Маргарита человек разумный часть 380
Сдерживая бесполезное возмущение, мы слушали этот рассказ о нелепом провале всей работы: нет фотографии, нет самого каптара, исчезла всякая надежда увидеть и изловить зверя – он, разумеется, в этот район больше не вернется. Нет даже сколько-нибудь подробного и достоверного описания внешности спугнутого существа. Утренний осмотр места происшествия убедил нас лишь в том, что вряд ли посетителем мог быть человек – низко свисающие над водой кусты исклюючали возможность передвижения стоя. На четвереньках же человек не смог бы так быстро пробежать описанное расстояние.
Выстрел Мережинского имел еще одно несчастное последствие. Через день, нас вызвали на неофициально созванное Бюро Райкома КПСС, где нам предложили дать объяснение нашей деятельности. В атмосфере настороженности, я прочитала лекцию об истории проблемы снежного человека, о работах советских исследователей, о значении для науки и для нашей страны возможного открытия и, наконец, о сведениях, полученных на Кавказе, в частности, в Белоканском районе и о перспективах, которые, возможно, открывают полученные от местного населения данные. К концу лекции явился Мережинский и внезапно сделал ошеломляющее заявление. Рассказывая об эпизоде в селе Казбина, он, желая, очевидно, подчеркнуть сходство каптара с человеком, признал, что в момент выстрела, он был уверен, что перед ним человек, желающий его разыграть и выстрелил он в него намеренно, со злости, чтобы его наказать.
Добавлю к этому, что Мережинский распространил слух об огромной награде за убитого каптара. Начав с 10.000, сумма вскоре достигла 50.000 рублей. Весь городок пришел в состояние неописуемого возбуждения. За нами устремлялись толпы людей. Дело дошло до того, что мы с трудом входили и выходили из гостиницы, буквально прокладывая себе дорогу че-рез шумящую толпу, насчитывающую иногда не менее 200 человек, под градом насмешек и шуток.
Неудивительно, что партийное руководство резко отрицательно отнеслось к нашей «деятельности» и вскоре нам было предложено 1-ым секретарем райкома, тов. Мансуровым, убраться из города. «Вы здесь мешаете» – несколько раз повторил он мне и Зерчанинову во время очень тягостного для нас приема. Зерчанинов не мог примириться с создавшейся обстановкой и через два дня уехал через Баку и Махачкалу в Дагестан. Вернувшись в Белоканы вечером 27.09, он на другое утро покинул нас окончательно.
В Махачкале он виделся с Леонтьевым, поведавшем ему о крайне отрицательном отношении руководящих ведомств республики к вопросу о «каптаре». Сам Леонтьев едва ли не вынужден покинуть работу и подвергается истинной травле. В высокогорном, соседствующем с нами Тляратинском районе Дагестана, Зерчанинов был всего три дня, но и за этот короткий срок он записал несколько очень интересных рассказов. Зерчанинов привез номер «Дагестанской Правды» с редакционной статьей «Научные данные? Нет! Невежество и суеверие». К счастью для нас, «Дагестанская Правда» не распространяется в Белоканах…
Причины подобного отношения руководящих лиц к вопросу о диком человеке я изложу ниже. Не предрешая вопроса о природе этого существа, было ясно одно: в Белоканском районе водится какое-то загадочное для местного населения крупное существо белой окраски, ведущее ночной образ жизни, тесно свя-занное с водой, очень резвое и опасливое.
Итак, в ночь с 18 на 19 сентября, Мережинский видел совершенно белого цвета, исключительно подвижное существо, общие контуры которого показались ему человекоподобными. Примечание. Вот, что рассказал по возвращении их этой экспедиции об этом случае на Семинаре по проблеме реликтовых гоминоидов корреспондент газеты «Комсомольская правда» Ю.Зерчанинов: «В 1958-59 годы профессор Киевского университета Ю.Мережинский ра¬ботал на Кавказе и познакомился с профессиональным охотником Хаджи Магома, который в верховьях реки Алазани неоднократно видел белого каптара. Охотник сказал, что знает место, где его в определённое время можно увидеть, и согласился показать его, при одном условии – не причинять каптару вреда и подарить ему фотографию этого существа. Парадокс, но оказалось, что в этом краю, где каждый человек знает про каптара с малых лет, люди не верят тому, что он Ходжи Магома видел это существо.
Получив заверение в строгом соблюдении договорённости, охотник в начале сентября прислал телеграмму с приглашением приехать. С Мережинским выехали Ж.И.Кофман и я. После долгого перехода через заросли камышей пришли на место – на небольшую полянку, расположенную на берегу реки. По середине полянки рос большой куст. Расположились по-двое, с разных сторон куста: с одной стороны Кофман и я, с другой охотник и Мережинский.
После нескольких часов ожидания послышался плеск воды, и перед глазами Мережинского предстало мокрое волосатое существо. Оно выбралось на берег и стало отряхиваться, причём делало оно это по-собачьи – брызги летели во все стороны. В этот момент профессор не выдержал. Нарушив данное охотнику слово, он вытащил из кармана старенький револьвер и прицелился в каптара. Руки у него от возбуждения дрожали. Охот¬ник с криком: «Ты же обещал!» – попытался ему помешать, но не успел. Раздался выстрел, но профессор промахнулся. Каптар метнулся к воде и скрылся в камышах. Охотник был до глубины души оскорблён вероломством учёного. Как тот ни уверял его, что револьвер был заряжен ампулой со снотворным и никакого вреда выстрел бы не причинил, охотник заявил, что он больше не доверяет русским и не хочет иметь с ними никаких дел».
Так безрезультатно закончилась эта история, а ведь будь ученый более выдержанным и не гонись он за сиюминутным результатом, в этом месте можно было бы со временем организовать длительные наблюдения и тогда уже были бы вероятно и фотографии, и киносъёмки, а, может быть, и приручение. Продолжение отчёта Ж.И.Кофман: 21 сентября, нам сообщили, что прошлой ночью охранник «аэродрома» видел каптара, гоняющего лошадь. Я немедленно выехала к нему, а через несколько часов увидела и саму лошадь и ее хозяина.
Грива в целом спадала совершенно свободно и нигде не была спутана. В средней трети гривы свисали две косы, основания которых, на загривке, отстояли друг от друга на расстоянии примерно 15 см. Каждая коса состояла из трех отдельно выделенных у загривка и очень туго свитых, скрученных, как бы пальцами, жгутов. Из таких трех жгутов и была сплетена каждая из кос. Местами витки были очень правильным и, туго затянутыми и точь в точь напоминали женскую косу.
Местами они были сложены небрежно, и «проскакивало» очередное звено. Но самым поразительным был узел, которым были связаны друг с другом свободные концы обеих кос. Точнее выражаясь, здесь был не узел, а сложнейшая комбинация петель и узлов, переходящих друг в друга, связанных и перевязанных меж-ду собою. Отдельные жгуты были пропущены в узлы, затянуты в них, прокручены, перекручены вокруг оси узла, завязаны в новые узлы и т.п. Не-смотря на сложность этого образования, и здесь волосы нигде не были спутаны. Их пучки были уложены не игрой случая, а согласно своеобразному плану, в целях, которые предвидел чей-то разум, и инструментом, который не мог быть ничем иным, как чьими-то пальцами.
Точно такая же петля из двух связанных кос, но меньших размеров, свисала у холки.
Все это образование в целом создавало впечатление – признаюсь, приводящее в замешательство, – творчества, реализованного второпях и небрежно умелыми пальцами, служащими какому-то темному, сложному сознанию. Никогда человек не сплел бы подобный узел, Человек, которому потребовалось бы скрепить петлю в гриве лошади, связал бы ее значительно проще. То, что я видела, было какой-то пародией, карикатурой на человеческий труд.
А стоящие возле меня простые люди, безграмотные крестьяне, дивясь моему изумлению, очень естественно объясняли мне, что в эти петли каптар просовывает ноги, т.к. катается он не как человек, а «наоборот», лицом к крупу, держась одной рукой за хвост, другой – за ногу лошади. Впоследствии мы видели несколько таких грив, неизменно у кобыл. Нам много раз приходилось слышать, что они служат для ног «наоборот « лежащего на спине лошади каптара. Однако, другие жители утверждали, что каптар сидит верхом, как обычно человек, лицом вперед, и что петли в гриве служат ему для управления лошадью. Те четыре человека, которые видели каптера на лошади, заставали его именно в этой, обычной, посадке.
Предположение о том, что эти косы могли быть сплетены предварительно кем-нибудь из жителей, для того, чтобы мистифицировать нас, исклюючается категорически. Во всех случаях, наше появление у хозяев лошади было так же неожиданным для них, как для нас самих. Местным жителям незачем было нас обманывать. Существование каптара и его привычка кататься на лошадях представляются им настолько естественными, что их, напротив, поражала неосведомленность московских «инжиниров». «А разве у вас в Москве нет каптара?» – часто слышали мы удивленный вопрос. Разговор неизменно оканчивался советом поймать каптара, просмолив спину лошади.
Убежденность жителей, виденное Мережинским существо, сложные петли в гриве избранных кобыл, множившиеся с каждым днем лаконичные рассказы очевидцев постепенно приводили нас к мысли о возможности действительного существования поразительного существа. Должна приз-нать, что было очень трудно придти к тому, чтобы допустить эту мысль. Пунктов, посещаемых каптаром, мы насчитывали, к концу сентября, пять. Крайних точек отделяло расстояние в 15 километров, с востока на запад и в 10-12 километров с севера на юг.
Почти каждую ночь до 19 октября я проводила в засаде, до первых чисел октября мы вдвоем с Мережинским, после его отъезда – одна. С вечера мы залегали либо над посещаемой каптаром речкой, либо вблизи от намеченной лошади. Как известно, эти засады успеха нам не принесли. Причин к тому три:
• Нас было мало. Часто случалось, что в те самые ночи, когда мы сидели в одном пункте, каптар появлялся в другом. Кроме того, лишённые средств передвижения, мы зачастую не имели возможности быстро переместиться и оказаться там, где следовало устроить очередную засидку.
• Проливные затяжные дожди, сопровождавшие очень раннюю в этом го-ду и холодную осень, сорвали больше половины наших засидок. В такую погоду, уверяли жители, каптар не ходит.
• Посещение каптаром обитаемых людьми районов и, в частности, его катание на лошадях носят сезонный характер. Он начинает появляться в июле, интенсивно катается в августе и в сентябре, иногда еще немного в октябре, если стоят хорошие дни. Зимой каптар «работает совсем мало-мало».
Мы приехали в Белоканы в середине сентября, в самый сезон езды каптара. Но нам потребовалось известное время для сбора информации, ориентации в месте и обстановке и преодоления естественного недоверия, которое, вначале, вызывали у нас все рассказы.
Мы начали выслеживать каптара слишком поздно. « Зачем не приходил 5-10 дней назад, – с досадой говорили нам хозяева, – в то время, каждую ночь каптар катался!». Кроме того, каптара наблюдают в период полнолуния – то ли потому, что именно в эти ночи он покидает свои убежища, то ли потому, что его попросту легче увидеть в лунную ночь. Сентябрьское полнолуние кончилось числа 22-го, октябрьское должно было начаться лишь 16-го.
В двух пунктах нами была заготовлена смола и хозяева, рады избавиться от каптара, замучившего их лошадь, катаясь на ней по ночам, давали согласие на использование последней в качестве приманки. Но неизменно случалось так, что когда мы у них караулили, начинался дождь. Через несколько дней, восстановилась погода, и мы оказывались в другом месте. А затем выяснялось, что именно в эти дни, каптар вновь катался. Хозяев же трудно было заразить нашим воинственным настроением. Они готовы были нам с большой искренностью помочь во всем. Но, что-либо предпринимать по собственной инициативе, да еще в одиночку, вовсе не укладывалось с флегмой истинных сынов Востока.
21 сентября я впервые услышала о другом человекообразном существе, также посещающем Белоканский район – меше-адаме, «лесном человеке». Впоследствии нами было собрано значительное количество свидетельских показаний о нем. Речь идет, несомненно, о том же существе, что и дагестанский «каптар» и закатальский «вехши-адам».
Большинство встреч имело место в районе селений, граничащих с запада с лесами бассейна Алазани, очень густыми и местами практически не исследованными из-за непроходимости. Новым оказалось в этих сведениях связь «лесного человека» с деревьями. В одном случае его видели стоящим высоко в ветвях крупного дерева. Согласно другим слухам, в Алазанских лесах изредка встречались очень большие гнезда, сплетенные в ветвях, считающиеся обиталищем лесного человека. Однако до первоисточника этих слухов я не сумела добраться за отсутствием времени. Слы-шали мы и три рассказа о будто бы похищенных женщинах, которые вели супружескую жизнь с диким человеком. Точнее, считалось, что похитите-лем был медведь и что «лесные человеки» являются плодом этого брака.
Свидетельство о публикации №121051101698