Синопский бой, оборона Севастополя, взятие Карса или оборона крепости Бомарзунд, остались в истории как жертвенный и величественный подвиг русского солдата и русского народа.
Правительством Николая I во время Крымской войны вводилась жесточайшая цензура.
Запрещалось затрагивать военную тематику, как в книжках, так и в периодических изданиях. В печать не пропускались также издания, писавшие в восторженном ключе о ходе боевых действий.
Ключевые сражения, в Крымской войне, за Синоп, за Одессу, за Дунай, за Кавказ, за Севастополь. Были и другие сражения, но перечисленные выше – основные.
Бомбардировка Одессы, апрель 1854 год.
В начале апреля 1854 года Османская империя пустила через свои проливы эскадру франко-британского флота, которая стремительно направлялась на российские портовые и судостроительные города: Одессу, Очаков и Николаев.
10-го апреля 1854 года началась бомбардировка Одессы, главного южного порта Российской империи.После стремительной и интенсивной бомбардировки, планировалось высадить десант в районе северного Причерноморья, чем заставить вывести войска с Дунайских княжеств, а также ослабить защиту Крыма.
Однако несколько дней обстрела город выстоял. Более того, защитники Одессы смогли нанести точные удары по флоту союзников Турции - Англии, Франции, Сардинского королевства (Сардинское королевство – государство на территории современной Италии.
С 1861 года именовалось – Итальянское королевство).
План англо-французских войск провалился. Союзники вынуждены были отступать в сторону Крыма и начинать битву за полуостров.
Оборона Севастополя -1854-1855 год.
Самое героическое и трагическое событие Крымской войны, это, безусловно, битва за Севастополь. Поэт Алексей Апухтин, не мог пройти, в своём творчестве, мимо этого военного события, что и отразил в своём стихотворении «Солдатская песня о Севастополе», за 1869 год.
В сентябре 1855 года франко-английские войска захватили последнюю точку обороны города – Малахов курган. Город пережил 11-ть месяцев осады, однако в результате был сдан войскам союзников (среди которых находилось и Сардинское королевство).
Это поражение стало ключевым и послужило импульсом для завершения войны. С конца 1855 года начинаются усиленные переговоры, в которых Россия практически не имела сильных аргументов. Было понятно, что война проиграна.
Что касается потерь, то Российских подданных, которые погибли в войне, составляют 47,5 тысяч человек, Британия потеряла 2,8 тысяч. Франция 10,2 тысяч, Османская империя – более 10 тысяч.
Сардинское королевство потеряло 12 тысяч военных. Погибших со стороны Австрии неизвестно, возможно, потому что официально она не была в состоянии войны с Россией.
Лев Николаевич Толстой известен мировому сообществу, как великий писатель. Но при этом, немногие знают, что в молодости этот колосс мировой литературы служил офицером в Русской императорской армии и принимал непосредственное участие в событиях Крымской войны.
В январе 1854 года Лев Толстой стал прапорщиком и был направлен из Дунайской армии в осаждённый Севастополь.
10 ноября 1854 года Лев Толстой был назначен младшим офицером в третью легковую батарею 14-й артиллерийской полевой бригады.
В августе 1655 года артиллерийский поручикЛев Толстой принимал участие в жестоком сражении на Чёрной речке, в ходе которого русская армия потерпела поражение, потеряв более 2 –х тысяч убитыми.
В конце 1855 года поручик Лев Толстой был отправлен на четвёртый бастион, который был одним из самых важных позиций города.
За чрезвычайную стойкость и мужество, Лев Толстой был награждён орденом святой Анны 4-ой степени с подписью «За храбрость». Позднее он получил серебряную медаль
«За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853-1856гг.».
Как известно, в произведениях Льва Николаевича абсолютно точно описаны события Крымской войны. Это рассказы: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года», «Севастопольские рассказы» и другие.
Севастополь пал, но русский народ вышел из него непобеждённым духовно. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставшийся Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам!
Свидетельство о публикации №121051102958
Жаль только, что из его замечательного стихотворения Вы процитировали лишь
4 (не самые выразительные) строчки. Я имею в виду "Старость":
"Бредет в глухом лесу усталый пешеход
И слышит: кто-то там, далеко, за кустами,
Неровными и робкими шагами
За ним, как вор подкравшийся, ползет...."
Ну, и далее — каждая строфа лучше предыдущей.
Но.. что это я?.. Недаром говорится "Если можешь, напиши сам". А Апухтин, безусловно, достоин большого обстоятельного разбора его творчества.
P.S. Мне у него очень нравится его стоящий совершенно особняком фантастический рассказ "Между жизнью и смертью".
С уважением, Т.К.
Татьяна Коливай 19.05.2023 21:07 Заявить о нарушении
Заходите ещё на страницу, буду Вам - рад.
С уважением!
Лев.
Лев Баскин 19.05.2023 23:50 Заявить о нарушении